«Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро... Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то, более разумном и великом. Делайте добро». А.П. Чехов
Думаю, никто не станет спорить с тем, что само понятие добро и зло возникли сразу, если не раньше того, как появились люди. Эта тема была актуальна всегда и будет актуальна до тех пор, пока не поколеблются сами основы мира.
Михаил Булгаков, понимая актуальность темы добра и зла, привлекавшей его своей глубиной, вечностью, всеохватностью, уделил ей большое внимание в своем романе.
Изначально понятия добра и зла не рассматривались как производные от воли человека. Булгаков опроверг эту мысль и открыл в романе одну из важнейших истин: предание забвению добра неизбежно вызывает к жизни зло, они как свет и тень неразделимы.
Воланд Булгакова приходит на Землю, чтобы восстановить гармонию там, где она была нарушена в пользу зла, которое включало в себя ложь, глупость, лицемерие и, наконец, предательство. И наиболее полно взаимодополняемость добра и зла раскрывается в словах Воланда, обращенных к Левию Матвею, отказавшемуся пожелать здравия "духу зла и повелителю теней":
"Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп".
Многие считают, что главное занятие Сатаны - неутомимое сеяние соблазнов, разрушений и зла. Но, если вчитаться внимательно в роман, можно убедиться, что для этого Воланд уж как-то очень гуманен.
И не кажется ли вам, что Воланд, олицетворяющий зло, явился посланником добра, его цель - установить справедливость. Во всех его поступках можно увидеть или акты справедливости, или стремление доказать людям существование и связь добра и зла.
Добро и зло в этом мире переплетаются очень тесно, особенно в человеческих душах. Когда Воланд в сцене в варьете испытывает публику на жестокость и лишает головы конферансье, а сердобольные женщины требуют поставить ее на место, великий маг говорит: "Ну что же... они - люди как люди... Ну, легкомысленны... ну что же... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... - и громко приказывает: "Наденьте голову". И тут же мы читаем, как люди дерутся из-за червонцев, посыпавшихся на их головы.
Получается, что Воланд карал людей злом за их зло ради справедливости. Зло для Воланда - не цель, а средство справиться с людскими пороками и несправедливостью. Каждый человек встает перед выбором: идти ему по дороге Иешуа или Воланда. Но большинство людей следует не за голосом добра и истины, а за голосом зла и лжи. А ведь если бы люди были чище и добрее, стремились бы не к деньгам и власти, а к добру и милосердию, то, наверное, не было бы никакого Воланда, карающего и людей за их пороки и проступки. Таким образом, Булгаков своим романом «Мастер и Маргарита» показал нам, что каждый человек творит свою судьбу, и только от него зависит, добрая она будет или злая.
Зло для Воланда - не цель, а средство справиться с людскими пороками и несправедливостью, восстановление гармонии там, где она была нарушена в пользу зла. С этим можно спорить, можно сомневаться в этом, но прочитав мои истории, вы поколеблетесь в своей уверенности или неуверенности, кто знает? Настало время самих историй, поэтому вперед, мой читатель...
Продолжение следует...
Источник: yaklass.ru/
Иллюстрации: В. Глушенко, В. Ефименко