Методика расследования преступлений, связанных с организацией занятия проституцией (ст. 241 УК РФ)
Источник:
http://prostitucii.net/
Методические рекомендации по проведению неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, связанных с организацией занятия проституцией и вовлечением в занятие проституцией (ст.ст. 240, 241 УК РФ)
Занятие проституцией направлено против здоровья населения и общественной нравственности. Проституция подрывает нравственное и физическое здоровье граждан, вовлеченных в нее, способствует распространению венерических заболеваний и ВИЧ-инфекции.
В последнее время распространено такое явление, как притоны для занятия проституцией, которые служат местом развращения молодежи, школой безнравственности.
Организация или содержание притонов для занятия проституцией является способом беспрепятственной и безнравственной сексуальной эксплуатации человека, извлечения доходов из торговли человека своим телом.
Эксплуатация проституции приобрела в последнее время в нашей стране распространенный характер, она относится к международным преступлениям и существенно подрывает авторитет Российского государства, поскольку проституция несовместима с достоинством и ценностью человеческой личности и угрожает благосостоянию семьи и общества.
В соответствии с принятой международным сообществом Конвенцией о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституцией, рекомендует подписавшим ее государствам карать лиц, занимающихся организацией или содержанием притонов для занятия проституцией.
Вместе с тем, несмотря на актуальность существующей проблемы, практика возбуждения уголовных дел в отношении лиц, занимающихся организацией занятия проституцией или содержанием притонов для занятия проституцией и вовлечением в занятие проституцией (ст.ст. 240, 241 УК РФ) отсутствует.
Существенной проблемой в раскрытии и преступлений данной категории является отсутствие по городу единой следственной и судебной практики по расследованию преступлений, предусмотренных ст.241 УК РФ, что связано с неоднозначным толкованием диспозиции данной статьи межрайонными прокурорами.
Так, по мнению ряда межрайонных прокуроров г. Москвы, для возбуждения уголовного дела и предъявления лицу обвинения по ст. 241 УК РФ, необходимо установить факт организации (содержания) двух и более притонов для занятия проституцией, поскольку в диспозиции данной статьи указано не "притона", а "притонов".
Согласно разъяснениям Московского городского суда и Прокуратуры г. Москвы, для
возбуждения уголовного дела и предъявления лицу обвинения по ст. 241 УК РФ, необходимо
установить факт организации (содержания) одного притона.
Вовлечение в занятие проституцией - это действия, направленные на возбуждение хотя бы у одного лица желания заниматься проституцией, втягивание лица в это занятие.
Проституция - предоставление человеком своего тела за вознаграждение другому лицу для пользования им в целях удовлетворения половых потребностей.
Склонение к разовому вступлению в сексуальные отношения за плату не может считаться вовлечением в проституцию и по УК состава преступления не образует, т.е. Кодекс не предусматривает ответственности за сводничество.
Под насилием как способом вовлечения лица в занятие проституцией понимается физическое насилие - побои, причинение вреда здоровью, насильственное лишение свободы и.т.п.
Если принуждение лица к занятию проституцией сопровождалось его истязанием или причинением его здоровью вреда средней тяжести, содеянное надлежит квалифицировать по ст.240 и ст.ст. 112, 117 УК РФ в зависимости от обстоятельств дела.
Угроза представляет собой психическое воздействие (насилие) и выражается в высказывании устно, письменно, по телефону и т.д. намерения применить физическое насилие к вовлекаемому лицу. При этом представляется, что и насилие и угроза его применения могут касаться не только самого вовлекаемого лица, но и его близких. Об этом говорит, в частности, отсутствие указания в диспозиции комментируемой нормы на потерпевшего.
Угроза является уголовно наказуемой тогда, когда у потерпевшего есть основания опасаться ее осуществления, поскольку только реальная угроза способна оказать устрашающее воздействие. Угроза может высказываться лицу, вовлекаемому в занятие проституцией, непосредственно или передаваться через других лиц.
