Русская культура опять понесла потерю, очередную и горькую: в 6.49 утра 25 октября 2008 года сердце непревзойденного баритона замерло навеки. Врачи констатировали смерть Муслима Магомаева.
В советское время к Магомаеву относились по-разному: кто-то принимал его пение и восторгался им, кто-то наоборот считал его человеком системы и фыркал при появлении этого певца на экране или на концерте. Его пародировали очень часто юмористы. Он не хватал себя за причинное место, как Дима Билан, не носил обтягивающие и вызывающие костюмы, как Филипп Киркоров. Его сценические костюмы были простыми и у него была своя манера пения - он пел, широко расставив ноги и раскидывал в сторону руки. Но голос, голос... и внешность, манеры. Какой там Билан или Басков? Они против Муслима Магомаева жалкие плебеи, без вкуса, манер, воспитания и главное - голоса. Человек с большим достоинством Магомаев умел многое и был по-настоящему творческой и одаренной личностью..
В 18 лет он уже известен – благодаря участию в молодежном фестивале в Хельсинки. А в 1963 году, после страстного исполнения “Бухенвальдского набата” на фестивале азербайджанской культуры в Москве, его запоминает весь Союз, выступление транслируется по телевидению. Там же звучит и ария Фигаро, коронная ария этого певца. В том же году – сольный концерт в зале Чайковского с замечательным аккомпаниатором Борисом Абрамовичем. Бакинский театр оперы и балета выдвигает его кандидатуру для стажировки в Ла Скала.
"Бухенвальдский набат" - одна из самых сильных песен Муслима Магомаева
Почитатели Муслима могли поднять автомобиль, где сидел их кумир, и нести его на руках. А юные поклонницы поцелуями покрывали его машину до тех пор , пока там не оставалось ни единого места без следов губной помады. В 60-х он – солист Бакинского Театра Оперы и Балета, но одновременно с неизменно оглушительным успехом выступает с концертами. В 1966 году – первый концерт в зале “Олимпия”, Париж. От предложения петь в Большом театре Муслим Магомаев отказывается и окончательно уходит с оперной сцены в 70-х, оставшись лучшим Фигаро своего времени. Посвятив себя эстраде, он становится невообразимо популярным: многотысячные стадионы, бесконечные гастроли по всему Советскому Союзу, постоянные выступления на телевидении.
Ария Фигаро из оперы "Севильский цирюльник"
Пластинки с надписью “Поет Муслим Магомаев” выходят огромными тиражами. Ещё в 1969 году Магомаеву присуждается его первый “Золотой Диск” на фестивале MIDEM. Но никогда не изменяет он своей музыкальности и таланту. Его репертуар огромен и удивительно разнообразен – в концертах, кроме популярных песен на русском языке, звучат и итальянские шлягеры, и мировые хиты, музыка из кинофильмов, мюзиклов, и, конечно, классические произведения, зачастую все это – под собственный аккомпанемент.
В памяти людей остались и потрясающе исполненные песни Бабаджаняна, Пахмутовой, Фельцмана, Бюль бюль-оглы и самого Муслима Магомаева — “Синяя вечность”, “Элегия”, “У того окна”. Многие помнят телефильм “Поет Муслим Магомаев” и мультипликационный фильм “По Следам Бременских Музыкантов”, где он озвучил Сыщика, Трубадура и Атаманшу.
"Огромное небо" - одна из лучших песен из патриотического репертуара певца
"Это был целый пласт, целая эпоха. Такого голоса, как у Муслима Магомаева, сейчас на эстрадном небосклоне нет. Мне кажется, что не скоро еще на горизонте появится такого класса, такого высокого полета артист, как он. Необыкновенные тембр и творческая индивидуальность Магомаева стали эпохой в исполнительском искусстве Советского Союза и России"
Любовь Казарновская
_________
Прощание с Народным артистом СССР Муслимом Магомаевым пройдет 28 октября в концертном зале имени Чайковского в Москве. Похоронен певец будет на Ваганьковском кладбище. Похороны состоятся 29 октября после 14.00 мск.