• Авторизация


«Зритель — мое государство, моя партия, мой орден». Виктор Сухоруков. (Часть 1) 03-08-2020 13:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Виктору Ивановичу Сухорукову скоро 70.

[450x338]

Актер, которого многие считают странным, многим он непонятен, но то, что он талантлив, сомневаются единицы. Сухоруков - не "звездит", "не полощет лицом", у него есть свой взгляд на актерскую профессию, на свое предназначение в ней, и он ни разу за всю свою творческую жизнь не изменил своему предназначению, своим взглядам. Он вызывает самые разные зрительские чувства, от восхищения до непонимания, но, в любом случае, никогда не оставляет зрителей равнодушными. 
Я прочла множество зрительских отзывов о Викторе Сухорукове, самых разных, но приведу один, который отражает общее мнение об актере: "Вы нужны нам, как бывает нужна совесть, правда, любовь, доверие. Цены вы себе не знаете." Автор отзыва пожелал остаться неизвестным.
Я познакомилась с творчеством Виктора Сухорукова еще в 90-х, когда он только начинал, но уже тогда я стала следить за его работами в кино, мне был интересен сам актер, Сухоруков - человек, чем он живет, что для него важно.
Он прошел большой путь в искусстве, который был разным, успешным и не очень, пережил взлеты и падения, пережил стоически. И я захотела понять, что же ему помогало и поддерживало его на этом пути, как менялись его взгляды, и менялся ли он сам? Для меня сегодня Виктор Сухоруков, несмотря на то, что скоро у него значительная дата в жизни, - большой ребенок, которому интересно и нравится жить, который всегда готов менятся, который видит этот мир по-своему и не боится, не стесняется говорить об этом, - и это, на мой взгляд, прекрасно! 
И чтобы понять, кто же такой Виктор Сухоруков, я хотела бы начать с интервью, которое было записано с актером в 1998 году Светланой Спириной и опубликовано в Петербургской театральной жизни. И, если вы готовы, я с удовольствием начну. 


"СОКРОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК" Виктора Сухорукова. 

[380x609]

Фото и все последующие Петербургская Театральная  Жизнь

«Я — артист маленький, зато хороший» — это шутливое признание Виктора Сухорукова, прозвучавшее в одной из телепередач, все же не соответствует истине. И дело не только в том, что Виктор Иванович — артист замечательный (а не просто «хороший»). Говоря о себе «маленький», Сухоруков лукавит: словно заклиная лицедейского беса счастья, сознательно прячется за маску своего героя, с виду «человека маленького» и слабовольного. Мнимая эта невзрачность персонажей Сухорукова обманчива и скрывает натуру азартного игрока, за ясной улыбкой которого порой таятся и морок, и зыбь, и туман…

Герои Сухорукова — люди странные, эксцентричные, испытывающие острую потребность истового служения какой-либо «идее», которая может обернуться и дурной «смердяковщиной» и жертвенной самоотдачей. В разное время в числе его персонажей оказывались юркие угодливые «шестерки», фанатичные «вожди», бандиты, простоватые чудаки, трусливые подлецы, верные преданные друзья…  Как никто другой Сухоруков угадал и сумел показать тип человека, легко попадающего под власть глобальной идеи, которая или подминает его незадачливого героя, делая своим рьяным служителем, или же окрыляет, открывая безбрежные горизонты любви и милосердия. Вряд ли сегодня найдется другой такой актер, в котором столь парадоксальным образом уживается глубинное знание неприглядной изнанки человеческой души и безграничное сострадание к этой самой душе, жуть и жалость, сарказм и горестная нежность.

[321x700]

В.Сухоруков (Воткин). «Мой вишневый садик». Фото из архива театра

 

Именно эту тягу к двойственности, к опасной игре на грани возвышенного и шутовского безошибочно угадал в Сухорукове Петр Фоменко, пригласивший в 1978 году выпускника ГИТИСа в Ленинградский театр Комедии. Блистательный театральный провокатор, Фоменко дал молодому актеру роль старика Кузьмы Егоровича Веселова в комедии «Добро, ладно, хорошо» по Василию Белову.

[380x541]

 

В.Сухоруков (Кузьма Егорович). «Добро, ладно, хорошо». Фото из архива театра

 

Возрастная дистанция между актером и героем создавала пространство для игры с образом, позволяя «играть в старика», не заботясь о правдоподобии, не скрывая собственной молодости и озорного лукавства. 