Действия предусмотренные ч.1 и ч.2 ст.204 УК РФ, образуют оконченный состав преступления с момента их совершения, независимо от того, начало ли вовлекаемое лицо заниматься проституцией или нет, а равно независимо независимо от числа вовлекаемых лиц.
Данное преступление совершается с прямым умыслом: виновный осознает, что совершает действия по втягиванию другого лица в занятие проституцией, и желает этого. При этом мотивы, которыми руководствуется виновный, либо цель, ради которой он совершает преступное деяние (корысть, месть, зависть и т.п.), не имеет значение для квалификации его действий по ст.240 УК РФ.
Субъектом данного преступления может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Квалификация ст.241 УК РФ
Действия лиц, направленных на организацию занятия проституцией другими лицами, а равно содержание притона для занятия проституцией или систематическое предоставление помещений для занятия проституцией, подпадают под действие ст. 241 УК РФ.
Организация занятия проституцией подразумевает под собой предоставление за плату лиц для удовлетворения половых потребностей. В организацию входит, подбор проституток, обслуживающего персонала, охраны и т.д., реклама, получение денег от клиента.
Под притоном для занятия проституцией понимается помещение или иное место, основным или дополнительным назначением которого является предоставление за вознаграждение половых услуг (полового сношения или удовлетворения похоти иным способом).
Притон может быть организован как в жилом помещении (квартире или индивидуально-частном доме), так и в ночном клубе, ресторане, гостинице, в местах общего пользования, а также в таких нежилых помещениях, как подвал, чердак, гараж, строительный вагон-бытовка и т.д.
Под организацией притона понимается подыскание соответствующего места для занятия проституцией (в т.ч. покупка, аренда и т.д.), его оборудование, поиск проституток, и обслуживающих лиц (так называемого "технического персонала" - водителей, охранников, горничных, диспетчеров и т.д.), финансирование деятельности притона.
Под содержанием притона понимается владение (аренда или приобретение в собственность) либо управление им: прием на работу проституток и обслуживающих лиц, "клиентов", производство денежных расчетов, создание материально-бытовых условий (например, покупка презервативов, спиртных напитков и т.д.), оплата аренды и коммунальных услуг и т.п.
Одним из квалифицирующих признаков ч.2 ст.241 УК РФ является совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения. Это могут быть не только должностные лица федеральных и муниципальных государственных организаций, но и работники коммерческих структур , использующие свое служебное положение для организации занятия проституцией. Главное, необходимо установить, что, при организации занятия проституцией, виновный использовал служебное положение как работник того или иного предприятия, организации или учреждения.
Объект преступления - здоровье населения и общественная нравственность.
Объективная сторона - деяние в форме действия, выражающееся в организации занятия проституцией. Время, место, способ, средства для квалификации значения не имеют.
Субъект - лицо, достигшее 16-ти летнего возраста.
Субъективная сторона - вина в форме прямого умысла: лицо осознает смысл совершаемых действий и желает достижения соответствующего результата. Мотив преступления - корыстные побуждения.
Материалы доследственной проверки должны содержать следующие документы:
1. Рапорт сотрудника милиции о выявленном преступлении.
2. Постановление о проведении проверочной закупки, утвержденное у начальника подразделения, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (в соответствии с требовании ст. 6 и ст 8 Федерального Закона от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности").
3. Заявления гражданских лиц (в случае привлечения к участию в проверочной закупке по выявлению притона) на имя начальника подразделения об их добровольном желании оказать помощь правоохранительным органам в выявлении лиц, организовавших занятия проституцией.
4. Протокол осмотра денег и технических средств (диктофона, видеокамеры, микрофона и др.) перед началом осуществления проверочной закупки и их выдачи ее участникам. В протоколе указывается сумма денежных средств, количество и достоинство купюр, их номера. К протоколу прилагаются ксерокопии денежных средств. При выдаче технических средств указываются их марка, модель, серийный номер, марка, серийный номер аудио или видеокассеты, метраж ленты, предусмотренное заводом-изготовителем время фонограммы (перед началом проведения проверочной закупки на аудиокассету записывается фонограмма следующего содержания : дата и время, кому выдана, с какой целью, наличие или отсутствие звукозаписи на кассете).
