В знак признательности и уважения к
Volshebniza
«И если к тому же муж ее так красив, как она уверяет, то нет на свете более счастливой женщины»
Апулей, «Метаморфозы, или Золотой осёл»
Всякая или почти всякая история любви сама по себе прекрасна и неповторима. Вместе с тем, выразить словами любовное переживание – задача неблагодарная, поскольку речь оказывается слишком груба для передачи эмоций и страстей. Любовная тематика заезжена литературой и, как следствие, низведена до насмешки над беззащитностью любящих сердец. Говорить о любви – это так тривиально, скучно и предсказуемо, это дежурный удел «мыльных опер» и копеечных «дамских романов». Тем не менее, любовь не только присутствует в нашей жизни, но и фактически движет ею. Любовь слепа, нема, глуха и при этом – всемогуща. Любовь – это сплав восторга и страдания, не поддающийся усилиям человеческой воли. Так было тысячи лет назад, и так будет всегда. «Я принадлежу другу моему, и ко мне обращено желание его… Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня… Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее – стрелы огненные…» - история библейской Суламифи относится к разряду «вечных сюжетов», ибо всякая влюбленная женщина – Суламифь. «Все раны учат меня любви», - сказал Жан Жене, певец жестокой тюремной реальности.
Жил-был во втором веке нашей эры римский писатель Апулей. Его перу принадлежит изумительный рассказ о любви Амура и Психеи. Амур, он же Купидон, - римский вариант греческого Эрота. Эрот считался сыном прекраснейшей из олимпийских богинь – Афродиты, которой у римлян соответствует Венера, надменная богиня красоты. Женское имя Психея означает «душа», а также «летучая», «парящая». Согласно Апулею, Психея была девушкой царского происхождения, однако прославилась не столько благородством крови, сколько своей ослепительной красотой. Дошло до того, что граждане царства стали почитать Психею как богиню, приносить ей дары и обращаться к ней с мольбами. Перенесение божеских почестей на смертную девушку не замедлило вызвать гнев самой Венеры, которая призвала к себе сына и юного шалопая Амура, повелев ему влюбить Психею «в такое убожество, что во всем мире нет более жалкого существа» («Любовь зла – полюбишь и…», ну, вы знаете). Между тем, сама Психея никакой выгоды от своей красоты не имела, поскольку женихи стеснялись к ней свататься и она целыми днями плакала в одиночестве. «Её великолепное тело, - пишет Апулей, - требовало мужской ласки, душа рвалась к пониманию и нежности, и Психея с каждым годом всё больше и больше ненавидела собственную красоту». Далее произошло непредвиденное: Амур, увидав печальную деву, немедленно влюбился в нее, ибо превосходно разбирался в женских прелестях и с темпераментом проблем не имел. Будучи парнем решительным и деловым, Амур похитил Психею из родительского дома и спрятал ее в своем заоблачном дворце. Он делил с ней ложе каждую ночь, являясь на свидание в кромешной тьме, дабы Психея по неосторожности не раскрыла тайну их любви кому-нибудь постороннему. Будучи мужчиной в самом классическом смысле этого слова, Амур не желал ссориться с мамочкой, но и от наслаждения отказываться не собирался. Надо сказать, что текст Апулея изысканно натуралистичен и насыщен описаниями тех любовных забав, которыми Амур покорял сердце своей избранницы. Вместе с тем, он был с ней настолько нежен, ласков и обворожителен, что юная Психея влюбилась… в невидимку! «Да лучше мне сто раз умереть, чем лишиться сладчайшего супружества твоего! - воскликнула она однажды, опьяненная объятиями таинственного незнакомца. – Ведь кто б ты ни был, я люблю тебя страстно, как душу свою, и с самим Купидоном не сравняю». «Никогда прежде не посещало Психею столь безумное желание. – рассказывает Апулей. - Ей хотелось слиться