Кадр из фильма «Тучи над Борском»
Инна Чурикова в фильме «Тучи над Борском», 1960
За этой работой последовали крошечные, но яркие и запоминающиеся эпизоды в картинах «Я шагаю по Москве» Георгия Данелия (неуклюжая девушка с петухом, участвующая в городском конкурсе), «Старшая сестра» (Нелли-«колдунья»), «Тридцать три» (Розочка Любашкина).
Инна Чурикова в фильме «Я шагаю по Москве»
Кадр из фильма «Неуловимые мстители», 1966
Ну и конечно Марфушенька-душенька из фильма-сказки Александра Роу «Морозко» (1964), которая благодаря стараниям Чуриковой из второстепенного персонажа превратилась в ключевую фигуру. Чтобы полнее вжиться в роль, актриса колола зубами орехи, грызла репчатый лук вместо яблок и самоотверженно бросалась в пруд с лягушками и пиявками. Даже спустя много лет картина смотрится на одном дыхании и по-прежнему радует взрослых и маленьких зрителей в преддверии новогодних праздников.
Инна Чурикова в роли Марфушеньки
Она мечтала сниматься в кино и была очень счастлива, когда получила эту роль. Глядя на ее героиню, зрители плакали от смеха, а юная актриса сгорала со стыда – говорят, увидев себя на экране во время озвучки, Инна Чурикова расплакалась.
Кадр из фильма «Морозко», 1964
Тем не менее, сказка получилась волшебной. Фильм попал в прокат не только в СССР, но и во Франции, Германии, Великобритании, Мексике, Чехословакии… Однако, сама Инна Чурикова, увидев себя на экране, твёрдо решила в кино больше не сниматься. К счастью, этот зарок она не выполнила. На то были веские причины: театральная судьба Инны Чуриковой на тот момент складывалась труднее киношной. Приходилось выбирать, — или играть роль Лисы в ТЮЗе, или сниматься в кино с такими звёздами как Высоцкий, Доронина, Леонов или Джигарханян. Даже небольшие роли в таких фильмах как «Стряпуха», «Тридцать три», «Старшая сестра», «Неуловимые мстители» вели Инну Чурикову к успеху в кино.
Творческую судьбу Чуриковой кардинально изменила встреча с начинающим режиссером Глебом Панфиловым, который искал актрису для своего дипломного фильма «В огне брода нет» (1967) первоначальное название «Святая душа»). Режиссер пересмотрел огромное количество фактур и даже сделал художественный набросок своей будущей героини. Увидев Инну в ТЮЗе в одной из смешных ролей, он тут же понял, что роль Тани Теткиной словно специально создана для этой необычной актрисы.
Больше всего я была поражена и даже напугана самим Панфиловым. Красивый, видный, всего на девять лет старше меня, а такой образованный, умный, талантливый и своеобразный. Я смотрела на него и слушала с раскрытым ртом. И влюбилась в него сразу же и бесповоротно, хотя надеялась на взаимность еще меньше, чем на получение главной роли в его фильме.
Для Чуриковой это была первая киноработа такой глубины и масштаба, хотя в кино она новичком не была. Начав сниматься у Панфилова, Инна поняла, что встретила не только своего режиссера, но и идеального мужчину. У Глеба было такое же ощущение – он как Пигмалион, лепил из начинающей актрисы свою Галатею, а она, в свою очередь, вдохновляла его на новые творческие эксперименты.
Кадр из фильма «В огне брода нет»
Инна Чурикова в образе Жанны д"Арк
Но, несмотря на все трудности и чиновничьи препоны, режиссер не сдался и не отказался от своего замысла. Он написал новый сценарий, в котором Орлеанскую Деву играет актриса самодеятельного театра Паша Строганова. Так появился фильм «Начало», который принес и Панфилову и Чуриковой мировую известность. В 1970 году Инна была названа лучшей актрисой страны по версии журнала «Советский экран».