5. Протокол изъятия денежных средств у лица (администратора притона, содержателя и т.д.), которому они переданы в качестве оплаты за предоставление интимных услуг (в протоколе указываются количество, достоинство, номеров и серии изъятых купюр, их общая сумма, какие пояснения даны досматриваемым по поводу изъятых денежных средств, способ их упаковки).
6. Подробные объяснения от всех лиц, находящихся на момент проверочной закупки в помещении (администратора, охранников, проституток), а так же от сотрудников милиции, гражданских лиц и понятых, участвовавших в проведении мероприятий по выявлению лиц, занимающихся организацией занятий проституцией.
7. Денежные средства и надлежащим образом заверенные их копии, использованные при проведении проверочной закупки.
8. Документы, удостоверяющие личность лиц, занимающихся проституцией, лиц из числа обслуживающего персонала и лиц, задержанных за совершение данного преступления.
9. Постановление о легализации материалов оперативно-разыскной деятельности и направлении их для решения вопроса в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ.
При вовлечении в занятие проституции, в случае применения физического насилия, необходимо приобщить к материалам доследственной проверки, медицинские документы с указанием телесных повреждений у лица в отношении которого оно применялось
Если при проведении проверочной закупки использовалась аудио (видео) запись, кассета с аудиозаписью (видеозаписью) изымается после возбуждения уголовного дела путем выемки у лица, которое осуществляло аудиозапись (видеозапись), о чем составляется соответствующий протокол.
После изъятия записи, следует ее прослушать (просмотреть), о чем составляется протокол прослушивания (просмотра) записи с указанием время начала и окончания прослушивания (просмотра) записи, продолжительности записи по времени, вид, марка и тип магнитного носителя (кассета, бобина и т.п.), метраж магнитной ленты, техническое средство, при помощи которого осуществлялось прослушивание (просмотр), с каких слов начинается запись и какими словами заканчивается, какие голоса (мужские, женские) содержатся в фонограмме, их количество, дословное содержание фонограммы, способ упаковки аудио(видеокассеты) после прослушивания (просмотра).
ПРОИЗВОДСТВО НЕОТЛОЖНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
1. Осмотр
Осмотр помещения, в котором организован и содержался притон для занятия проституцией или помещения систематически предоставляемого для занятия проституцией, проводится следователем (дознавателем) незамедлительно после выявления их сотрудниками милиции.
При этом следует иметь в виду, что осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Если проживающие в жилище лица возражают против осмотра, то следователь (дознаватель) возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра в соответствии со ст. 165 УПК РФ.
В соответствии ч.5 ст. 165 УПК РФ в исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска на терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения. В этом случае следователь в течении 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве. Получив указанное уведомление, судья в срок, предусмотренный ч.2 ст. 165 УПК РФ проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного-действия , признаются недопустимыми в соответствии со статьей 75 УПК РФ
Осмотр помещения организации производится в присутствии представителя администрации соответствующей организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре об этом делается запись в протоколе.
В ходе осмотра следует зафиксировать обстановку в помещении, (количество и площадь комнат, мебель, в т.ч. наличие кроватей, диванов, баров со спиртными напитками, аудио и видеотехники и т.д.).
При осмотре помещения необходимо принять меры по обнаружению документации притона, "черной бухгалтерии", блокнотов, иных записей, квитанций об оплате коммунальных услуг, списков проституток, презервативов, медицинских препаратов, видеокассет, фотографий и иной печатной продукции сексуального характера, различных приспособлений для оказания интимных услуг.
В случае обнаружения в ходе осмотра вышеуказанных предметов и документов, их следует подробно описать в протоколе осмотра с указанием места, где они обнаружены и их индивидуальных признаков, при изъятии с места осмотра, указать способ их упаковки.
В ходе осмотра следует учитывать, что для обнаружения вышеуказанных предметов и документов, нельзя проводить действия, осуществляемые при производстве обыска, нарушать, в том числе вскрывать покрытие стен, полов, потолков и т.д.
