
Безобразное явление — старческая любовь /Лат. Turpe senilis amor/ ,
говорил великий Овидий.
И, к сожалению, не нашла кому принадлежит высказывание: «Любовью, как корью, болеют только раз в жизни, и чем позднее наступает заболевание, тем мучительнее оно протекает».
К чему это я? Недавно у меня произошел разговор, даже небольшой спор, на тему современных неравных браков, и мы разошлись в оценках и взглядах на подобные отношения. Я основывалась, в частности, на том, как относились к подобным бракам, к примеру, в XIX веке, и... а вот, об этом "и" чуть позже...
Я совсем не считаю себя ханжой и никогда не была ею, а в нашем разговоре звучало подобное в мой адрес, просто имею свою точку зрения, которая имеет свои причины, но речь не об этом.
Моя бабушка была самым обычным человеком, хотя, если учитывать, что родилась она в 1900 году, успела увидеть и пережить в своей жизни многое, много читала, имела хорошую библиотеку, в которой были книги изданные очень давно, и обычной называть ее не совсем справедливо. Бабушки уже давно нет рядом, но, знаете, я прекрасно помню наши разговоры, ее советы, рассказы об очень многом, в том числе и на темы любви. И меня всегда удивляло, что у бабушки в ее доме на стене висела картина Василия Пукирева "Неравный брак". И сколько бы раз я не спрашивала почему эта картина висит на стене, бабушка хранила молчание. Лишь как-то однажды сказала: "Когда меня не будет, забери эту картину себе, я так хочу". Я удивилась, но сделала так, как просила бабушка. С тех пор картина висит у меня. В моей жизни были события, которые можно было бы связать с этой картиной, но опять же, оговорюсь, речь о другом.
Мне интересно, кто же в нашем разговоре-споре все-таки ближе к истине? Как же расценивать пресловутые "неравные отношения", а может быть, не такие уж они и неравные, может, дело в другом?
Давайте сначала о картине "Неравный брак" Василия Пукирева.

Василий Пукирев (1832 — 1890) известен как гений одной картины - «Неравный брак».

Пукирев Василий Владимирович 1832 - 1890 гг.
Ничего лучше после написания ее он создать так и не смог. Но эта картина - шедевр и высочайшее мастерство. Пример, когда художник то, что поражает людей долгие годы.
«Неравный брак» Василия Пукирева — это произведение, где, как и в любом произведении, важна каждая деталь, даже самая мелкая. В противном случае, мы рискуем не понять замысел живописца. Художники до Пукирева и после него не раз изображали на своих полотнах несчастных молодых невест и их старых богатых мужей. Но такого эффекта не добивались. Здесь нет картинного плача, заломленных рук — того, что, по мнению многих живописцев, должно изображать настоящее горе. Тут все проще. Невесте вот-вот священник должен надеть кольцо на палец. Она несчастна. Оно и понятно: муж её, мягко говоря, немолод. Такие ситуации бывали часто даже по тем временам.
Анну Керн, например (ту самую, про которую А.С. Пушкин написал: «Я помню чудное мгновение…»),

Портрет Анны Петровны Керн
родители выдали за генерала Ермолая Федоровича Керна, которому на тот момент было уже 52 года.

Портрет Ермолая Федоровича Керна
Невесте — всего шестнадцать. Объяснение в любви было по-военному коротким. Генерал Керн спросил Анну: — Не противен ли я вам? — Нет, — ответила Анна и выбежала из комнаты. После первой брачной ночи она написала в своем дневнике: «Его невозможно любить — мне даже не дано утешения уважать его; скажу прямо — я почти ненавижу его». Впрочем, девушка долго не страдала, быстро обзавелась многочисленными любовниками.
На картине же Пукирева мы видим глубокое и искреннее несчастье невесты.

Кроме этого, есть в этом зале две очень странные фигуры- старухи. Одна стоит за женихом, другая за священником. Что в этом необычного? Старые женщины пришли посмотреть на свадьбу. Вполне возможно, они родственницы жениха, но тогда почему они в венках, как у невесты. А одна даже в белом платье? Довольно странно… И если взглянуть внимательнее, - это платье больше походит на простыню! Хотя, это и есть простыня, точнее, погребальный саван. Фигура второй невесты за спиной священника выглядит ещё более странно, словно из другого мира.

Зачем художнику понадобилось изображать сразу трех невест, две из которых мертвые, смотрят на престарелого жениха. Странный какой-то реализм получается, почти по Гоголю…
Скорей всего, Пукирев, изобразив на картине старух, хотел показать зрителю: ранее жених уже был дважды женат, жены умерли, теперь он женится в третий раз! Что же предстоит в будущем этой молодой невесте? Её словно призывают на страдания, даже не надев на палец обручальное кольцо. И священник, понимая ее жертву, поэтому так почтительно склоняется перед ней.

И какая игра света! Свет мягко струится по белому платью, по нежной молодой коже невесты, по кисти её руки. И вот он - центр композиции. Не лицо невесты, не фигура старого жениха, а рука, безвольно тянущаяся к мученическому венцу. Удивительно и то, какая игра взглядов запечатлена на полотне. Мёртвые старухи смотрят на жениха, жених — на невесту, невеста — в пол, друзья жениха — тоже на невесту. На несчастную смотрит и сам автор картины. Вот он, Василий Пукирев, стоит, скрестив руки, в правом углу.

А на нас смотрит другой художник, друг автора, Петр Шмельков, подсказавший ему идею картины. Он как раз и задает зрителю безмолвный вопрос: «Вы понимаете, что происходит?» Судьба Василия Пукирева сложилась печально. «Неравный брак» имел огромный успех, но художник этому не радовался. Сразу после продажи картины он уехал на несколько лет в Италию. Оно и понятно. На картине в виде молодой девушки была изображена его любовь — Прасковья Матвеевна Варенцова. Пукирев не создал больше ни одной картины, которая по силе могла бы сравниться с его первым шедевром. Он постоянно возвращался к теме трагического бракосочетания, но все выходило не то. А в итоге алкоголь, бедность, забвение. Не лучше сложилась и судьба модели. В начала XX века она умерла в одиночестве в Мазуринской богадельне. /Artifex.ru/
И я, как мне казалось, привела сюжет картины "Неравный брак" как важный аргумент, так мне казалось.
И вдруг мне попалось стихотворение Андрея Дементьева,

стихи которого люблю и часто читаю, которое и заставило меня усомниться в своей правоте.
ПОЗДНЕЕ СЧАСТЬЕ
Прекрасна жизнь,
Но слишком коротка,
Как поздно нас порой любовь находит.
Вот к другу моему издалека
Пришла любовь,
А годы на исходе.
И жизни не хватило на неё,
Как солнца — зимам,
Соловьям — черемух.
Что юность возвращается
Враньё!
Не перепрыгнуть пропасть
В два приёма.
А потому,
Две жизни на двоих.
И никаких надежд и обещаний.
И всё-таки я радуюсь за них.
Влюбившихся друг в друга
На прощанье.