Это был лучший для того времени способ людей посмотреть и себя показать. Полонез предполагал демонстрацию нарядов и умения держать осанку, менуэты были похожи на учтивое и изящное приглашение к танцу, вальс и в XIX веке порой считали танцем неприличным, зато мазурка открывала прекрасные возможности для объяснения в любви. Балы XVIII - XIX веков – это отдельный мир, в котором успех сопутствовал самым галантным и учтивым кавалерам, а он дам требовалось не только изящество платья и изысканные манеры, но и хорошая «спортивная» форма.
Как балы стали любимым развлечением русских дворян
Можно забыть имена персонажей из «Войны и мира» или «Анны Карениной», но многие ли вычеркнули из памяти описание первого бала Наташи Ростовой или другого, на котором возникло роковое чувство между Анной и Вронским, а сердце Кити было разбито? Вряд ли - и торжественный столичный бал с участием императора, и более скромный, но зато и более веселый московский благодаря Толстому превратились чуть ли не в собственные воспоминания вчерашних школьниц.
Петербургские придворные балы были куда более блестящими, чем московские
Одной из главных функций бала действительно было проведение «ярмарки невест» среди дворянского сословия, и тому служило многое: и обычаи относительно нарядов, и строгий церемониал, и негласные правила и обычаи, которые позволяли разглядеть в потенциальных супругах важные для совместной жизни достоинства.
Начало истории балов в России связывают с Петром I – в 1718 году император повелел проводить ассамблеи, которые постепенно приучили русских дворян к этой западной традиции. Только сначала все было несколько проще, чем в Европе: ассамблеи подразумевали скорее дружеские посиделки с танцами: подавалось крепкое спиртное, много табака, затевались разные игры и потехи, в придумывании которых сам Петр был большим мастером. Хозяева и гости таких ассамблей не то чтобы были в восторге от причуды правителя, но деваться было некуда: и жен с дочерьми приводили, и танцевать себя заставляли – эти мероприятия были объявлены обязательной к исполнению традицией.
Бал оказался полезен и тем, кто хотел завести или упрочить полезные связи
Но вот наступила эпоха императриц – а те настолько любили наряжаться и показываться во всем своем великолепии на балах, что и аристократия очень скоро полюбила этот вид времяпрепровождения. Никто никого больше не принуждал – наоборот, получить приглашение на бал считалось честью и свидетельством принадлежности к привилегированным кругам общества.
Присутствуя на балах, было довольно легко завести нужные знакомства, добиться расположения ценных гостей, удачно выдать замуж дочь или женить сына. Правда, одним лишь прибытием на бал дело теперь не ограничивалось – ассамблеи ушли в прошлое, настало время особого церемониала и строгого бального этикета.
В каких случаях на балу требовались маски
Разумеется, бал-маскарад предполагал обязательное наличие маски, а еще – плаща. В остальных случаях мужчины являлись на бал во фрачной паре или в парадном военном мундире и непременно в перчатках, женщины появлялись на балах в платьях любого цвета и разнообразных фасонов, но шея и плечи должны были быть открыты. А раз так, предполагалось, что на даме обязательно будет или колье, или цепочка, или другое украшение.
Кстати, и фраки долгое время могли быть разных цветов, мода на черные пришла ближе к середине XIX века
Неудобные башмаки петровской эпохи больше не стесняли движения танцоров, обувь стала удобной. Разве что военные могли щегольнуть и явиться на бал в сапогах, да еще со шпорами – это не одобрялось, поскольку во время танцев страдали подолы дамских платьев, но успех молодых офицеров в свете всегда был достаточно велик, чтобы закрывать глаза на такие отступления от правил. Обязательным дамским бальным аксессуаром была маленькая книжечка-карне, куда записывались номера танцев и имена кавалеров.
Этикет требовал, чтобы кавалер не танцевал с одной дамой больше одного раза за вечер – лишь во второй половине XIX века это правило стало чуть менее строгим. Но все равно, больше трех раз вместе могли танцевать только жених и невеста. При такой насыщенности танцевальных планов на вечер немудрено, что появились бальные книжки. Они становились для молодых барышень подтверждением успеха в обществе, а пригласившие их на танец мужчины заносились в список личных побед.