Поэтому, если вышеуказанные предметы и документацию при визуальном осмотре помещения обнаружить невозможно, необходимо всех лиц, находящихся в помещении доставить в территориальный ОВД, а помещение опечатать, о чем составить соответствующий акт и, после возбуждения уголовного дела, провести в данном помещении обыск в присутствии владельца помещения либо администратора (содержателя) притона, соблюдая нормы действующего законодательства.
Если занятие проституцией организовано на улице, то осматривается участок местности на котором осуществляется предоставление сексуальных услуг. В ходе осмотра фиксировать месторасположение "точки", наличие автотранспорта, в котором находятся проститутки (данные автомашины также осматриваются). На "точке" может находится брошенные, с целью избежания уголовной ответственности "черная бухгалтерия", противозачаточные средства и т.д.
Осмотр производится с участием эксперта с применением аудио фото (видео) съемки.
2. Допросы свидетелей
Основными свидетелями по уголовным делам о преступлениях данной категории являются лица, непосредственно оказывающие интимные услуги, сотрудники милиции и гражданские лица, участвовавшие в проведении мероприятий по выявлению лиц, занимающихся организацией занятия проституцией, понятые, гражданские лица из числа "клиентов", а также юридические владельцы помещения.
Так же, свидетелями, в случае организации занятия проституцией на улице "точке" могут быть жильцы близлежащих домов. Поэтому, в целях выявления дополнительных свидетелей и очевидцев данного преступления необходимо проводить отработку жилого сектора.
При допросе с лиц, непосредственно оказывающих услуги интимного характера, необходимо выяснять:
- когда, где, каким образом, кем конкретно лицо было вовлечено в занятие проституцией, на каких условиях, в каком возрасте;
- применялось ли психическое либо физическое насилие в отношении вовлеченного лица или его близких;
- обращалось ли лицо, в отношении которого применялось физическое насилие за помощью в медицинские учреждения (в положительном случае необходимо произвести выемку медицинских документов из названных учреждений); .
- кем конкретно высказывались угрозы, непосредственно вовлекателем либо передавалось через других лиц;
- кем конкретно применялось физическое насилие, непосредственно вовлекателем либо иными лицами по просьбе последнего;
- в случае применения психического насилия выяснить, опасалось ли вовлекаемое лицо осуществления высказываемых вовлекателем угроз;
- присутствовал ли кто-либо при вовлечении лица в занятие проституцией;
- каким образом они узнали о существовании данного притона либо о месте предоставления сексуальных услуг;
- кто подыскал данное помещение для организации в нем притона для занятия проституцией, оборудование, мебель, вел поиск проституток и обслуживающих лиц, кто финансировал деятельность притона;
- кем арендовано или приобретено в собственность данное помещение, кто конкретно принимал на работу проституток и обслуживающих лиц, принимал "клиентов", занимался производством денежных расчетов и т.д.;
- в течении какого времени существует данный притон либо место предоставления сексуальных услуг, кто является организатором или содержателем, как давно они знакомы с организатором или содержателем и в каких отношениях они находятся;
- когда, где, каким образом, кем конкретно и на каких условиях они были приняты на работу в данный притон либо на "точку" (добровольно, путем обмана, применения насилия и др.);
- в течении какого времени, как часто, на каких условиях и какого вида интимные услуги они оказывали в данном притоне либо месте для предоставления сексуальных услуг, каков график их работы;
- кто конкретно договаривался с "клиентами" об оказании интимных услуг, кто встречал и провожал "клиентов", договаривался с ними об оплате интимных услуг, кто конкретно и каким образом получал оплату от "клиента";
- каким образом происходило "знакомство" с "клиентами", какие расценки на интимные услуги, каким образом они получали оплату за оказание интимных услуг;
- наличие "системы штрафов" и за какие нарушения;
- применение к ним физического или психического воздействия;
- наличие постоянных "клиентов", их данные;
- когда и кем конкретно приобретались мебель, аудио и видео техника, спиртные напитки, презервативы, медицинские препараты и т.д., кем оплачивались коммунальные услуги за пользование помещением, кто конкретно и по чьим указаниям поддерживал порядок в помещении притона;
- работают ли в притоне либо на "точке" "обслуживающие лица" - охранники, уборщицы, горничные, водители и т.д., их данные, какую конкретно работу они выполняли.
