ЭНЕРГИЯ И ЭНЕРГЕТИЧНОСТЬ
МЫ ВСТРЕТИЛИСЬ дома. Уютная московская квартира.
Домашняя рубашка, джинсы. Негромко работает старенький телевизор, на кухне готовится ужин. На журнальном столике — большая общая тетрадь с недописанным текстом, тут же, у кресла, — гитара.
Смущенная улыбка, закрытый переплет тетради. На нем надпись «Алиса».
«Алиса»... Пожалуй, одна из самых острых групп конкурса, но и одна из самых талантливых», — такой текст был дан в «Собеседнике» под одной из фотографий, иллюстрирующих ленинградский фестиваль рок-музыки.
«...И тогда я включаю магнитофон и слушаю «Мое поколение» группы «Алиса», — писала «Литературная газета».
Кто она, эта таинственная незнакомка? Где пропадала, откуда появилась, почему вдруг стала популярна настолько, что ее многочисленные ленинградские почитатели объединились в клуб? О чем поет в конце концов? С этими вопросами я пришел к вокалисту группы и автору большинства песен Константину Кинчеву.
— Группа организована в 1984 году в Ленинграде бас-гитаристом Святославом Задерием. Сейчас, по сравнению с первоначальным, состав несколько изменился. Сегодня в «Алисе»: гитарист Андрей Шаталин, клавишник Польхан Кондратенко, барабанщик Михаил Нефедов и бас-гитарист Петр Самойлов. Слава Задерий собрал новую группу под названием «Нате». Она также член ленинградского рок-клуба. Кстати, «Нате» тоже однажды уже выступила в Москве.
— Но ведь и ты москвич?
— Да, всю жизнь прожил в районе ВДНХ. Если бы не девушка с Васильевского острова, думаю, жил бы там по сей день. Зачастив в Ленинград, познакомился с местными музыкантами. Показал свои песни и как-то легко и неожиданно для себя остался с ними. В Москве тогда по разным причинам заниматься рок-музыкой было затруднительно. Это ведь только недавно по примеру ленинградцев здесь организована рок-лаборатория.
— Будешь переезжать?
— Буду.
Реальный показатель работы музыкантов достаточно прост: концерты, записанные пластинки. Если концерты группам организует клуб, то с пластинками дело обстоит непросто. До недавнего времени о них музыкантам приходилось только мечтать. Вместо пластинок записывались пленки. В 1984 году сделана первая сольная запись Кинчева «Нервная ночь». Записать пленку помогли музыканты «Секрета» Андрей Заблудовский и Алексей Мурашов. На следующий год нынешним составом «Алисы» выпущен магнитофонный «альбом» «Энергия».
И вот кажется, дело дошло до пластинок. На «Мелодии» готовят выпуск двух миньонов, на которых будут записаны достаточно известные композиции: «Меломан», «Энергия», «Мое поколение» и «Соковыжиматель». Готовится также большая пластинка, но она выйдет ограниченным тиражом только для членов Ленинградского рок-клуба.
Многие называют стиль группы агрессивным. Это чересчур, конечно. Но даже допустив, что это так, можно попытаться объяснить такую характеристику. Молодежь в силу того, что она — молодежь, особенно чутка и нетерпима к обману и несправедливости. Прикрытые скорлупой бюрократизма и славословия, они становятся неуязвимы для многих взрослых, не говоря уже о молодых. Согласитесь, что безразличие — не лучшая манера поведения в этом случае.
«Мне неясен взгляд тех, кто устал.
Мне непонятен тот, кто спит...»
— звучит песня «Мы вместе», и ее тотчас же подхватывает весь зал. Так было и во время недавних концертов в ЦДТ...
«Молодежь заряжена на действие» — эту фразу повторяют сегодня повсюду. Действительно так. Ее потенциал огромен, его реализация чрезвычайно мала. Обидно, если возможности останутся неиспользованными. Об этом думают сегодня все, об этом поют музыканты.
«И если ты увидишь мои глаза в своем окне,
Знай, я пришел помешать тебе спать...»
— продолжает тему композиция «Мое поколение».