Как правило, листы бальной книжки были из слоновой кости - чтобы можно было стереть записанное раньше и вновь использовать аксессуар на следующем балу
Большинства танцев юные барышни, особенно первый сезон выезжавшие в свет, ждали с замиранием сердца, но в программу бала входили и особенные, как будто специально предназначенные для романтических объяснений.
Бал открывался полонезом, или, в буквальном переводе с французского, «польским» – торжественным шествием, прогулкой под музыку, при этом хозяин шел в паре с самой почетной гостьей, а хозяйка – с самым почетным гостем. В России полонез был первым из «привезенных» западных танцев: и в этом опять же заслуга Петра I. По сути, полонез представлял собой демонстрацию танцующими самих себя: своих нарядов, осанки, умения себя держать, своего чувства ритма и предупредительности по отношению к партнеру.
Менуэт, как и другие танцы на балах, требовал определенных физических усилий и выносливости
Вслед за полонезом играли менуэт, другой церемониальный танец, представляющий собой последовательность поклонов и реверансов. Исполнялся он на полупальцах, длился долго и, кстати, требовал от танцующих выносливости и хорошей физической формы – движения в менуэте со временем становились все более сложными. Императрица Елизавета Петровна, которая славилась тем, что могла подряд протанцевать несколько менуэтов, была, по общему признанию, одной из самых неутомимых дам среди танцевавших этот танец. Но постепенно популярность менуэта снижалась; к тридцатым годам XIX века менуэт уже редко включался в программу бала.
Еще со времен Екатерины дворяне в России начали танцевать кадриль – тоже не самый простой танец; он требовал выполнения парами разных фигур, которые объявлял ведущий. Во время кадрили не особенно удавалось поговорить – легко было ошибиться в движениях.
Танец, предшествовавший признаниям в любви
После нескольких кадрилей, англезов, полек наступало время мазурки – того самого танца, которого с замиранием сердца ждала Кити Щербацкая. Мазурку дамы расписывали в первую очередь, и вообще в свете ей отводилось много внимания. Умение хорошо танцевать мазурку приравнивалось к «высшему» бальному образованию. После танца кавалер отводил даму к столу для ужина, во время бала блюда подавались на небольших столиках в маленьких гостиных. Время после мазурки считалось самым романтичным и подходящим для признания и объяснения.
Провинциальные балы были скромнее по размаху, но все равно ориентировались на столичные
Но ужином бал, тем не менее, не заканчивался. Завершением вечера становился танец котильон, танец-игра, – им опять-таки «управлял» кавалер ведущей пары. Порой в конце вечера танцевали вальс, который стал популярен с восьмидесятых годов XVIII века. Вообще говоря, это была своеобразная революция в бальном этикете: слыханное ли дело, чтобы кавалер прикасался к даме настолько откровенным образом, да чтобы танцующие еще и оказывались лицом к лицу?
Но в этом и состояло преимущество нового танца. Кавалер и его дама получали возможность не только обмениваться не слышными другим репликами, но и могли тайком от других гостей передавать друг другу записки. В XIX веке вальс мог становиться первым танцем бала, а полонез, напротив, завершал вечер. Кстати, именно вальсом начался бал в романе «Анна Каренина», тот самый, с которого начались отношения героини с Вронским.
*Что должен был сделать дворянин, если потанцевал с девушкой, и другие гендерные странности в Царской России
Традиционно это время было принято романтизировать, мол, «балы, красавицы, лакеи, юнкера…», а светская жизнь аристократии, дескать, была полна веселья, приятных бесед и развлечений, причем все это с легким флером романтизма и галантного флирта. Но при этом вся эта мишура была сдобрена огромным количеством правил и ограничений, которые кажутся нелепыми и абсурдными не только современникам, но и доставляли немало неудобств тем, кто был вынужден им следовать.
Этикет и обращение на «вы» к собственному супругу
Жизнь дворян была регламентирована от и до.