- способ связи с организатором (содержателем, администратором и т.д.) притона либо места предоставления сексуальных услуг;
- кому принадлежит помещение, использующееся под притон для занятие проституцией, имеется ли договор аренды.
Если при вовлечении лица в занятие проституцией присутствовали свидетели, допросить их по обстоятельствам вовлечения
Если лица, занимающиеся проституцией, являются иногородними, необходимо выяснить цель приезда в г. Москву, место проживания (на "съемной" квартире, в самом притоне и т.д.).
Допрос лиц, занимающихся проституцией, целесообразно проводить с применением видео или аудиозаписи, так как нет гарантии, что они явятся на судебное заседание. При этом по окончании допроса им необходимо задать вопрос о добровольности данных ими показаний, оказывалось ли на них физическое или психическое воздействие со стороны работников правоохранительных органов, понуждающие к даче показаний.
При допросе сотрудников милиции и гражданских лиц, участвовавших в проверочной закупке под видом клиентов, выясняются обстоятельств ее проведения. При этом, в ходе допроса сотрудников милиции следует также выяснить каким образом им стало известно, что в данном помещении организован притон для занятия проституцией (рекламное объявление в СМИ, оперативная информация и т.д.) или о "точке" предоставления сексуальных услуг.
В ходе допроса* понятых необходимо выяснить обстоятельства изъятия денежных средств у администратора притона либо "точки" предоставления сексуальных услуг (либо иного лица, которым они были получены), отразив в ходе допроса сумму, количество и достоинство купюр, способ их упаковки.
Если па момент проверочной закупки в притоне или на "точке" предоставления сексуальных услуг находились "клиенты", а также, если таковые установлены в процессе расследования последних следует подробно допросить по следующим вопросам:
- адрес и телефон притона либо места предоставления сексуальных услуг;
- каким образом они узнали про данный притон либо о месте предоставления сексуальных услуг;
- как часто пользуются услугами интимного характера в данном притоне либо месте предоставления сексуальных услуг;
- известно ли им кто является организатором и (или) содержателем притона либо места предоставления сексуальных услуг;
- с кем конкретно и каким образом договариваются о предоставлении им интимных услуг, какой способ связи при этом используется (телефон, пейджер, либо сразу приезжают в притон или место предоставления сексуальных услуг);
- кто конкретно их встречает, каким образом происходит выбор проститутки, с кем конкретно договариваются о стоимости интимных услуг, как обговаривают стоимость услуг (по устной договоренности, по "прейскуранту цен", "со скидкой" и.т.д.);
- с кем конкретно и каким образом (до или после оказания услуг) расплачиваются за оказанные интимные услуги.
