[245x164]
Уникальные японские комиксы, известные как манга, с такими персонажами как Инуяша, Наруто, ниндзя и демоны и другими, испытывают сложности с завоеванием популярности.
Многие новинки техники, такие как сотовые телефоны и видео-игры, отнимают аудиторию у почитаемого вида искусств. Хотя продажи манги падают на родине, томики манги являются лидерами продаж у американцев.
В реальности, провокационно нарисованные персонажи конкурируют с более современными видами развлечений в Японии, несмотря на рост их популярности в США и других странах.
Продажи манги в Японии упали на 4% до 481 млрд. йен (4,1 млрд. долларов) в прошлом году, заняв пятое место в ежегодном списке, составленном Исследовательским институтом прессы, находящемся в Токио. Продажи журналов манги упали по сравнению с пиком в 1,34 млрд. йен в 1995 году до 745 млн. йен в прошлом году.
Манга была лидером популярной японской культуры, начиная со Второй Мировой войны, когда она была создана подражанием мультфильмам Диснея. Дюжины историй издавались в виде толстых черно-белых книжечек.
Истории, сюжет которых охватывал все - от научной фантастики до порнографии и романтики, рассказывались в особой форме: персонажи изображались с огромными выразительными глазами и ртом, который мог принимать невероятные размеры для выражения испуга или злости.
Пик популярности манги в Японии был в 1995 году - в этом году еженедельник «Shonen Jump» закончил публиковать популярную серию «Dragon Balls», которая рассказывала о молодом воине, собирающем семь магических артефактов.
Снижение популярности манги, по мнению аналитиков, может быть связано с несколькими новыми привычками молодежи.
Увлечение сотовыми телефонами, интернет- и видео-играми
«Чтение манги было популярно в 90-х, когда только это развлечение было доступно», - говорит манга-эксперт Susan Napier из Tufts University. - «Понятно, что сейчас она теряет популярность».
Японская молодежь и офисные работники особенно «зацикливаются» на своих сотовых телефонах. «Представление о саларимэне, который листает толстенный том манги (размером с телефонную книгу) в метро сменил образ людей «с намозоленными большими пальцами»: миллионы японцев держат сотовые телефоны в дюймах от носа и нервно стучат по маленьким клавиатурам большими пальцами, отправляя электронную почту, посещая сайты, смотря видео», - говорит Kelts.
Так же они могут читать мангу непосредственно с экрана сотового телефона, загрузив ее со специального сайта.
«Продажи манги для сотовых телефонов возросли до 4,6 млрд. йен (39 млн. долларов) в 2005 году и практически удвоились в 2006 году», - говорит работник Исследовательского института прессы Tatsuhiko Murakami.
Однако издатели манги с трудом адаптируют ее для отображения на экране сотового телефона.
Студент колледжа Kotaro Iwase (21 год) говорит: «Это так проблематично и отнимает много времени закачивать мангу и прокручивать ее».
Усталось от традиционного чтения
«Все типы книг, журналов и газет теряют читателей», - подчеркивает Masaharu Kubo, эксперт Исследовательского института прессы. – «Люди теряют привычку читать».
Скучный сюжет и персонажи манги
В прошлом году в ежемесячном журнале «Ronza» манга-эксперт Matt Thorn из Kyoto Seika University написал: «Вся японская манга становится похожей одна на другую. Она идет по накатанной колее. …Япония по прежнему производит больше манги, чем другие страны вместе взятые, но на деле очень мало отличий в персонажах и сюжете». Мураками соглашается: «Очень мало оригинальных художников».
Убыль населения
Потенциальная аудитория читателей сокращается в связи со снижением рождаемости в Японии. Процент населения возрастом до 14 лет сократился с 35,4% в 1950 году до 13,6% в прошлом году согласно данным от японского правительства.
За пределами Японии манга и её видео-версия, аниме, завоевала популярность по всему миру.
Газеты США начали публиковать колонки манги, владельцы книжных магазинов выделяют дополнительные полки для манги. В некоторых магазинах «Barnes&Noble» место для манги было увеличено в двое за последние три года.
Продажи манги в США возросли до 200 миллионов долларов в год, по данным «Publishers Weekly».
«Я видела группу девочек, стоящих возле полок с мангой в магазине «Barnes&Noble» и обсуждающих свою любимую мангу”, – говорит Napier, работник Tuft . – «Им нравится манга потому, что в ней есть то, чего не хватает традиционным американским комиксам: в любой истории, будь это фэнтези или научная фантастика, персонажи изображены живо, сюжет интересен и увлекателен, и зачастую он более сложно организован, чем банальная борьба добра со злом, характерная для американских комиксов».
Этот жанр особенно популярен среди американских девочек. «Манга предлагает нечто большее, чем можно найти в традиционных комиксах о супер-героях», - говорит Jim Killen, продавец в «Barnes&Noble».
«Даже взрослые, искушенные жизнью люди с сияющими глазами наслаждаются любовными историями, которые отличаются от историй с заезженными и циничными героями из американской сферы развлечений», - говорит Napier, добавляя, что надеется, что манга выживет перед натиском технологий на родине.
«Я точно уверена, что манга не исчезнет», – говорит она. – «Она по-прежнему часть японской жизни».
При содействии Naoko Nishiwaki.
Источник
Автор: Paul Wiseman, 13.11.2007
Перевод: Кузьмина Елена для Fushigi Nippon, 23.11.2007
На фото: [William Pearson из Арлингтона просматривает томик «Reborn» в магазине «Barnes&Noble».] Фотографировал Evan Eile