Я всё-таки периодически смотрю новости, хотя это нынче и не модно. Но мне всё равно нравится :) И в том случае, если кто-то тоже их смотрит и при этом даже способен следить за тем, что говорят, то этот странный кто-то наверняка джен был заметить, что там постоянно поминают два имени, два названия: "Адмирал Кузнецов" и "Пётр Великий".
Это два наших самых крупных и известных корабля: тяжёлый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" и тяжёлый атомный ракетный крейсер "Пётр Великий". Их так часто поминают к месту и не к месту (нпр. борьба с пиратскими шлюпками... жесть!!), что начинает казаться, будто эти два корабля и есть весь российский флот. Поскольку мну в детстве зачитывался книжкой про эволющию кораблей и средств их поражения от лоханей до дредноутов, обиженное чувство патриотизма захотело истины и полезло в интернет. И много чего интересного там нашло, чем и поделюсь. Всё желаемое в один пост не лезет, поэтому буду в двух частях. Итак...
Начнём с авианосцев. Как известно, США -- колониальная держава с шизой по части мирового господства. Воевать она с кем крупным если и собирается, то явно не кораблями. Основная задача их -- удерживание под контролем вассальных государств и проведение мини-наездов, что отлично обеспечиваются авиацией. Это и определило значительный перекос их флота в сторону авианосцев. В Советском союзе всё не так, колоний нету, пасти некого и авианосцы спросом не пользовались. Поэтому даже казалось, что их вообще не было. Ничего подобного, были.
Вообще, американский авианосец сильно отличается от русского, потому, что в америке авианосец -- это именно палубный авианосец, на котором нету ничего, кроме самолётиков. От супостата его прикрывает эскорт и собственная авиация. В России же есть авианесущий крейсер. Это крейсер с полноценным ракетным и ещё каким-нибудь вооружением, который имеет на себе ещё и лётную палубу! То есть его задачи шире, он без эскорта и даже без единого самолёта может вкатить какой-нть ракетой. Вот такие вот разные подходы к одному и том же.
С авианосцами в СССР всегда не очень клеилось. Сначала великая отечественная помешала разработке первенца и до строительства так дело и не дошло, потом линия партии "не сочла нужным". Но позже, когда появились американцы и противолодочники с вертолётами на борту, наверху-таки решили, что самолётами флот усилить всё же стоит и дали добро ваять авианосцы.
[250x363]По причине всеобщей партийности на этапер утверждения была напряжённая борьба проектов и мнений, но в серию в итоге пошёл Проект 1143 "Кречет". Всего по этому проекту было построено 3 корабля и 1 по доработанному 1143.4. Первым кораблём, построенным был тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) "Киев". Водоизмещение 42000 тонн, длина 273 метра, скорость 30 узлов, 1300 человек команды, 36 самолётов ЯК-38, вертолёты Ка-25 и Ка-27. Спущен на воду в 1972 году.
Вообще этот проект делалася из соображений максимальной совместимости с узлами предыдущего проекта 1123 "Кондор", который вообще не был авианосцем, а лишь противолодочным крейсером-вертолётоносцем. У них даже противолодочное вооружение было одинаковое. И кстати "Киев" изначально проектировался как ещё один представитель проекта 1123 и даже будучи уже 1143 всё равно классификацировался не как "авианесущий крейсер", а "противолодочный крейсер". Тяжёлым авианесущим крейсером (ТАВКР) он стал лишь с 1977 года. Поскольку опыта постройки кобарлей с разгонными палубами и катапультами не было, то и корабли проекта 1143 разрабатывались с прицелом на так называемые СВВП (самолёт вертикального взлёта и посадки) Як-36 (который как самолёт -- весьма голимый, надо сказать).
Помимо самолётов этот корабль нёс на себе и две установки страшных ракет (американцы прозвали их "убийцами авианосцев") типа П-500 "Базальт", разнообразное противолодочное вооружение, торпедные аппараты, зенитные ракеты... самолёты были эдаким приятным разнообразием.