Большинство догм, которые использовались, касались регламентирования самой щепетильной темы человеческих отношений – гендерного различия и отношений между мужчинами и женщинами. Жизнь дворян и без этого регулировалась этикетными ограничениями при малейшем телодвижении.
Соблюсти определенные условности нужно было при первой встрече, прощаясь, ожидая визита, принимая гостей или отправляясь к ним, даря подарки и уж, тем более, отправившись на бал. Это и отличало дворянство от других слоев населения – крестьянства или духовенства.
Правил было столько, что выучить их за день-два было попросту невозможно, поэтому манерам обучали с детства, ведь нужно было не просто вести себя определенным образом, но еще и вести светскую беседу, а это отдельная наука. Причем глубина знаний здесь не играла никакой роли, важно было уметь говорить обо всем и сразу. Умело переходя от одной темы к другой. Это требование объяснялось тем, что разговор должен был быть интересен всем собравшимся (в том числе и совсем юным дамам), а потому затрагивать максимально возможное количество тем.
Вечера было принято проводить в обществе.
Дворянство отличалось еще и тем, что все к друг другу обращались на «вы», это можно увидеть в русской классической литературе, где масса примеров, как супруга обращается так к мужу, а брат – к сестре. Это еще один способ держать себя в рамках приличия, пусть даже с человеком и связывают очень тесные взаимоотношения.
Огромную роль играл внешний вид, прежде чем отправиться в свет, дворянин должен был нарядиться. Прийти одетым кое-как считалось неприличным, чего доброго подумают, что он обеднел, а это тоже было моветоном. Вообще о деньгах было принято говорить так, словно их много, в достатке или избытке. Бедность и ограниченность в средствах в этих кругах считались неприличными и постыдными.
Визиты и их строгий подсчет
Тот, кто считался отличным собеседником, был востребован в любом обществе.
Светская жизнь, которую должны были вести все дворяне, подразумевала постоянное общение. Было необходимо поддерживать связь со всеми приятелями и знакомыми. Для этого ходили друг к другу в гости, это именовалось «визитами». Причем визитер мог прийти и без приглашения, но ожидать в «предбаннике» или коридоре приглашения от лакея, который докладывал хозяевам дома о прибывшем. Входил только после приглашения по факту. Впрочем, в визите могли и отказать.
Большинство домов, считающихся модными, чьи хозяева вели насыщенную светскую жизнь, с утра пораньше готовились ко встрече многочисленных визитеров, а хозяева то и дело занимались их приемом и развлечением.
Пустые разговоры являлись неотъемлемой частью светских встреч.
Было принято совершать ответные визиты, причем это считалось обязательным условием. Чаще время для визитов было утреннее – до завтрака или до обеда. Особо приближенных гостей могли пригласить к столу. Если визитер пришел, а хозяина не было дома, либо же он не смог его принять по причине болезни или занятости, то гость оставлял визитку. Ее специально загибали определенным образом, для того чтобы была понятна цель визита. Верхний правый – поздравление, нижний левый – заходил попрощаться, нижний правый – соболезнование утрате, поддержка.
Познакомиться просто так было нельзя, официально знакомыми люди считались только после того как их представили друг другу, причем сделать это должен был кто-то третий – общий знакомый. Старшим (женщинам) называли имя, фамилию, титул, а они в ответ представлялись сами.
Балы и другие светские развлечения
Балы не оставляют равнодушными и современников.
Учитывая, что даже обычная бытовая жизнь была регламентирована массой правил, когда речь заходила о массовых светских мероприятиях, количество требований только увеличивалось. Балы являлись основным развлечением тех времен конец 18-середина 19 века – расцвет бальной культуры, которая диктовала свои условия.
О том, что та или иная семья проводит бал, становилось известно заблаговременно. Пригласительные рассылались примерно за неделю. Ведь приглашенным еще предстояло выбрать наряды, в которых они бы явились на мероприятие. Девицам обсудить друг с другом прически и цвет платьев, швеям закончить последние приготовления, маменькам дать последние наставления. В общем, дел было невпроворот.