- КАК ТЫ относишься к профессиональной эстраде?
- Если говорить о профессионализме в смысле владения инструментом, голосом и т. п., словом, о мастерстве, то очень хорошо. Как иначе можно к этому относиться? Но к различного рода ансамблям, окрещенным кем-то почему-то странным термином ВИА, принадлежащим различным филармониям страны — никак: не верю тому, что они поют. Играли бы инструментальные вещи, зачем утруждать себя и слушателя пустословием?
— А кто из коллег тебе наиболее близок?
— Все те же известные «Зоопарк», «Аквариум», «Кино», а также, наверное, незнакомая московскому слушателю ленинградская группа «Объект насмешек». Наша маститая эстрада, к сожалению, во многом не удовлетворяет запросы молодежи. Иначе, чем еще объяснить появление буквально десятков групп в разных городах страны? Естественно, темы, а также формы их подачи они выбирают отличными от тех, которыми пользуются наши заслуженные эстрадники.
«В поисках контакта, в поисках рук
Я начал петь на своем языке...».
Немного о языке. Все замечают, что он несколько необычен. Причем одна и та же специфика видна у всех упомянутых групп. Значит, можно говорить о некой языковой тенденции.
— Каких поэтов ты бы поставил в ряд своих любимых?
— Ранний Маяковский, Хлебников, Пастернак...
Основной характеристикой стиха, которым пользуются сегодня рок-музыканты, пожалуй, можно назвать неорганизованность формы. Предприняв небольшой экскурс в историю отечественного стихосложения, вспомним, что именно эта черта была главной в поэзии 10 — 20-х годов нашего века. «У футуристов (к ним принадлежал ранний Маяковский) и их литературных сверстников, — читаем в «Очерке русского стиха» Гаспарова, — акцентный стих становится одним из ведущих размеров». Его использование означало движение от стиховой строгости к языковой естественности. Он выступает знаком вольности и раскованности что, по-моему, вполне объясняет его выбор рок-музыкантами.
— Каков возраст вашей аудитории?
— Восемнадцать—двадцать лет, но, кто знает, может, нас слушают и те, кто постарше. Во всяком случае, мы считаем своим адресатом молодого человека, впервые сталкивающегося с проблемами мира, в котором он начинает полноправно жить. Поэтому многие вопросы для него серьезны, жизненно важны, часто болезненны — короче говоря, стоят «в полный рост».
— Отказался бы ты от каких-нибудь ранее написанных песен?
— Разве что от совсем ранних. Они были чересчур манерны. А вообще-то отказывайся не отказывайся — они проживают положенный им срок, пока их слушают, а потом исчезают, вместо них появляются новые. Мы живем, проходят дни, проходят и песни.
- НЕДАВНО состоялся концерт «Алисы» в Москве, как ты его оцениваешь?
- Хочу сразу сказать, что то, что видели москвичи в ЦДТ, это уже прошлое группы. Мы отыграли «накатанную» ленинградскую программу годичной давности. Но ведь всегда интереснее показывать то, чем ты живешь в настоящий момент.
Если говорить в целом о концертах, удачными считаю те, на которых устанавливается прочный двухсторонний контакт группы и зала. В этом случае идет настоящий обмен энергией слушателя и исполнителя. Пожалуй, это то главное, ради чего выходишь на сцену. С этой точки зрения концерт в ЦДТ удался.
— В Москве скоро будет проведена «Рок-панорама-87». Примет ли «Алиса» в ней участие?
— Это будет зависеть от москвичей, от того, смогут ли они организовать участие ленинградцев. Нам, конечно, хотелось бы видеть себя в списке приглашенных. Кстати, на сцене «Панорамы» будет много профессиональных коллективов. Зрителям представится прекрасная возможность оценить кто есть кто.
— Ты обмолвился о сегодняшнем дне группы...
— Мы подготовили к ленинградскому фестивалю рок-музыки новую программу Пытаемся экспериментировать в направлении театрализации выступления вводим декорации, элементы актерской игры Написан ряд новых композиций. Кто интересуется — добро пожаловать в июне в город на Неве.