"Киев" добросовестно проплавал 20 лет в Атлантике и средиземноморье. Поскольку данный корабль был своеобразной пробой пера, то проблем было много и решали их "по ходу пьесы", что несколько подпортило впечатление. 30 июня 1993 года "Киев" был разоружён и исключён из состава флота, 28 августа 1994 расформирован. 20 мая 2000 года его увезли в Шанхай, где переоборудовали под центр развлечений. С 2004 года на нём открыт военно-морской аттракцион в Тяньцзине.
Второй корабль проекта 1143 - ТАВКР "Минск". Спущен на воду 30 сентября 1975 года, вступил в строй в 1978 году. Входил в состав Тихоокеанского флота. Совершил немало походов в Африку, был во Вьетнаме, Бомбее. 30 июня 1993 года разоружён, в августе 1994 года расформирован. В 1995 году его продали южнокорейцам для распила на металл, однако те его продали китайцам. На корабле провели реставрацию и с 2000 года он используется как аттракцион в Шэньчжэне.
[300x227]Третий корабль -- ТАВКР "Новороссийск". Спущен на воду в 1978 году, однако строился до 1982 года. Постройка затянулась, поскольку в проект понемногу начинали вносить изменения. Например, отказались от торпед. Зато установок под "Базальт" было уже 4, экипаж 1607 человек. На "Новороссийске базировалось по 18 самолётов и вертолётов. Входил сначала в Черноморский, потом в Тихоокеанский флот. Последний поход совершил в 1991 году. В 1993 исключён из состава флота и расформирован. В 1994 году продан южнокорейцам на слом, но, в отличие от "Киева" и "Минска", так и не стал аттракционом...
Четвёртый -- уже проект 1143.4, ТАВКР "Баку". Заложен в 78-м, построен в 86-м. 30 октября 1987 года включён в состав Северного флота.
Первоначальный проект был изменён уже довольно серьёзно, установок для "Базальта" стало уже 12, водоизмещение (полное) увеличилось до 48500 тонн, экипаж до 1610 человек. Поплавать толком не успел, был только в Сирии. В 1990 году был переименован в "Адмирал флота Советского Союза Горшков" (по документам просто "Адмирал Горшков"). С 1991 года плавать перестал, стоял в Североморске. В 1994 начаты переговоры с Индией о передаче крейсера, но документы подписали лишь в 2000 году. И то, сумму контракта подбили только в 2002 году. По этому контракту "наши" должны за 974 млн.$ у себя восстановить и переоборудовать "Горшков" по палубника и ещё на 530 млн.$ напихать в него самолётов и вертолётов. Индусы платили вплоть до 2007 года, потом платить перестали. В 2008 в Индию приехал Путин и начал переговоры о новой цене модернизации крейсера.
После 20 января 2004 года корабль является индийским авианосцем "Викрамадитья".
Рано или поздно но конструкторская мысль должна была смириться с тем, что вертолёты и СВВП отнюдь не являются венцом творения, и на флоте должно быть место и нормальным самолётам. Поэтому дальше авианосцы в СССР строились уже по проекту 1143.5. Первым представителем нового времени должен был стать заложенный в 1982 году ТАВКР "Тбилиси" (в проекте "Советский Союз", потом "Рига", потом "Леонид Брежнев", и только 11 августа 1987 года он стал "Тбилиси"). У него уже появилась нормальная лётная палуба, трамплины и прочая атрибутика авианосцев. Водоизмещение (полное) увеличилось до 70500 тонн, длина выросла до 302,3 метров, команда увеличилась до 1960 человек, скорость -- 29 узлов. По-прежнему остался тяжёлым ударным кораблём и вместо "Базальта" имеет 12 установок более совершенного "Гранита". Несёт на себе 28 самолётов и 24 вертолёта.
