• Авторизация


ПОЗДНЕЕ СЧАСТЬЕ... Часть 1. 25-07-2020 18:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!


7054899_nazon (320x403, 55Kb)

 

Безобразное явление — старческая любовь /Лат. Turpe senilis amor/ ,
говорил великий Овидий.   

И, к сожалению, не нашла кому принадлежит высказывание: «Любовью, как корью, болеют только раз в жизни, и чем позднее наступает заболевание, тем мучительнее оно протекает». 
К чему это я? Недавно у меня произошел разговор, даже небольшой спор, на тему современных неравных браков, и мы разошлись в оценках и взглядах на подобные отношения. Я основывалась, в частности, на том, как относились к подобным бракам, к примеру, в XIX веке, и... а вот, об этом "и" чуть позже... 
Я совсем не считаю себя ханжой и никогда не была ею, а в нашем разговоре звучало подобное в мой адрес, просто имею свою точку зрения, которая имеет свои причины, но речь не об этом. 
Моя бабушка была самым обычным человеком, хотя, если учитывать, что родилась она в 1900 году, успела увидеть и пережить  в своей жизни многое, много читала, имела хорошую библиотеку, в которой были книги изданные очень давно, и обычной называть ее не совсем справедливо. Бабушки уже давно нет рядом, но, знаете, я прекрасно помню наши разговоры, ее советы, рассказы об очень многом, в том числе и на темы любви. И меня всегда удивляло, что у бабушки в ее доме на стене висела картина Василия Пукирева "Неравный брак". И сколько бы раз я не спрашивала почему эта картина висит на стене, бабушка хранила молчание. Лишь как-то однажды сказала: "Когда меня не будет, забери эту картину себе, я так хочу". Я удивилась, но сделала так, как просила бабушка. С тех пор картина висит у меня. В моей жизни были события, которые можно было бы связать с этой картиной, но опять же, оговорюсь, речь о другом.
Мне интересно, кто же в нашем разговоре-споре все-таки ближе к истине? Как же расценивать пресловутые "неравные отношения", а может быть, не такие уж они и неравные, может, дело в другом? 
Давайте сначала о картине "Неравный брак" Василия Пукирева. 

7054899_Jivopis_VasiliiPykirev_Neravnii_brak (550x700, 260Kb)

Василий Пукирев (1832 — 1890) известен как гений одной картины -   «Неравный брак».

7054899_Pykirev_Vasilii_Vladimirovich_1832__1890_1_ (500x622, 27Kb)

Пукирев Василий Владимирович 1832 - 1890 гг.

Ничего лучше после написания ее он создать так и не смог. Но эта картина - шедевр и высочайшее мастерство. Пример, когда  художник то, что  поражает людей долгие годы. 
«Неравный брак» Василия Пукирева — это произведение, где, как и в любом произведении, важна каждая деталь, даже самая мелкая. В противном случае, мы рискуем не понять замысел живописца. Художники до Пукирева и после него не раз изображали на своих полотнах несчастных молодых невест и их старых богатых мужей. Но такого эффекта не добивались. Здесь нет картинного плача, заломленных рук — того, что, по мнению многих живописцев, должно изображать настоящее горе. Тут все проще. Невесте вот-вот священник должен надеть кольцо на палец. Она несчастна. Оно и понятно: муж её, мягко говоря, немолод. Такие ситуации бывали часто даже по тем временам.
Анну Керн, например (ту самую, про которую А.С. Пушкин написал: «Я помню чудное мгновение…»),

7054899_471e81998b4c38dbe068384edec0f7a0 (556x700, 299Kb)

Портрет Анны Петровны Керн

родители выдали за генерала Ермолая Федоровича Керна, которому на тот момент было уже 52 года.

7054899_f564fc8e40ed77708c834726d9a8cc07 (450x508, 33Kb)

Портрет Ермолая Федоровича Керна

Невесте — всего шестнадцать. Объяснение в любви было по-военному коротким. Генерал Керн спросил Анну: — Не противен ли я вам? — Нет, — ответила Анна и выбежала из комнаты. После первой брачной ночи она написала в своем дневнике: «Его невозможно любить — мне даже не дано утешения уважать его; скажу прямо — я почти ненавижу его». Впрочем, девушка долго не страдала, быстро обзавелась многочисленными любовниками.
На картине же Пукирева  мы видим глубокое и искреннее несчастье невесты.