— На экраны страны вышел художественный фильм «Взломщик» с твоим участием. Мы можем поздравить тебя с актерским дебютом. Расскажи немного об этой работе.
— Спасибо. Дебют, правда, состоялся несколько раньше: еще в школе меня пригласили сниматься в фильме «Мальчик и лось», где, естественно, предложили роль мальчика, тоже музыканта. Так что это не первая работа.
«Советский экран» уже познакомил читателей с сюжетом «Взломщика». Поэтому вы, наверное, знаете, что в фильме мне поручена роль музыканта из популярного в городе ансамбля. Так что перевоплощаться особенно не пришлось. Вот только многие ситуации, в которые попадает герой, мне были незнакомы. Поэтому не могу сказать, что Кинчев вел бы в них себя так же, как Лаушкин.
Думаю, фильм представит интерес для молодежи. А для любителей рок-музыки лента любопытна еще тем, что в ней можно будет увидеть популярные ленинградские ансамбли «Аукцион», «Кофе» и «Присутствие».
— Как тебе нравится «Звуковая дорожка»?
— Я выписываю «Московский комсомолец» и считаю «ЗД» одной из наиболее удачных музыкальных рубрик. Она интересна как просто любителям современной музыки, так и профессионалам, как чуть ли не единственный источник информации в этой области.
— И последний вопрос: почему «Алиса»?
— Точно не скажу. Но для себя я объясняю это имя Ленинградом. Город чудесный, помнишь сказку?
Александр ШЕРСТОГАТОВ.
Фото Валерия ПОТАПОВА
"Московский Комсомолец" 29.05.87
Константин КИНЧЕВ и группа "Алиса"
Одно из лидирующих мест в иерархии ленинградских рок-групп занимает «Алиса». Пожалуй, ни один другой коллектив за последние год-два не вызвал столько споров. Кто-то с негодованием отвергает ее творчество, кто-то с благоговением носит майки с надписью «Алиса» и пытается прорваться на каждый ее концерт.
«Алиса» была создана в конце 1983 года басистом Вячеславом Задерием, который пригласил в нее музыкантов из любительских ансамблей — «Демокритов колодец» и «Хрустальный шар». Год спустя, после того как в состав «Алисы» вошел певец Константин Кинчев, на группу обратили внимание. О песнях с едкими текстами, об «Алисе» стали поговаривать ленинградские знатоки. В марте 1985 года, во время проведения на сцене Дома самодеятельного творчества третьего фестиваля ленинградского рок-клуба, пять музыкантов группы, исполнив с большой экспрессией свои композиции, произвели настоящий фурор. «Алиса» становится лауреатом. Через год, на четвертом фестивале жюри снова называет «Алису» победителем. Широкое знакомство с музыкой ансамбля произошло благодаря телевизионному фильму «Переступить черту», в котором прозвучали песни из первого магнитофонного альбома группы.
Кассетная культура, магнитофонный альбом — эти понятия получили в нашей стране огромное распространение. Фирма «Мелодия», имеющая монопольное право на выпуск грампластинок, обходила молчанием рок-музыку, да и не только ее, но, к примеру, и бардовскую песню. Музыкантами был найден выход из сложившейся ситуации: они записывали свои произведения в домашних условиях на магнитофон, затем распространяли их среди любителей отечественного рока. Каждый такой магнитоальбом по длительности совпадает с долгоиграющей пластинкой и имеет свое название.
Первый магнитофонный альбом «Алисы», который появился в 1986 году, был назван «Энергия». Все записанные песни действительно пронизаны неудержимым напором, импульсивностью, даже надрывом. Композиции стилистически близки «новой волне» и пост-панку. Интересны отдельные находки в аранжировках — например, использование флейты, саксофона, скрипки и виолончели. В то же время ощущается и некоторая исполнительская незрелость музыкантов. Например, в «Волне» недостаточно упруго и уверенно звучат ритм-секция Задерия и ударные Михаила Нефедова. Невозможно не заметить в «Плохом рок-н-ролле» маловыразительную игру клавишника Павла Кондратенко. Композиционно наиболее удачна в «Энергии» песня «Ко мне», с мелодическими переходами, не характерными для «новой волны» (их украшают флейта Олега Васильева и саксофон Александра Рахова). В этой шестиминутной песне, особенно в инструментальном вступлении, чувствуется влияние «Аквариума». Звукорежиссер «Энергии» Андрей Тропилло — личность в Ленинграде известная (в то время он помогал создавать магнитоальбомы всем ведущим группам рок-клуба). В записи также принимали участие пианист Сергей Курехин и виолончелист «Аквариума» Всеволод Гаккель.
