Нация – это объединяющая идея, которая возникает в крупной социальной организации, образованной вокруг того или иного символа. Такой символ необходим, чтобы поддерживать общность у определённого кол-ва незнакомцев, рождённых поблизости на некоей территории.
И хотя объединяющая функция нации первична, само национальное объединение невозможно без обособления одной группы от других групп.
Нация разчленяет Другого на «своих» и «чужих», и рано или поздно фиксируется на собственной исключительности и превосходстве.
Национальная идентичность предполагает отказ от личности, её подмену культурным типом, и, соответственно, торжество посредственности.
«В национальном характере мало хороших черт: ведь субъектом его является толпа» — Артур Шопенгауэр
Насаждение национальной идеи является обязательной компонентой любой реакционной политики. Нация культивируется как святыня, в которой тебе должно раствориться на глазах у суммы аплодирующих предков.
Следствием насаждения нации является «патриотизм», – расстройство объекта влечения, благодаря которому у правительства всегда есть смертники, готовые убивать и умирать под знамёнами пустых символов.
Нацизм является не искажением, но результатом национализма, его завершенной формой. Любая апелляция к национальному указывает на мистическое мышление и фашизоидный процесс внутри субъекта и общества; это один из прямых симптомов авторитарной культуры.
Спасением для индивида, в этом смысле, является отказ от национальной идентичности.
Политическая реакция пытается убедить всех, что за космополитизмом скрывается общество одинаковых, но это сознательное нарушение логики. Совершенно очевидно, что разнообразия куда больше в индивидуальном, нежели национальном уже хотя бы потому, что людей больше, чем наций. Личность невозможно уместить в культурном типе. Это всегда будет нечто неполное, условное, упрощённое.
Каждый человек – это уникальный результат событий, и тем выразительней он, чем шире его культурный опыт, чем больше городов и стран он впитал, чем больше разного с ним приключилось.
Не этнические униформы, не национальные атрибуты определяют личность, но совокупность того, что составляет её исключительность.
Космополитизм – это миллиарды человеческих вселенных вместо десятков злобных наций; космическая идентичность, – выбор не «русского» или «американца», но человека.