ИОСИФ БРОДСКИЙ
24 мая 1940 года родился Иосиф Бродский.
Сегодня можно говорить: о его гениальности, о творческом наследии, о бессмертных стихах…
Но поговорим о его собственном бессмертии, в которое он верил.
В 1987 году Иосиф Бродский получил Нобелевскую премию по литературе с формулировкой: «за всеохватное авторство, исполненное ясности мысли и поэтической глубины».
Его Нобелевская лекция до сих пор остается интеллектуальным бестселлером. В ней он, в частности, затрагивает тему языка как главного достояния человечества:
«Язык и, думается, литература – вещи более древние, неизбежные, долговечные, чем любая форма общественной организации. Негодование, ирония или безразличие, выражаемое литературой по отношению к государству, есть, по существу, реакция постоянного, лучше сказать — бесконечного, по отношению к временному, ограниченному».
«Язык – начало начал. Если Бог для меня и существует, то это именно язык».
«Человек - не сумма своих убеждений. Человек - сумма своих поступков…
Данте сказал, что все черты человека должны образовать в конечном итоге одно достоинство — «человек Божий».
Бродского нельзя назвать религиозным человеком, но то, что вера в Бога в его жизни занимала значительное место, - несомненно.
Эта тема красной линией скользит во многих его стихотворениях, взять хотя бы знаменитый рождественский цикл стихов.
Если в советский период у Бродского мир – это суета: авоськи, столы, елки, предпраздничная толкотня, игнорирующая тишину и не замечающая чуда, то в американский – это пустыня, голая, неприветливая, подавляющая своим молчанием:
«Привыкай, сынок, к пустыне. Под ногой, окромя нее, твердыни нет другой» («Колыбельная», декабрь 1992).
Последнее стихотворение рождественского цикла – «Бегство в Египет» – написано Иосифом Бродским в декабре 1995 года, всего за месяц до смерти:
Звезда глядела через порог.
Единственным среди них, кто мог
знать, что взгляд ее означал,
был младенец; но он молчал.