Если на момент проверочной закупки либо в дальнейшем установлены лица из числа обслуживающего персонала притона либо места предоставления сексуальных услуг - уборщицы, горничные, бармены, охранники, водители и другие лица, работавшие в притоне либо на "точке", последних следует допросить по следующим вопросам:
- в течении какого времени существует данный притон либо место предоставления сексуальных услуг, кто является организатором и содержателем, как давно они знакомы с последним и в каких отношениях они находятся;
- кто подыскал данное помещение для" организации в нем притона для занятия проституцией, оборудование, мебель, вел поиск проституток и обслуживающих лиц, кто финансировал деятельность притона;
- кем арендовано или приобретено в собственность данное помещение, кто конкретно принимал на работу проституток и обслуживающих лиц, принимал "клиентов", занимался производством денежных расчетов и т.д.;
- когда, где, каким образом, кем конкретно, в качестве кого и на каких условиях они были приняты на работу в данный притон либо "на точку предоставления сексуальных услуг", график их работы и кем этот график установлен;
- какую именно работу они выполняют в данном притоне либо на "точке", что входит в их обязанности, зафиксированы ли их обязанности документально;
- кем конкретно, когда, в каких СМИ и с какой периодичностью даются объявления об оказании интимных услуг в данном месте; * *
- кто конкретно договаривался с "клиентами" об оказании интимных услуг, кто встречал и провожал "клиентов" , договаривался с ними об оплате интимных услуг, кто конкретно и каким образом получал оплату от "клиента";
- каким образом происходило "знакомство" с "клиентами", какие расценки на интимные услуги, каким образом проститутки получали оплату за оказание интимных услуг;
- наличие "системы штрафов" и за какие нарушения;
- применялось ли физическое и психическое воздействие в отношении девушек, оказывающих услуги интимного характера;
- когда и кем конкретно приобретались мебель, аудио и видео техника, спиртные напитки, презервативы, медицинские препараты и т.д., кем оплачивались коммунальные услуги за пользование помещением, кто конкретно и по чьим указаниям поддерживал порядок в помещении притона;
- способ связи между ними и организатором (содержателем, администратором и т.д.) притона либо места предоставления сексуальных услуг;
- кому принадлежит помещение, использующееся под притон для занятия проституцией, имеется ли договор аренды.
Допросу в качестве свидетеля подлежат и владельцы помещения, в котором организован и содержался притон, для чего на стадии возбуждения уголовного дела должны приниматься исчерпывающие меры по их установлению.
При допросе владельца помещения обязательно выясняется следующий круг вопросов:
- с какого времени и на каком основании ему принадлежит данное помещение;
- когда, кому, на какой срок и на каких условиях он сдал данное помещение;
- известно ли ему, что происходило в помещении после его сдачи в аренду;
- кто оплачивал коммунальные услуги;
- от кого и каким образом он получал арендную плату за помещение, как часто он посещает квартиру (помещение) после сдачи ее (его) в аренду.
Если владелец помещения был осведомлен о занятии в нем проституцией, то необходимо решить вопрос о квалификации его действий по ст.241 УК РФ, которая предусматривает ответственность за систематическое предоставление помещений для занятия проституцией.
При допросе подозреваемого в обязательном порядке выясняются следующие вопросы:
- с какого времени, с какой целью на каком основании он (она) занимает данное помещение, кто является его владельцем;
- кто подыскал данное помещение для организации в нем притона для занятия проституцией либо место предоставления сексуальных услуг, оборудование, мебель, вел поиск проституток и обслуживающих лиц, кто финансировал деятельность притона;
- кем арендовано или приобретено в собственность данное помещение, кто конкретно принимал на работу проституток и обслуживающих лиц, принимал "клиентов", занимался производством денежных расчетов и т.д.;
- как давно осуществляет деятельность в данном притоне либо на "точке предоставления сексуальных услуг";
- кто конкретно, каким образом осуществляет прием на работу проституток и обслуживающего персонала (уборщиц, охранников и др.), на каких условиях данные лица принимаются на работу, график их работы и кем этот график установлен;
- когда, где, каким образом, кем конкретно и на каких условиях были приняты на работу проститутки, особенно находящиеся в притоне либо на "точке предоставления сексуальных услуг" на момент задержания;
- кем созданы материально-бытовые условия функционирования притона либо места предоставления сексуальных услуг (кем и за чей счет приобретаются мебель, продукты питания, спиртные напитки, презервативы, медицинские препараты, материалы эротического и порнографического содержания и др.);
- в течении какого времени, как часто, какие именно интимные услуги оказываются в данном притоне либо на "точке предоставления сексуальных услуг" и на каких условиях;
- кем конкретно, когда, в каких СМИ и с какой периодичностью даются объявления об оказании интимных услуг в данном помещении;
- каким образом приглашаются клиенты;
- способ связи с "клиентами" (телефон, пейджер, либо сразу приезжают в притон или на "точку предоставления сексуальных услуг");
- кто конкретно договаривался с "клиентами" об оказании интимных услуг, кто встречал и провожал "клиентов", договаривался с ними об оплате интимных услуг, кто конкретно и каким образом получал оплату от "клиента";
- порядок оплаты оказанных услуг, (с кем конкретно расплачивается "клиент", когда расплачивается "клиент" -у до или после оказания услуг, существует ли "система скидок" и т.д.);
- наличие постоянных "клиентов", их данные;
- каким образом оплачивается работа проституткам, наличие "системы штрафов" и за какие нарушения;
- применялось ли физическое и психическое воздействие в отношении девушек, оказывающих услуги интимного характера;
- кем ведется документация, кем оплачивались коммунальные услуги.