Однако не музыка альбома, предложенная в упрощенном «нововолновом» ключе, вызвала интерес. Прежде всего привлекли внимание тексты песен — «Мы вместе», «Волна», «Мое поколение», — сочиненные и спетые в скандирующей плакатной манере Константином Кинчевым. Он показал, что способен находить точные образы и ощущать пульс сегодняшнего дня:
Новые слова, давно забытые песни,
новый символ, новый виток.
Идет волна, держитесь вместе
или, как страус, головою в песок.
Кстати, в создании названных песен участвовал и основатель «Алисы» Вячеслав Задерий. Однако, проработав около двух лет, он ушел из группы и организовал новый ансамбль «НАТЕ!». Полноправным лидером «Алисы» становится вокалист Константин Кинчев, который теперь определяет кредо группы.
Настоящее его имя — Константин Панфилов. «Мой сценический псевдоним неслучаен, — говорит Кинчев, — Кинчев — фамилия деда, болгарина, профессионального революционера». Молодой певец принадлежит к поколению, формировавшемуся в «застойный период», и он резко говорит об этом:
Мое поколение молчит по углам
Мое поколение не смеет петь.
Мое поколение чувствует боль,
но снова ставит себя под плеть.
Мое поколение смотрит вниз.
Мое поколение боится дня.
Мое поколение пестует ночь,
А по утрам ест себя.
(«Мое поколение»)
Обращение к поэтическим цитатам в данном случае естественно. Именно в стихах Константин Кинчев вполне рельефно выражает себя, свою жизненную позицию:
Мне не ясен взгляд тех, кто устал
Мне не понятен тот, кто спит.
(«Мы вместе»)
Часто эти песни воспринимаются как призыв к социальной активности. Более того, создается впечатление, будто «Алиса» во главе с Кинчевым стремится предстать в роли некой рок-мессии, ведущей за собой молодежь. Вот только не очень ясно пока куда. «Если ты веришь мне, ты пойдешь со мной», — поет Кинчев. Певец берет на себя непосильную ношу провидца и духовного отца:
Это дерзость, но это в крови —
я умею читать в облаках имена тех,
кто способен летать.
(«Мое поколение»)
И, надо полагать, делает это он сознательно:
Быть может, я много беру на себя,
быть может, я картонный герой,
но я принимаю бой.
(«Земля»)
Эпатаж, экспрессивность, нацеленность на эффект — вот составные части «живых» выступлений «Алисы». Надо сказать, что Кинчеву удается постоянно держать зрителя в напряжении, он актер от природы. Неудивительно, что его пригласили на главную роль в фильме «Взломщик», рассказывающем о рок-музыкантах. В 1987 году «Взломщик» получил на фестивале «Молодое кино Ленинграда» приз имени Динары Асановой и был отмечен на международном венецианском кинофестивале. Мне представляется, что особый интерес к «Взломщику» был вызван прежде всего свежестью и необычностью рок-н-ролльной темы в советском кинематографе (фильмы «Асса» и «Рок» тогда были еще в производстве). Создатели «Взломщика» — (режиссер В. Огородников и сценарист В. Приемыхов) отнеслись к проблеме предвзято: они пошли по линии наименьшего сопротивления, изобразив рокеров, согласно расхожим домыслам обывателей, этакими изгоями, способными на преступление и вандализм. Остается удивляться, почему согласился сниматься в фильме именно Кинчев — ведь «Взломщик», по сути дела, дискредитирует рок-движение. Думается, за этим стоит постоянная жажда ошеломить и взбудоражить публику, завести ее.
Недаром за выступлениями «Алисы» тянется шлейф скандальных историй, связанных, в основном, с вызывающим поведением, с погромами, которые устраивают на концертах группы распоясавшиеся рок-фаны...