Балы-маскарады были еще одной востребованной формой развлечений.
Время прибытия на бал зависело от того, кто приглашал. Если речь шла о придворном мероприятии, то явиться следовало на час раньше. Если приглашали дворяне, то стоило, напротив, задержаться. Гости сначала приветствовали хозяев, затем уже остальных своих знакомых, даже если для этого приходилось пройти через всю залу. Входить в зал по одному было неприлично, к тому же, каждого входящего представляли собравшимся.
Не хочешь танцевать? Заставим!
Выход в свет был огромным событием.
Следующая весьма забавная традиция – ангажирование дам. Несмотря на то, что это подавалось как приглашение, и дама вполне могла отказаться, все это очень похоже на дележку и благотворительность. Но обо всем по порядку.
Девушки на выданье и молодые люди, соглашаясь прийти на бал, соглашались и обязательное условие: пришел - танцуй. Причем если был какой-то дефицит девушек или кавалеров, то танцевать нужно было бы и с теми, кто неприятен. Но, даже подать вид, что тебе скучно с этой дамой – нельзя, необходимо было искренне и живо проявлять к ней интерес. Хозяин дома и его сыновья должны были потанцевать с каждой дамой за вечер, то есть хозяева-мужчины таким образом выказывали свое радушие.
Танцам учили с младых лет.
Чтобы не перепутать и соблюсти ангажирование, девушки вели специальный блокнотик, в который записывался номер танца и имя партнера. Пригласить можно было только ту даму, у которой танец был свободным. Да уж, галантные кавалеры явно были не робкого десятка, учитывая, что в легкую могли подойти к даме узнать свободна она на следующий танец или занята, тем более, что вероятнее всего – занята.
Дамам тоже было нелегко, ведь если она была свободна на этот танец, то не могла отказать одному и пойти танцевать с другим. С молодым человеком, который ей не представлен, танцевать тоже считалось крайне неприличным.
Для того чтобы потанцевать устраивать бал было не обязательно.
Разговаривать нужно было о чем-то приятном и веселом, никакой политики или деловых бесед, только обсуждение искусства, литературы, спектаклей, а лучше погоды и легких сплетен. Для того чтобы прослыть в светском обществе своим человеком, необходимо было уметь поддерживать беседу на таком уровне, чтобы интересно было всем, дамам смешно, а кавалерам не за что было зацепиться языками.
Правила касались даже выражения лица, на балу следовало быть веселым и радостным, прийти с кислой миной было бы равнозначно тому, чтобы сплясать на похоронах. При этом, всячески следовало избегать тем, которые бы могли стать причиной споров и разногласий, любые недомолвки решались за стенами залы. Несмотря на то, что протокол велел всем танцевать со всеми, а танцевать три танца с одним и тем же партнёром и вовсе считалось чем-то неприличным. При этом выказывать ревность было верхом невежества, особенно со стороны женщин. Вообще дама должна была вести себя тихо и бесшумно, передвигаясь мягко, на цыпочках.
В основном бал был мероприятием для молодежи.
Дамам, да и вообще никому, не предстало громко смеяться, бросать недвусмысленные взгляды, жеманничать, ломаться. Одни бы сочли это дурным воспитанием, другие пожалели, мол, девушка и вовсе погибает без внимания со стороны кавалеров.
Если же на вечер пришла пара, то вместе они должны были станцевать максимально возможное количество танцев (три), а остальные подарить другим гостям. При этом танец с женщиной, с которой молодой человек пришел, был обязательным условием.
У дамы было несколько причин, почему она могла отказаться от танца:
• она уже обещала станцевать с другим молодым человеком, то есть танец ангажирован; • они уже танцевали с этим кавалером трижды за вечер или предыдущий танец; • дама хочет отдохнуть и не танцевать вовсе, отправившись в другую комнату; • кавалер без перчаток (весьма актуальное требование по современным меркам);
Поскольку в танце всегда ведет кавалер, его танцевальным способностям отводилась заметная роль.