Если лицо подозревается в вовлечении в занятие проституцией, то у него выясняется:
- когда, где, каким образом, вовлекалось конкретное лицо в занятие проституцией, на каких условиях, был ли известен возраст вовлекаемого;
- применялось ли психическое либо физическое насилие в отношении вовлеченного лица или его близких;
- кем конкретно высказывались угрозы, непосредственно вовлекателем либо передавалось им через других лиц;
- кем конкретно применялось физическое насилие, непосредственно вовлекателем либо иными лицами по просьбе последнего;
- присутствовал ли кто-либо при вовлечении лица в занятие проституцией.
Далее у подозреваемого выясняются вопросы по существу задержания с учетом конкретных обстоятельств дела.
После допроса лиц, оказывающих непосредственно интимные услуги, лиц, из числа обслуживающего персонала и подозреваемых, в целях устранения противоречий проводятся очные ставки.
При необходимости, очные ставки проводятся между вышеуказанными лицами и сотрудниками милиции, а также гражданскими лицами, которые привлекались к проведению мероприятий по выявлению притона для занятия проституцией.
Следует учесть, что в случае, если проститутки и лица из числа обслуживающего персонала, изобличающие в своих показаниях организатора (содержателя) притона, являются иногородними, они могут выбыть из г. Москвы по месту постоянного жительства и не явиться на судебное заседание. Поэтому очные ставки между указанными лицами целесообразно проводить с применением видеозаписи.
3. Производство обыска
Если, при осмотре помещения документация притона, "черная бухгалтерия", блокноты, иные записи, квитанции об оплате коммунальных услуг, списки проституток, презервативы, медицинские препараты, видеокассеты, фотографии и иная печатная продукция сексуального характера, различные приспособления для оказания интимных услуг не обнаружены, то в помещении, где содержался притон необходимо провести обыск.
В ходе обыска также подлежат изъятию предметы,- запрещенные в свободном гражданском обороте.
При производстве обыска следует, также, принять меры по обнаружению средств для изготовления и распространения порнопродукции (видео и фотоаппаратуры, множительные аппараты и т.д.).
В тех же целях следует провести обыск по месту регистрации или фактического места жительства организатора (содержателя) притона, либо "точки" по оказанию сексуальных услуг.
Все предметы и документы, изъятые в ходе обысков, в обязательном порядке необходимо осмотреть с указанием их индивидуальных признаков, после чего решить вопрос о приобщении их к уголовному делу в качестве вещественных доказательств и месте их хранения до решения суда.
Обыск производится в соответствии со ст. 182 УПК РФ, в исключительных случае в соответствии с ч.5 ст. 165 УПК РФ (см. осмотр).
После производства обыска следует дополнительно допросить подозреваемого и других лиц о принадлежности и значении изъятых предметов и документов.
5. Назначение экспертиз
Фоноскопическая экспертиза
В случае применения в ходе проверочной закупки аудио и видеозаписи, для определения ее подлинности, а также определения, кому принадлежат голоса, записанные на магнитный носитель, по делу назначается фоноскопическая экспертиза.
Перед ее назначением, у сотрудников милиции, участвовавших в проведении проверочной закупки и лиц, находящихся на момент ее проведения в помещении притона (проституток, администратора, охранников и т.д.), в т.ч. у лиц, являющихся по делу подозреваемыми (обвиняемыми), необходимо получить образцы голоса для сравнительного исследования, о чем составляются соответствующие постановления и протоколы.