 

В компании незадачливых деревенских ходоков, отправившихся в город, герой Сухорукова оказывался самым деловитым и энергичным. Маленький шустрый Егорыч становился вдруг вожаком. Новоявленный Одиссей с бочонком соленых рыжиков под мышкой все время лез на рожон, попадая, конечно же, в самые нелепые ситуации: то вел дипломатические переговоры с дантистом, по ошибке принимая его за адвоката, то с пламенной речью взволнованно выступал на слете передовиков. Но чем простодушнее (даже в своих хитростях), трогательнее был герой, тем отчетливей звучала в спектакле ирония. Смешным и жалким выглядел человек, вдруг ощутивший себя общественно значимым и принявшийся на свой лад упрямо отстаивать справедливость. Само название спектакля, придуманное режиссером, — «Добро, ладно, хорошо» — словно предполагало продолжение: «Хорошо-то-хорошо…Да ничего хорошего». Эту шутливую «вологодскую» песенку Аллы Пугачевой знала тогда вся «необъятная страна». Умильная этнографичность в спектакле Фоменко оборачивалась пародией. Насмешливо и горько звучали из уст сухоруковского героя «вологодские бухтины» — затейливые небывальщины, ставшие смысловым центром спектакля. Смешные нелепицы, рассказанные с прибаутками, ласковым «окоющим» говорком, обретали вдруг страшноватый смысл. Побайка про спившегося медведя, так и не сумевшего стать человеком, оборачивалась историей утраты людьми человеческого образа, полной деградации души, потерявшей смысл существования.

Но когда этот смысл персонажи Сухорукова вдруг обретали, ни к чему хорошему это не приводило и вполне анекдотическая ситуация превращалась в трагифарс. В спектакле «Характеры» по В.Шукшину чудак-тракторист на последние деньги тайком от жены покупал микроскоп. Он готов был пожертвовать и тихим семейным счастьем, и благополучием самых близких во имя Человечества, думая, что именно ему суждено постигнуть тайну Вселенной и подарить ее людям. А мелкотравчатый «зэк» из фильма «Комедия строгого режима», однажды сыгравший Ленина в лагерной самодеятельности, так вживался в образ «вождя мирового пролетариата», что истовая вера его вдохновляла видавших виды «урок» на борьбу за призрачные идеалы коммунизма.

[480x360]

В.Сухоруков в фильме "Комедия строгого режима" Фото Яндекс.дзен

 

Отсутствие же всякой идеи оборачивалось для сухоруковского героя полным крахом в фильме «Счастливые дни» Алексея Балабанова. Выписавшись из больницы, он потерянно бродил по улицам пустынного, гулкого, словно вымершего города… Никому не нужный и ко всему уже безучастный человек, из которого «вынули» душу, разглядывал этот странный мир, будто находясь по ту сторону бытия. Оцепенение, холодный ужас перед неузнаваемо изменившейся реальностью актер передавал через медленный, замирающий ритм внутренней жизни героя, превратившегося в «недочеловека», утратившего понимание добра и зла.

[450x329]

В.Сухоруков в фильме "Счастливые дни" Фото zebro.ru

 

 

Режиссерами кино в 90-е постперестроечные годы был востребован тип странных сухоруковских героев — маргиналов, на переломе эпох потерявших почву под ногами, утративших всякие ориентиры. Разуверившийся во всем и вся человек на какое-то время стал центральной фигурой многих кинолент. Театр же, напротив, уходя от остросоциальных проблем, обращался к классике, ведя разговор о ценностях непреходящих.

Именно о них и шла речь в спектакле Татьяны Казаковой «Как вам это понравится»,

[380x669]

В.Сухоруков (Коринн). «Как вам это понравится». Фото из архива театра

 

поставленном по комедии В.Шекспира на сцене Театра им. Ленинского комсомола. Жизнерадостный колченогий пастух Коринн в козлиной шкуре, едва прикрывающей тело, походил на лукавого проказника-сатира, беспечно резвящегося на лесной поляне. Его трогательная любовь к деревенской хромоножке (Регина Лялейките) неожиданно становилась одним из самых важных моментов спектакля — актерам удалось выразить полноту ощущений мира шекспировских персонажей. Их пасторальный дуэт был не просто смешнее и обаятельнее остальных героев — на сцене возникал иной градус чувств, особая интенсивность проживания каждого подаренного мига бытия. 

