Татьяна Черниговская — доктор биологических наук, профессор, учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. В 2017 году номинирована РАН на Золотую медаль за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний.
Мир меняется стремительно, но меняется ли он к лучшему – вопрос? Сегодня многие, от мала до велика, «гуглят» информацию в интернете, следуя ей и доверяя ей слепо, пожиная потом горькие плоды своего легкомыслия, хотя, для некоторых причины, возникающих вдруг проблем, видятся совсем в другом. Примеров можно привести тысячи… стоит лишь заглянуть в социальные сети и увидеть, к примеру, как общаются между собой молодые мамочки: они не прислушиваются к специалистам, не доверяют им, даже осуждают и спорят с ними, и почему-то не ставят под сомнение мнение той или иной мамочки, не подкрепленное абсолютно ничем! Потом мы имеем, то, что имеем, к сожалению.
Один личный пример из практики: молодая мамочка 20+, ее сын 1,9 лет. В этом возрасте ребенок уже должен и вполне уверенно может пользоваться горшком, может общаться, как отдельными словами, так и краткими словосочетаниями. В данном случае из всего перечисленного – ноль. Мамочка – молодая, уверенная в себе, с айфоном в руках, хорошо выглядит. Из разговора с ней, я поняла, что она не видит никаких проблем в развитии своего сына. Я попыталась озвучить ей свои сомнения, но в ответ получила: «Что вы хотите, он же еще маленький!», а ее объяснение по пользованию сына горшком меня убило наповал, кстати, рассказывая, она весело смеялась: «Представляете, мы с мужем так смеемся над Павликом (имя изменено), когда вместо горшка он писает в кошачий лоток, приседая над ним, расставив ножки. Наш кот просто в шоке!» Не знаю, как кот, но я кота понимаю и сочувствую! После такого рассказа, я поняла, что дальнейший разговор не имеет смысла.
Удивляет другое: откуда у таких самоуверенных мамочек надежды, что их чадо вырастет, чуть ли не гением, прямо второй Илон Маск или Марк Цукерберг, ни больше, ни меньше?!
Я не считаю себя огромным специалистом в деле воспитания, но ведь в том же «гугле», если постараться, можно найти и много заслуживающего внимания.
К примеру, статьи Татьяны Черниговской, одну их которых я предлагаю. Уж она-то, вполне заслуживает доверия, как специалист.
Из интервью Татьяны Черниговской: «Можно родиться Моцартом, но никогда им не стать»
Везение с генами — это как рояль «Steinway», доставшийся по наследству. Хорошо, конечно, но играть-то на нём всё равно нужно учиться.
Мозг запоминает всё, мимо чего он прошёл, унюхал, попробовал, услышал, потрогал и так далее. Мозг — не решето. Ничего не высыпается из него. Мы, грубо говоря, ничего не забываем, просто большая часть данных лежит в «папке «Другое»». Поэтому: не надо слушать плохую музыку, не надо читать плохие книги, не надо всякое дерьмо есть, не надо дрянь пить, не нужно общаться с плохими людьми.
Говоря в общем, для творчества необходимо снять когнитивный контроль и не бояться ошибок. Ошибки — это прекрасно. Да и кто скажет, что такое ошибка?
Многие творческие люди говорят, что озарения приходят неожиданно, во время рутинных действий, никак не связанных с решаемой задачей: я смотрю телевизор, читаю книгу — и вдруг у меня образуется эта долго не появлявшаяся связь! История науки свидетельствует: открытие нельзя спланировать, кроме технических достижений (их может совершать и компьютер), и идеи приходят в голову, когда человек совершенно к этому не готов.
Открытие нельзя сделать по плану.
Правда, есть существенная добавка: они приходят подготовленным умам. Понимаете, таблица Менделеева не приснилась его кухарке. Он долго работал над ней, мозг продолжал мыслить, и просто «щелкнуло» во сне. Я так говорю: таблице Менделеева страшно надоела эта история, и она решила ему явиться во всей красе.
У людей неправильные установки, они считают, что, например, повар хуже, чем дирижер. Это не так: гениальный повар перекроет всех дирижеров, я вам как гурман говорю. Сравнивать их все равно что кислое и квадратное — неправильно поставлен вопрос. Каждый хорош на своем месте.
Творческие люди обучаются сами и начинают это делать очень рано. Свои необычные идеи, свои открытия они никогда не считают чем-то экстраординарным. Это для них самая обычная и очевидная вещь. Они часто не понимают, в чем, собственно, состоит их заслуга, если всё так очевидно. Очевидно ИМ…
У таких людей, как правило, неприятности в школе, большая их часть умнее учителей. Они, конечно, не знают того, что знают учителя, но они могут быть умнее. И поэтому попадают в очень сложную ситуацию, оказываясь под прессингом общества.
У меня был коллега, детский врач-терапевт, он рассказал такую историю. Один мальчик — тотальный двоечник в школе, сидя дома, будучи семи лет от роду, изобрел паровой двигатель. И не просто его изобрел, а собрал.
Представьте себе: паровой двигатель на подсолнечном масле, брызгая этим самым раскаленным маслом, носится по квартире! При этом мальчика все считают дурачком.
Чтобы развиваться, надо читать сложную литературу. Важно линейное чтение — от начала до конца. Гипертекст, вынуждающий кликать на выделенное слово и как бы проваливаться в него, порождает нестройность мысли.
Люди, которые выросли на таком типе чтения, не в состоянии прочесть большой текст целиком. У них рваное сознание — кое-что отсюда, оттуда. Когда спрашиваешь ребенка, про что был этот рассказ, он вам его не может пересказать.
Прогнозы ученых о будущем чтения не оптимистичны —
предрекают серьезный раскол между возможностями интеллектуальной элиты и основной массы населения земного шара.
Но если дети будут только комиксами заниматься, у них не выработается не только алгоритм для чтения сложной литературы, которая формирует сознание, но и алгоритм сложного думания — они будут думать только на какую кнопку нажать, чтоб тебе гамбургер привезли.
Мозг пластичен не только в детстве, как считали раньше. Доказано: он образует новые нейронные связи до конца жизни. Любая работа, кроме скучной и рутинной, приносит пользу для мозга. Главное — иметь дело с постоянно меняющейся, сложной информацией.
Способность получить высококлассное образование может стать элитарной привилегией, доступной только «посвященным». Вспомним Умберто Эко, предлагавшего в романе «Имя розы» пускать в Библиотеку только тех, кто умеет, кто готов воспринимать сложные знания. Произойдет разделение на тех, кто будет уметь читать сложную литературу, и тех, кто читает вывески, кто таким клиповым образом хватает информацию из интернета. Оно будет раздвигаться все больше и больше.
«Если мы ляжем на диван и будем там лежать полгода, то не сможем встать. Если мозг будет читать идиотские журналы, общаться с дураками, слушать легкую бессмысленную музыку и смотреть тупые фильмы, то не на что жаловаться. Мозг должен тяжело работать. Тяжело – ключевое слово. Мозгу должно быть трудно. Книга, которая может быть для кого-то легкая, но для вас она сложная. Фильм, который вы не понимаете. Значит, вы будете думать, читать критику. Или спектакль, где не ясно, что хотел сказать режиссер. В таком случае мозг будет занят работой».
Автор: Татьяна Черниговская
Источник: viasobaka