Если дама отказала кавалеру, то это означало, что этот танец она пропускает. Если дама забывала, что обещала танец и шла танцевать с другим, а тут объявлялся законный «владелец» танца, то у последнего был приоритет. А дама извинившись, могла предложить первому кавалеру другой танец. Конфликт на этом бывал исчерпан. Если же кавалер забывал о танце, то наказание было куда более жестким. Порицание исходило не только от самой забытой дамы, но и от всего общества.
Во время танца кавалер не мог держать ее за открытые декольте, плечи, спину или руки, оба же должны были быть в перчатках. Проще говоря, нельзя было касаться обнаженной кожи. Прижиматься к друг другу, конечно же, было нельзя, но и держаться слишком далеко – тоже. Танцующие должны были перекинуться парой слов, но говорить без умолку – дурной тон.
Очень важно было то, насколько хорошо танцует кавалер. Ведь именно он был ведущим в паре и именно от него зависело то, как они впишутся в общую постановку. К тому же, хорошо танцующий и уверенно держащийся партнер мог скрыть небольшие шероховатости в танце, благодаря чему и становился более интересным дамам.
Ну, станцевали, а дальше то что?
Бал в императорском дворце.
Подобные мероприятия были едва ли не единственной возможностью познакомиться и найти свою пару. Потому неудивительно, что в организации балов и других мероприятий такого рода, например, игр в карты, были особенно заинтересованы родители, чьи дочери были на выданье и, откровенно говоря, не блистали красотой, а потому не были особенно востребованы на рынке невест. Хотя, конечно, если приданое было достаточным, чтобы компенсировать эту маленькую деталь, то проблемы не было, но если совпали оба этих несчастья, то приходилось прилагать огромные усилия, чтобы пристроить дочь. Вот и веселили дворяне молодежь как могли, повышая шансы дочери найти супруга.
А шанс на балу на самом деле был высок. Ведь даже при всем том, что было описано выше, с окончанием бала все эти странные правила не заканчивались. Кавалер, который пригласил даму на танец, в ближайшие несколько дней должен был явиться к ней домой, для знакомства с ее родителями. Нет, жениться его никто не заставлял. Пока что. Но все это было весьма однозначным намеком на то, что нечего устраивать танцульки с девушками, которых не рассматриваешь в качестве невесты. А учитывая, что приглашение на бал было равно обязательству танцевать, то у молодых людей попросту не было выбора как жениться поскорее.
Дамы подбирали наряды долго и тщательно.
Итак, кавалер приходит с визитом в дом девушки, с которой танцевал, мимоходом осматривает обстановку, прикидывает уровень достатка (читай размер приданого) семьи, а родители сразу имею возможность оценить возможного кандидата в зятья с глазу на глаз. Да еще и есть шанс встретить приглянувшуюся девушку и обмолвиться с ней пару слов. Той хватит переживаний еще на неделю. Романтика, да и только!
Все было именно так, если бы не количество балов, которых в сезон устраивали по 2-3 в неделю, а если молодой человек имел глупость пригласить сразу нескольких девушек на танец, то все ближайшие дни оказывались плотно заняты визитами к незнакомым людям и пустыми разговорами о погоде и литературе.
Ни одна сказка не обходится без бала.
Учитывая все эти сложности, кавалер несколько раз подумал бы, прежде чем, приглашать на танец девушку забавы ради. Только если она на самом деле ему понравилась, стоит ли говорить, что девушек не шибко красивых и не особенно обеспеченных, лишний раз приглашениями старались не тревожить. Получался замкнутый круг, в котором танец воспринимался как важная часть ухаживаний ради женитьбы, а все вокруг только и делали, как способствовали этому, но препятствовали любому другому общению молодежи на выданье. Пожалуй, официальная регистрация отношений или помолвка были единственной возможностью оставаться наедине для банальной беседы и отсутствие необходимости постоянно выполнять те или иные требования и правила.
Говоря откровенно, балы – это было ни что иное, как как смотрины, которые устраивались для того, чтобы подрастающие женихи и невесты смогли определиться с выгодной партией