Кадр из фильма «Начало»
Кадр из фильма «Начало», 1970
Все режиссеры, которым довелось работать с Инной Чуриковой, высказывали свое восхищение в ее адрес. Марк Захаров называл ее «актрисой божьей милостью». Но самые трогательные слова говорит о ней ее муж. «Инна Чурикова – это лицо, личность, отмеченная Богом. Я бы разглядел ее в тысячной толпе. Каждый раз, в каждой новой работе мне думается, что я исчерпал ее талант до конца, все понял, все узнал. Но начинается новая картина, и я вижу, что ничего не понял, ничего не узнал. Бесконечность чуда – это, наверное, и есть Актриса», – признается Глеб Панфилов. Другие режиссеры замечали в ней прежде всего комедийный талант, а ее супруг видел ее другой – лиричной, женственной и глубокой.
Инна Чурикова в фильме *Начало*, 1970
Инна Чурикова и ее муж Глеб Панфилов, 1974
С тех пор, за что бы ни брались Глеб и Инна, их творческий тандем рождал настоящие шедевры. Примером могут служить такие выдающиеся ленты как «Тема» (1979), «Прошу слова» (1975), «Васса» (1982), «Мать» (1989), «В круге первом» (2006), «Без вины виноватые» (2008). Примечательно, что со временем эти фильмы, даже снятые по классическим произведениям, не теряют своей актуальности и продолжают восхищать современного зрителя глубиной, драматизмом и человечностью.
Инна Чурикова и Глеб Панфилов в молодости
Стоит вспомнить блистательный образ жены барона в музыкальной трагикомедии «Тот самый Мюнхгаузен» (1979), в котором актриса в полной мере проявила свой уникальный комедийный талант. На съемочной площадке Чурикова много импровизироала – примером могут служить звонкие оплеухи, которые она щедро отвешивала своему экранному сыну в исполнении Леонида Ярмольника.
Кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»
На ее счету – огромное количество престижных театральных наград и кинопремий. Но признание, слава и успех не вскружили ей голову. Инну Чурикову давно называют живой легендой, а сама она смущается, когда такое слышит. Получая награду в номинации «Легенда сцены» на церемонии «Звезда Театрала», актриса сказала: «Я вообще не знаю, как человек становится легендой. Когда мне говорят, что я легенда, я очень удивляюсь, потому что я просто актриса и всё… Многого в жизни я еще не успела. Такая одолевает жадность. И тем не менее часы тик-так, тик-так, и – боже мой! – была Инной, а стала Инной Михайловной почему-то. Вот какая интересная история, в которую не верится…». Поборов неуверенность в себе, она так и не избавилась от природной застенчивости.
Кадр из фильма *Тот самый Мюнхгаузен*, 1979
Инна Чурикова в фильме *Тот самый Мюнхгаузен*, 1979
В «Военно-полевом романе» (1983) Петра Тодоровского актриса тоже много добавила от себя и очень благодарна режиссеру, что он ей это позволил (в фильме описана очень личная история из жизни самого Тодоровского, случившаяся с ним на войне).
Инна Чурикова в «Военно-полевом романе»
Яркой и запоминающейся получилась роль матери главного героя в культовой комедии Карена Шахназарова «Курьер» (1986). И снова Чурикова продемонстрировала высочайший профессионализм, следуя не только рекомендациям режиссера, но и прислушиваясь к мнению своего юного партнера Федора Дунаевского, для которого эта работа стала первыми шагами в кинематографе.
Инна Чурикова и Федор Дунаевский на съемках «Курьера»
Одной из своих самых любимых и дорогих картин актриса считает трагикомедию «Ребро Адама» (1990) режиссера Вячеслава Криштофовича, повествующая о непростых отношениях взрослых дочерей, матери и бабушки, вынужденных жить в одной квартире. На экране проявляется трепетное отношение Чуриковой к собственной матери, которую она просто боготворила всю свою жизнь. Картина стала дебютом Марии Голубкиной – это ее первое появление в большом кино. А Инна Чурикова за роль Нины Елизаровны получила три престижные награды как лучшая актриса 1991 года.