[300x192]
Спущен на воду в 1985 году, далее достраивался на плаву. Швартовые испытания начались в 1989 году, начал укомплектовываться командой, в 1990-м ходил в недоукомплектованном виде ходил в моря на испытания. 4 октября 1990 года переименован в "Адмирал флота Советсткого Союза Кузнецов". В 1991 году, дабы самостийные украинцы на него что-нть не предъявили, экстренно и тайно свалил из Севастополя на север, куда благополучно прибыл и где доукомплектовывался ещё до 1994 года. Входит в состав Северного флота. С 1995 по 1996 год был в первом своём крупном походе, в ходе которого обнаружил в себе прорвище проблем, поэтому по прибытии снова встал на ремонт, где провёл ещё два года. С 2000 по настоящее время регулярно ходит в моря и регулярно чинится после них...
Собственно, это и есть тот самый "Адмирал Кузнецов" о котором мы (и забугорье) все так широко наслышаны. Большой корабль со своими проблемами и достоинствами.
А вот дальше пойдут сведения не так широко известные. Оказывается, строилось ещё два корабля того же типа что и "Кузнецов".
6 декабря 1985 года, через 20 минут после спуска "Тбилиси", года заложен ТАВКР "Рига", проект 1143.6. Спущен на воду для дальнейшей достройки на плаву в 1988 году. В июне 1990 года переименован в "Варяг". В 1992 году при готовности примерно 70% строительство было прекращено из-за нехватки средств и законсервировано. В 1998 хохлы-таки продали его каким-то португальским корейцам под плавучее казино. Однако турки отказались давать ему проход через босфор и он простоял на очереди аж полтора года. Потом его чуть не бросили в Эгейском море, тк у буксиров во время шторма порвались тросы. В 2002 году он таки доплыл до Китая в полрт Далянь, где и стоит по сей день. Похоже, идея с казино провалилась и сейчас с ним не знают, что делать. Есть слухи, что он может войти в состав ВМС Китая в 2010 году. В настоящее время называется "Shi Lang"
В 1984 году началась разработка будущего флагмана флота, авианосца с атомной установкой. Проект получил код 1143.7 и 25 ноября 1988 он был заложен в Николаеве как ТАКР "Ульяновск", введение в строй планировалось в 1995 году. Предполагалось водоизмещение в 75 тыс. тонн и 70 самолётов сверху. Поскольку стройка велась опять же на Украине, к которой в 91-м он благополучно и отошёл, судьба корабля была предрешена. 4 февраля 1992 года при 20% готовности его было решено утилизировать.
Как оказалось, в СССР атомные авианосцы пытались разрабатывать ещё в 1971-м, существовал так называемый проект 1160 "Орёл" с характеристиками вроде "Ульяновска", эскадренный авианосец, ответ американским атомникам типа "Нимитц". И всем он понравился. И вышел бы он со стапелей уже в 1981-м, и ещё два корабля в 1986-м. Но всё испортил секретарь ЦК КПСС Д.Ф.Устинов, курировавший тогда вопросы обороны, которому была ближе система вертикального взлёта (и соответственно самолётики типа Як-36 и Як-41) и разработки в её направлении, а не катапультная система для нормальных самолётов. К тому же переоборудование ТАВКРов проекта 1143 обходилось дешевле. Его мнение в итоге и победило всех заступников полноценных авианосцев. Собственно, тот самый "Ульяновск" и стали снова разрабатывать в 1984-м, когда Устинов благополучно помер и уже не мешал, но было поздно....
После отбраковски 1160-го проекта был ещё проект 1153, тоже "Орёл" и тоже с атомным реактором. У него было 50 самолётов вместо 70 (ТАВКРы уже скушали часть бюджета проекта 1160) и больший перекос в сторону всё-же крейсера. Но ему тоже не повезло, тк в 1976-м разом умерли два главных заступника советских авианосцев и Устинову с ТАВКРами уже никто не перечил. Несмотря на цифры 1143 в названии (типа, это эволюция кораблей типа "Киев") -- это лишь хитрость конструкторов, и впоследствии этот проект, только без реактора, и стал проектом 1143.5 в известном нам виде...
(использованы фотографии с википедии, navsource.narod.ru и paralay.com, за что им большое спасибо)