А как обстоят дела с выпуском пластинок «Алисы»? В 1986 году увидел свет сборный альбом «Красная волна», куда вошли песни «Аквариума», «Кино», «Странных игр» и «Алисы». Однако его смогли услышать лишь американские любители рока — альбом был выпущен в США фирмой «Биг тайм рекордз». Затем в 1987 году, уже у нас в стране, выходит миньон «Алиса» (в диск вошли песни из «Энергии») и альбом «Ленинградский рок-клуб» с песнями групп «Тамбурин», «Зоопарк», «Алиса» и других. В этом году на прилавках магазинов, наконец, появилась «Энергия». Судьба первого альбома «Алисы» более удачна, чем, например, у дисков «Радио Африка» «Аквариума» и «Белая полоса» «Зоопарка» — «Энергия» выпущена без купюр.
Есть уже решение худсовета «Мелодии» об издании следующего альбома, названного «Блок Ада», с которым интересующиеся отечественным роком смогли познакомиться еще в 1987 году. Всю музыку и тексты его написал Константин Кинчев. По сравнению с «Энергией» здесь полностью изменена стилевая основа — автор берет на вооружение хард-рок. Музыка содержит интересные мелодические находки, ритмические эпизоды и выразительные сольные связки Андрея Шаталина, разнообразны приемы аранжировок. Усложнилась поэтика. Однако порой режут слух бесконечные рефрены («Эй, ты, на том берегу» в песне «На том берегу» или «Если ты веришь мне — ты пойдешь со мной» в «Если ты веришь»). Жизнеутверждающая «нововолновая» «Энергия» сменилась хард-роковым апокалипсисом: «Землю покрыла вонь городов», для живущих на ней «это лишь остановка в пути, мертвым — дом», — провозглашает Кинчев. Наиболее интересной представляется баллада «Солнце встает» — с запоминающейся мелодией и ярким поэтическим образом:
Мы вскормлены пеплом великих побед
Нас крестили звездой,
нас растили в режиме нуля.
Сейчас «Алиса» работает над новым альбомом, имеющим пока рабочее название — «206, часть 2». В него должны войти песни не только Кинчева, но и басиста группы Петра Самойлова. Запись ведется вместе со звукорежиссером Андреем Глазковым (он же был в студии с «Алисой» во время создания «Блока Ада»). Вполне возможно, что к моменту выхода этой статьи альбом «206, часть 2» уже увидит свет, конечно, в магнитоварианте. Очень не хотелось бы касаться околомузыкальных тем, но обойти их не удается. Я вскользь упомянул об эксцессах часто возникающих на концертах «Алисы». Возможно, у кого-нибудь из молодых читателей на это готов ответ, подобный словам одной из песен К. Кинчева:
Академики чешут плеши,
погоны свистят в свисток,
румяные домохозяйки
зеленеют при слове «рок».
(«Все это рок-н-ролл»).
Однако еще раз хочется заострить внимание вот на чем: во многом артист несет ответственность за своего зрителя. Кинчев на сцене избрал образ рок-бунтаря, и не секрет, что подростки стремятся в жизни подражать своему кумиру, превратить лидера «Алисы» в фетиш. Не отсюда ли излишняя ажитация аудитории на концертах группы?
«Игру без зрителя можно счесть безумием», — писал Иммануил Кант, но не безумно ли все время играть на зрителя?
Вадим ЗИНКЕВИЧ
Фото В. Конрадта
"Музыкальная Жизнь" №24 1988
Константин Кинчев: "ЧУЮ ГИБЕЛЬ: БОЛЬНО ВОЛЬНО ДЫШИТСЯ..."
— Идя на эту встречу, я попытался разыскать хоть одно интервью с тобой, однако — тщетно.
— Да, пресса меня не жалует. Так уж сложилось.
— В таком случае — с чего началась «Алиса»?
— «Алиса» родилась в Ленинградском рок-клубе в 1984 году. А я пришел в начале 1985 года. То есть я не «папа», не основатель. Состав, конечно, менялся. Из первоначального остались только Шаталин — гитарист, да Мишка — барабанщик.
