Еще одно интервью, которое было записано для газеты Известия 02.08.2016 г.
Интервью было приурочено к 65-летию Народного артиста России Виктора Сухорукова.
Виктор Сухоруков. Фото https://www.vokrug.tv/
В интервью Виктор Сухоруков говорит о болевой точке, гражданской позиции и голом актере. Я приведу лишь выдержки из интервью, которые, на мой взгляд, ярче всего характеризуют Сухорукова как человека и как личность.
— Немного о культовых фильмах Балабанова. Ваш герой картин «Брат» и «Брат 2» стал собирательным образом эпохи. На ваш взгляд, каков сегодняшний герой поколения?
— Героя пока нет. Более того, у нас даже персонажа нет. Время даже не дает лица, оно его стерло. Сегодня мальчики и девочки — герои сериалов — похожи друг на друга. Как будто все они — родные дети одного режиссера, который так же похож на них. Время продиктовало безличность. А ведь что такое герой? Это не только лицо, а характер, поступок.
[650x350]
В.Сухоруков и С.Бодров в фильме "Брат-2"
В.Сухоруков в фильме "Брат - 2"
— Время не дает героя или же сценаристы не могут собрать его характерные черты?
— Сегодня кто-то должен сочинить персонажа, который будет честным, бесстрашным и его будет тянуть в родной дом. Какое у него будет прошлое, что за поступки он совершит — неважно. Мне не хочется, чтобы кинематограф зависел от идеологии. Герой должен, как ни странно, объединять и власть, и оппозицию, нести разное видение жизни своего времени.
— Многие фильмы, в которых вы снялись, сегодня причисляют к артхаусу. А в театре постмодерна у режиссеров вроде Богомолова или Серебренникова сыграть не хотелось?
— Всё, что они делают, не ново. Скажу еще жестче: это уже сто раз было. Просто мы многое не видели и не знаем. Вышеперечисленные люди очень талантливы и трудолюбивы. Они амбициозны и эгоистичны. Но личностного художественного образа пока у них нет.
Вот смотришь на картину и можешь угадать, кто ее написал. А эти спектакли можно и перепутать. Я здорово отношусь и к авангарду, и к артхаусу. Обожаю театр-шараду, театр-ребус, одним словом, театр ума. Но я ненавижу театр эпатажа. Для этого есть какие-то другие аттракционы. Хотя и здесь можно поспорить, а то скажут, мол, Сухоруков чего-то словоблудит. Тут нужно очень конкретно разговаривать об определенном художнике и его спектакле.
— Вы следите за театральной жизнью столицы. Как вам последние нашумевшие спектакли и «разборки» вокруг них?
— Ни одно произведение искусства не стоит такого шума. Когда происходит крикливость вокруг некоего создания, мне кажется, это кликушество, собрание, базар, но никак не театр. Искусство нужно видеть, слышать, проникать в него. Когда я буду визжать около Моны Лизы, кто же главным выйдет: я — кричащий или Мона Лиза, молча смотрящая?!
— Вы сказали, что имеете четкую гражданскую позицию. Что сегодня волнует Виктора Сухорукова? Есть ведь у вас своя боль, о которой вы пытаетесь сказать на сцене.
— Нет у меня болевой точки как у актера. И гражданская позиция тут ни при чем. Профессия актера в метафорическом смысле подразумевает выход к публике голым. Без всяких идеологий и позиций, без всяких точек зрения. Актер выходит играть, он по натуре игрок, а не политик, не философ. В этой игре мне уготовлена своя фишка — пространство, в котором я должен существовать.
И если я как актер «вывалю» в профессию свою гражданскую позицию и болевую точку, то это уже не искусство. Я сам себя закапканю и ограничу. Я этой болевой точкой обслужу часть публики — а как же другие? У нашей профессии нет партии и членских взносов. Нет черного и белого. Приходи в театр голым. Тебя нарядит драматургия, оденет и накормит режиссура. Постановщик зарядит тебя идеей. Ты можешь соглашаться или нет, как актер и человек. Но как только ты взял роль, должен на сцене быть бессребреником. Без каких-то отличительных черт.
— А как же насчет того, что в театре в первую очередь интересен человек-актер, а не наоборот?
— Уверяю вас, я самых подлых людей, самых никудышных персонажей играю с любовью. Иначе они будут не обаятельными. А если не обаятельны, то мертвы. Мертвечина не передает энергию через рампу. Значит, зритель меня не увидит, не услышит, заскучает. А у меня главная задача — вызывать интерес. Для меня зритель — мое государство, моя партия, мой орден.
Источник: Известия iz 02.08.2016