Сухоруков способен так концентрировать все чувства и мысли своих героев на избранном им объекте — будь то идея, человек, мечта или фантазия, — что его с виду невзрачные герои обретают масштаб и, казалось бы, сугубо индивидуальные черты характера становятся приметами определенного типа людей, живущих в мире собственных фантазий, где реальность — лишь повод для вдохновенного творчества. Свои идеальные представления о дружбе, верности, любви стремился во что бы то ни стало воплотить в жизнь добродушный мечтатель Ридольфо, герой комедии К.Гольдони «Влюбленные».

 

[380x510]

В.Сухоруков (Тоньино). «Влюбленные». Фото из архива театра
 

В смешных маленьких очечках появлялся он с двумя стопками книг и замирал на сцене — то растерянно, не зная, как помочь незадачливым влюбленным, то погружаясь в собственные размышления, то застенчиво краснея перед рыжеволосой вдовушкой. Предельность чувств достигалась резкими переходами душевных состояний героя — от задумчивости к бурному воодушевлению, сменявшемуся грезами о возвышенной любви, мечтаниями о возможном счастье… В чудачествах студента-книжника виделась его трепетная любовь к людям — в сказочном мирке спектакля Татьяны Казаковой идеалист Ридольфо одерживал верх над всеми житейскими неурядицами.

О том, какие метаморфозы происходят с идеалистами, попавшими из сказочных грез в обыденную повседневность, шла речь в спектакле «Мой вишневый садик» по пьесе А.Слаповского. Герой Сухорукова, спившийся врач по фамилии Розов, тоскуя по идеалам юности, с пафосом обличал сегодняшних хозяев жизни. Словно заклинания, выкрикивал он слова некогда популярных песен и ура-патриотические вирши, звучащие как истерический вопль потерявшего всякую опору человека, судорожно хватающегося за дорогие сердцу воспоминания о «синем-синем инее», «плачущих березах», сбежавшей в никуда «последней электричке». Но с появлением сильных мира сего Виктор Розов тут же становился подобострастным угодником, взявшим на себя роль коверного клоуна — в шутовской аттракцион превращал он свои ностальгические речи. 

Сродни ему оказывался и экзекутор Свистиков из спектакля «Клавир для начинающих карьеру», поставленного Татьяной Казаковой по мотивам пьесы М.Салтыкова-Щедрина «Тени».

 

[380x238]

В.Сухоруков (Свистиков), Е.Баранов (Клаверов).
«Клавир для начинающих карьеру». Фото из архива театра

 

Вездесущий юркий неприметный с виду человек оказывался всем необходим, становясь в нужный момент то услужливым денщиком, то доверенным лицом, выслушивающим исповеди героев, то фигляром, выкидывающим дурацкие коленца. Выслуживаясь перед начальством, он прятался за шутовскую маску. Приспособленчество им даже возводилось в особую философию, которую Свистиков покровительственно излагал входящему в чиновничий мир новичку. Казалось бы второстепенный персонаж в спектакле Казаковой становился олицетворением того способа жизни, что обеспечивает благополучие и удачное продвижение по служебной лестнице. Именно Свистиков в спектакле являлся одним из соавторов «клавира для начинающих карьеру», вдохновенно претворяющим в жизнь собственные сочинения.

[380x527]

В.Сухоруков (Прохор). «Женитьба Белугина». Фото из архива театра

 

Непростые отношения «маленького человека» с миром высоких идей стали для Виктора Сухорукова предметом напряженного размышления над загадкой человеческой души с ее потаенными страстями и жаждой прорыва к сокровенному смыслу бытия. В одном из интервью актер не без иронии заметил: «Надо почаще глядеть на себя в зеркало и ясно понимать, что у тебя сегодня — лик или рожа — и требует ли душа твоя бани». Показывая зрителям «лики» и «рожи» самых разных персонажей, Виктор Сухоруков заставляет нас взглянуть на себя со стороны и задуматься над непутевой нашей жизнью.

 

 

Источник: http://ptj.spb.ru/

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник «Зритель — мое государство, моя партия, мой орден». Виктор Сухоруков. (Часть 1) | Elurra61 - Дневник Elurra61 | Лента друзей Elurra61 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»