А потом все как бы само собой катилось. Даже не заметили, как пришла популярность, — мы просто пели.
— Пожалуй, ни об одной рок-группе не ходит столько слухов, сплетен, как об «Алисе». Это связано с вашими неуживчивыми характерами — или есть внешние раздражители?
— Я думаю, что все-таки большей частью сыграли роль факторы внешние. То есть нас в один прекрасный момент хотели посадить. Не всех — меня, во всяком случае. Чтобы сбить ажиотаж, что ли. Однажды мне сказали, "что будет провокация на концерте, она и случилась — избиение жены. Были и другие случаи.
— Как на сегодняшний день складываются ваши отношения с органами правопорядка?
— И в Ленинграде, и в Москве, и везде — одинаково. Достаточно напряженно. Они нас не любят — мы не любим их.
— В свое время вы ушли из Ленинградского рок-клуба, да так и не пришли в какой-либо другой.
— Да, мы сами по себе сейчас. Ни к кому не относимся. Была идея создать независимую ассоциацию, но пока все это только разговоры... Сложно по причинам, которые сейчас от нас не зависят. А рок-клубы были хороши, пока они были бескорыстные и держались на энтузиазме. А сейчас — это новая нарождающаяся бюрократия. Уже каждый на ставке сидит. Если уж стал президентом — его переизбрать очень сложно.
— С кем из твоих коллег у тебя наиболее дружеские отношения?
— С «ДДТ», с «Телевизором», с «Наутилусом». С Цоем у меня хорошие отношения.
— Сейчас считается, что 1985 год дал возможность людям творческим свободно работать. Что ты скажешь на это?
— Ну как... Больше стали площадки. А подводные камни — люди, не желающие, так сказать, видеть нас на сцене, — остались, они строят козни.
— А внутри тебя, в твоем мировоззрении произошли какие-нибудь изменения?
— Да нет, какие изменения! Темы все равно те же. Перестройка — она для подонков, они перестраиваться должны. Нужно ведь иметь ЧТО перестраивать, даже, скорее, подстраивать. Поэтому они перестраиваются очень быстро: еще сегодня он ярый сталинист, время прошло — он стал удивительно демократичным... А человек, имеющий внутри стержень, останется таким, какой он есть. И сегодня, и завтра...
— Раз уж мы заговорили о политике — как ты оцениваешь ситуацию в стране?
— Время смутное.
— И каким ты видишь будущее?
— Это непредсказуемо. Песня «Чую гибель» отвечает на этот вопрос: «Чую гибель: больно вольно дышится...».
— Это и есть твои мысли о будущем?
— Ну, не хотелось бы быть фаталистом, все-таки хочется чуть больше оптимизма... А с другой стороны — я могу предвидеть. Предсказать — не берусь. Поэтому поживем — увидим.
— Как ты считаешь, может ли сегодняшний советский рок занять достойное место на западном музыкальном рынке?
— Думаю, нет. Прежде всего из-за низкого уровня технической оснащенности. И вторая причина — слишком много у нас пены. Она есть и на Западе, но там такие группы не лезут в коммерческую музыку.
— Значит, попытки некоторых наших музыкантов записываться на Западе ты считаешь тщетными?
— Да.
— Сейчас вы в основном гастролируете по Союзу?
— Да. Но вот недавно были во Франции, дали 10 концертов. Принимали с интересом. Из-за полного отсутствия рекламы на концерты приходили по нескольку сотен человек. Ко мне подходили после концертов и спрашивали: почему ты играешь такую страшную музыку? А я говорю: поживите у нас, может, что-то поймете.
А на май у нас заключен еще один контракт на поездку во Францию.
— О ваших доходах ходят фантастические рассказы.
— То есть как? На жизнь нам хватает — нам не нужно заниматься ничем, кроме как играть. Но по сравнению с общепринятыми заработками на нашей «попсовой» сцене мы получаем смехотворные суммы. Мы просто не конкуренты другим знаменитостям. Мы гораздо меньше получаем, чем «Кино», допустим. К тому же мы хотим, чтобы у нас аппаратура была хорошая, техники и персонал постоянный (все из театра Пугачевой), а это все стоит огромных денег.