В случае изъятия документации притона, "черной бухгалтерии", блокнотов с записями, иных записей, содержащих рукописный текст, по делу назначается почерковеческая экспертиза для установления лица, которым выполнены записи.
Перед ее назначением, у лиц, находившихся на момент проведения проверочной закупки в помещении притона (проституток, администратора, охранников и т.д.), в т.ч. у лиц, являющихся по делу подозреваемыми (обвиняемыми), необходимо получить образцы почерка и подписи для сравнительного исследования, о чем составляются соответствующие постановления и протоколы.
Искусствоведческая экспертиза
При обнаружении в ходе осмотра или обыска предметов, имеющих сексуальное содержание, по делу необходимо назначить искусствоведческую экспертизу.
Данная экспертиза проводится для выяснения вопроса имеют ли изъятые в ходе осмотра (или обыска) предметы (видеокассеты, журналы, фотографии и т.д.) порнографическое содержание.
Если, согласно заключению экспертов, изъятые предметы имеют порнографическое содержание, необходимо решить вопрос о дополнительной квалификации по ст.ст. 242, 242-1 УК РФ.
Судебно-медицинская экспертиза
В случае если в отношении лица, вовлекаемого (вовлеченного) в занятие проституцией применялось физическое насилие и оно обращалось за помощью в медицинские учреждения, по делу назначается судебно-медицинская экспертиза для установления степени тяжести вреда здоровью, причиненного потерпевшему.
Перед ее назначением необходимо произвести выемку медицинских документов из всех медицинских учреждений, где вовлекаемое (вовлеченное) лицо проходило курс лечения.
При совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.241 УК РФ лицом с использованием своего служебного положения необходимо установить не относиться ли оно к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам. В положительном случае предварительное следствие по уголовному делу следует производить в строгом соблюдении требований главы 52 УПК РФ.
В ходе проведения неотложных следственных действий, принимаются меры по установлению сведений, о том, кем даны объявления в СМИ о предоставлении интимных услуг путем получения соответствующей справки в отделе объявлений (рекламы) в СМИ с указанием паспортных данных лица, давшего объявление, текста объявления, формы и суммы оплаты, срока опубликования объявления, а также изымается путем выемки один экземпляр печатного издания с данным объявлением и приобщается к материалам дела в качестве вещественного доказательства.
Если в отделе рекламы СМИ сохранился бланк рекламного объявления, он подлежит изъятию в целях назначения почерковедческой экспертизы (см. выше).
Если в ходе проведения вышеуказанных следственных действий установлено, что лицо, являющиеся подозреваемым, арендовало или приобрело в собственность данное помещение для занятия проституцией, систематически предоставляло помещение для оказания услуг полового характера, занималось приемом на работу проституток и обслуживающих лиц, "клиентов", занималось производством денежных расчетов с проститутками и обслуживающим персоналом, оплачивало аренду помещения и коммунальные услуги, распространяло рекламные объявления в СМИ, оно подлежит привлечению в качестве обвиняемого за содержание притона для занятия проституцией или за систематическое предоставление помещения для занятия проституцией.
При производстве неотложных следственных действий следует обращать внимание на возраст проституток.
Если лица из числа проституток являются несовершеннолетними, планировать и проводить следственные действия необходимо в строгом соблюдении Методических рекомендаций Прокуратуры г. Москвы и ГСУ при ГУВД г. Москвы №38/4-6930 от 01.09.2003 г. по организации раскрытия и расследования преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий и решать вопрос о дополнительной квалификации по ст. 151 УК РФ.
В обязательном порядке к материалам дела необходимо приобщить надлежащим образом заверенные копии документов, удостоверяющих личность основных свидетелей -проституток и лиц из числа обслуживающего персонала, т.к. последние чаще всего являются иногородними, в связи с чем они могут выбыть из г. Москвы по месту постоянного жительства и не явиться на судебное заседание.
Дальнейшие следственные действия планируются в зависимости от конкретных обстоятельств дела и данных, полученных в ходе первоначальных следственных действий.