Кадр из фильма «Ребро Адама»
Чуриковой посчастливилось поработать с обоими братьями Михалковыми, которые всегда были очень высокого мнения об ее актерском даровании. В 1994 году она снялась у Андрея Кончаловского в «Курочке Рябе», а 2011 году сыграла небольшой, но полный драматизма эпизод в военной драме Никиты Сергеевича «Утомленные солнцем 2. Цитадель».
Инна Чурикова в фильме «Утомленные солнцем 2. Цитадель»
Инна Чурикова в «Идиоте»
С Басилашвили Чурикову связывает давняя многолетняя дружба. Ей очень хотелось стать его партнершей в комедии Данелии «Осенний марафон» (1979), но режиссер видел ее исключительно в образе Варвары, коллеги Бузыкина. Инна Михайловна отказалась, и Георгий Николаевич, сильно на нее обидевшись, отдал эту роль Галине Волчек. Спустя почти двадцать лет Чурикова и Басилашвили все же сыграли трогательную влюбленную пару в картине молодого грузинского режиссера Резо Гигинеишвили «Без границ» (2015).
Валентин Гафт, Инна Чурикова и Олег Басилашвили
Можно еще долго перечислять яркие талантливые киноработы Чуриковой – их в творческой копилке актрисы уже около сотни. В последнее время Инна Михайловна стала реже сниматься в кино, уделяя больше времени театральной сцене, на которую вернулась в 1975 году.
Театральная деятельность
В Ленком Чурикову пригласил лично Марк Захаров – он искал актрису для своего спектакля «Тиль» и видел в роли Неле именно ее. Он пришел к Инне и Глебу в их крохотную однушку в хрущевке, и они вместе весь вечер бурно обсуждали сценарий и предстоящий спектакль.
Инна Чурикова в спектакле «Тиль»
Премьера «Тиля» прошла с огромным успехом, и вскоре Чурикова стала ведущей актрисой театра, на которой много лет держался весь репертуар. Среди ее работ – Анна Петровна в «Иванове», Офелия, а позже Гертруда в «Гамлете», Аркадина в «Чайке», Комиссар в «Оптимистической трагедии», Фекла Ивановна в «Женитьбе» и т.д.
Инна Чурикова на сцене Ленкома
В последние годы Глеб Панфилов тоже всерьез занялся театром и поставил для Ленкома спектакли «Аквитанская львица» и «Ложь во спасение», в которых задействовал неподражаемую супругу.
Инна Чурикова в спектакле «Аквитанская львица»
Параллельно Чурикова выходит на сцену Театра Наций, где играет королеву Елизавету II в постановке Питера Моргана «Аудиенция». Инна Михайловна также гастролирует по стране с антрепризными спектаклями «Старая дева», «Смешанные чувства» и «Овечка».
Личная жизнь Инны Чуриковой
История любви Панфилова и Чуриковой напоминает красивую сказку, которая продлилась более пятидесяти лет. Их союз считался образцовым как в житейском, так и творческом плане и является примером идеальных гармоничных отношений между мужчиной и женщиной.
Инна Чурикова и Глеб Панфилов
Инна Чурикова с мужем и сыном
В 1978 году у них родился сын Ванечка, который уже в четырехлетнем возрасте появился на экране. Очаровательный малыш сыграл внука Вассы Железновой в фильме отца «Васса» и, надо признать, справился со своей ролью безупречно. Все свое детство мальчик провел за кулисами, где его поочередно нянчили артисты Ленкома. Казалось бы, его дальнейшая актерская судьба предрешена, но Иван решил выбрать в жизни самостоятельную дорогу, не желая конкурировать со своими знаменитыми родителями.
Семья Инны Чуриковой
Юноша окончил МГИМО, несколько лет проработал в юридическом отделе крупной международной фирмы и ушел в рестораторы. Начал с того, что организовал систему питания для сотрудников своей организации. А затем открыл ресторан в Переделкино, который пришелся по душе местной творческой интеллигенции. В 2008 году Иван снялся в фильме отца «Без вины виноватые» и, по словам Инны Михайловны, переиграл там всех актеров, вместе взятых. С этого момента он решил посвятить свою жизнь творчеству и сейчас работает с отцом, занимаясь продюсированием, написанием сценариев и режиссурой.
(продолжение следует)