— Когда можно ожидать следующий диск?
— Это сложно. Обычно мы стараемся записываться на «Мелодии», но там есть некоторые сложности. В январе мы выпустили магнитофонный альбом. Маленький такой, полуакустический полуэлектрический. Сейчас он в Питере уже ходит. «206 часть 2-я» называется. Но это хулиганский альбом. Это сборник простых хитов, пес ни под гитару. А «Шабаш» хотелось бы в конце 1990-го выпустить.
— Каков твой идеал современной женщины, жены?
— Такой же, как во все времена. Но главное, чтобы мужа любила.
— В заключение — традиционный вопрос: что бы ты пожелал читателям нашей газеты?
— Радоваться, жить не тужить, принимая жизнь такой, какая она есть.
— Будем стараться.
Беседу вел Алексей ПЕРЕВЕРЗЕВ.
"Советская Молодежь" 17.04.1990
УРАГАН «АЛИСА» ПРИБЛИЖАЕТСЯ...
Нет, речь не идет о стихийном бедствии. Просто этой фразой прокомментировали предстоящие концерты рок-группы с берегов Невы «Алиса» в столичном Дворце спорта Центрального стадиона имени В. И. Ленина наши коллеги с Ленинградского телевидения.
А вчера лидер коллектива Константин Кинчев был гостем редакции. Мы не виделись два года. Именно столько «Алиса» не выступала в нашем городе. А до этого мельком встретились в Софии на Международном фестивале детских и юношеских фильмов. Костя был гостем смотра, а мы с моим коллегой фотокорреспондентом Владимиром Гердо аккредитованными журналистами. Но по-настоящему поговорить не довелось. Да и сегодняшний разговор был сумбурным.
— До начала концертов мы выступим в том же зале на вечере памяти Виктора Цоя, — сказал Кинчев. — Любимые «дети небес» уходят слишком рано от нас. Таким был Виктор. Таким был и Саша Башлачев, вечер памяти которого тоже состоялся в Лужниках. Помню, что «Вечерка» была первой партийной газетой, которая рискнула опубликовать стихи Саши. Причем сделала это дважды. Да и сейчас вместе с редакцией «Московского комсомольца» «ВМ» стала одним из соучредителей фонда имени Виктора Цоя.
— Костя, его интервью, по-моему, первое для нашей газеты. Немного расскажи о себе.
— Родился и живу в Москве, а работаю с группой в Ленинграде и по всей стране. Окончил технологический институт, но ни дня не работал по специальности. Снялся в фильме «Взломщик». Записал три диска-гиганта, каждый тиражом более миллиона. Летом начали работу еще над одним альбомом во Франции. В октябре планировали завершить запись, но политические события в связи с действиями Ирака несколько приостановили ее.
— «Бродяжная» жизнь рок-музыканта, вероятно, не оставляет времени для семейной жизни...
— Я женат, у меня растут двое детей. Вот только семьянин неважнецкий. Если удается побыть дома неделю, счастлив.
— Извини, но сейчас вопрос, который очень волнует правоохранительные органы...
— Слушатели на наших концертах, естественно, не пай-мальчики. Это шумный зритель, громко выражающий свои чувства к музыкантам. Я всегда обращаюсь к залу с просьбой соблюдать порядок. Но аудиторию постоянно провоцируют на скандал. Нет, не обычные милиционеры. Есть такие подразделения — ОМОН. Против безоружных ребят в ход зачастую пускают дубинки. Правда, потом объясняют это слишком шумной реакцией, грозящей артистам. Хотя все это вымысел. Думаю, концерты в Москве пройдут без происшествий. Поэтому приглашаю поклонников рок-музыки в Лужники 27 и 28 октября.
В завершение, снова возвращаясь к «урагану», с полным основанием можно предположить, что билеты исчезнут из театральных касс с быстротой ураганного ветра. Ведь такие вечера бывают раз в два года.
В. ВАХРАМОВ.
Фото В. ГЕРДО.
"Вечерняя Москва" 17.10.1990