7054899_Vasily_Pukirev__Neravnii_brak_frag3 (550x700, 215Kb)

Кроме этого, есть в этом зале две очень странные фигуры-  старухи. Одна стоит за женихом, другая за священником. Что в этом необычного? Старые женщины пришли посмотреть на свадьбу. Вполне возможно, они родственницы жениха, но тогда почему они в венках, как  у невесты. А  одна даже в белом платье? Довольно странно…  И если взглянуть внимательнее, -  это  платье больше походит на простыню! Хотя, это и есть простыня, точнее, погребальный саван. Фигура второй невесты за спиной священника выглядит ещё более странно, словно из другого мира.

7054899_Vasily_Pukirev__Neravnii_brak_fragment2 (550x700, 224Kb)

Зачем художнику понадобилось изображать сразу трех невест, две из которых мертвые, смотрят на престарелого жениха. Странный какой-то реализм получается, почти по Гоголю…
Скорей всего, Пукирев, изобразив на картине старух, хотел показать зрителю: ранее жених уже был дважды женат, жены умерли, теперь он женится в третий раз! Что же предстоит в будущем этой молодой невесте? Её словно призывают на страдания, даже не надев на палец обручальное кольцо. И священник, понимая ее жертву, поэтому так почтительно склоняется перед ней.

7054899_Vasily_Pukirev__Neravnii_brak_fragment1 (550x700, 260Kb)

И какая игра света! Свет мягко струится по белому платью, по нежной молодой коже невесты, по кисти её руки. И вот он - центр композиции. Не лицо невесты, не фигура старого жениха, а рука, безвольно тянущаяся к мученическому венцу. Удивительно и то, какая игра взглядов запечатлена на полотне. Мёртвые старухи смотрят на жениха, жених — на невесту, невеста — в пол, друзья жениха — тоже на невесту. На несчастную смотрит и сам автор картины. Вот он, Василий Пукирев, стоит, скрестив руки, в правом углу.

7054899_Vasily_Pukirev__Neravnii_brak_frag3_1_ (550x700, 215Kb)

А на нас смотрит другой художник, друг автора, Петр Шмельков, подсказавший ему идею картины. Он как раз и задает зрителю безмолвный вопрос: «Вы понимаете, что происходит?» Судьба Василия Пукирева сложилась печально. «Неравный брак» имел огромный успех, но художник этому не радовался. Сразу после продажи картины он уехал на несколько лет в Италию. Оно и понятно. На картине в виде молодой девушки была изображена его любовь — Прасковья Матвеевна Варенцова. Пукирев не создал больше ни одной картины, которая по силе могла бы сравниться с его первым шедевром. Он постоянно возвращался к теме трагического бракосочетания, но все выходило не то. А в итоге алкоголь, бедность, забвение. Не лучше сложилась и судьба модели. В начала XX века она умерла в одиночестве в Мазуринской богадельне.   /Artifex.ru/
И я, как мне казалось, привела сюжет картины "Неравный брак" как важный аргумент, так мне казалось.
И вдруг мне попалось стихотворение Андрея Дементьева,

7054899_fflulcmgkhlnandreidementev (500x600, 42Kb)

стихи которого люблю и часто читаю, которое и заставило меня усомниться в своей правоте. 

ПОЗДНЕЕ СЧАСТЬЕ

Прекрасна жизнь,
Но слишком коротка,
Как поздно нас порой любовь находит.
Вот к другу моему издалека
Пришла любовь,
А годы на исходе.
И жизни не хватило на неё,
Как солнца — зимам,
Соловьям — черемух.
Что юность возвращается
Враньё!
Не перепрыгнуть пропасть
В два приёма.
А потому,
Две жизни на двоих.
И никаких надежд и обещаний.
И всё-таки я радуюсь за них.
Влюбившихся друг в друга
На прощанье.

 

 

 

 

 

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ПОЗДНЕЕ СЧАСТЬЕ... Часть 1. | Elurra61 - Дневник Elurra61 | Лента друзей Elurra61 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»