воедино со своим супругом, раствориться в нем». А еще ей очень хотелось наконец УВИДЕТЬ его, ведь пламя любви требует полноты впечатления, требует уничтожения всех преград и условностей, всех запретов и ограничений. Амур неоднократно предупреждал Психею, что цена ее любопытства слишком высока, что покров тайны оберегает их обоих от разлуки, но… любовь искушала женское сердце сильнее, и вот наступил момент, когда Психея решилась принести обладание в жертву восторгу. Это чрезвычайно важный и поворотный момент всей истории, поскольку любовь – это не только сотворение идеала, но и жажда обладания им. Отказ от эгоистического в любви всегда труден, если не сказать трагичен, ведь это, по сути, отказ от счастья и наслаждения во имя чистого, хотя и страдальческого обожания. Глубокой ночью, когда утомленный ласками Амур крепко спал, Психея неслышно покидает ложе. Возжигая светильник, она поставила на карту всё, что подарила ей судьба. Любовь движет ею, а не разум, ибо наши лучшие переживания, сокровенный смысл нашей души, редко бывают совместимы со здравым смыслом, и вот она смотрит на него. Она ВИДИТ его, и он прекрасен, наг и крылат. «Как только от яркого огня лампы осветилась постель, - читаем у Апулея, - Психея увидела самого Купидона, бога красоты, юношу, краше которого не бывает. Она видела пышные золотые волосы, а за плечами летающего бога сверкающим цветком белели перья, и хотя крылья находились в покое, пух оперения нежно трепетал, колеблемый воздухом». Она потеряла его спустя минуту, когда капля горячего масла протекла из светильника и упала Амуру на плечо. Почувствовав ожог, он пробудился, все понял и в гневе покинул возлюбленную. Но вместе с тем Психея наконец обрела своего единственного мужчину, ибо душа ее получила то, чего так долго и страстно желала – его облик, его удивительную красоту, которая немедленно оправдала не только любовь Психеи, но и ее ошибки, дерзость и безрассудство. Опустошенная горем, Психея отправилась на поиски Амура. И в самом деле, чего ищем мы в этой жизни, если не любви? В отчаянии обратилась Психея за поддержкой к матери Амура – богине Венере. Жестоко обошлась с возлюбленной сына разгневанная Венера, она всячески издевалась над бедной Психеей и мучила ее. Наконец, снедаемый любовью, решился Купидон воспротивиться материнской воле и призвал на помощь самого Юпитера (римский вариант Зевса). Юпитер проникся состраданием к Психее и сделал ее бессмертной. Мне хотелось бы объяснить, почему. Дело в том, что бессмертие – давняя навязчивая идея мужчин. Неспособные рожать, они всячески стремятся увековечить собственное имя на ниве истории и цивилизации, ибо, в отличие от женщин, им нечем компенсировать сознание своей бренности. Мужчины создали экономику, политику и искусства, ибо их биологическая роль в процессе воспроизводства слишком смехотворна! Женщины в целом уважают творческие потуги мужчин значить в этом мире хоть что-нибудь, но, по большому счету, первостепенный смысл для них имеет материнство, а не, к примеру, портрет Моны Лизы. В литературе, искусстве и философии женщина традиционно воплощает природный цикл рождения и умирания. Женщина со смертью на «ты», ибо дарует жизнь и таким образом достойно противостоит смерти. Женщина не боится собственной физиологии, тогда как у мужчины особенности женского организма всегда вызывали либо почитание, либо страх. Мужчины всегда тяготели к эстетике, к иллюзии «хеппи энда» и к сексу как наивысшему жизненному проявлению. Венера жестока с Психеей, как бывает жестока природа с каждым из нас, причиняя проблемы со здоровьем. Но вот Юпитер, олицетворяющий изыски МУЖСКОГО разума и МУЖСКОЙ логики, дарит благое утешение: душа объявляется бессмертной. Более того, Юпитер подчиняет Психее Амура, провозглашая их брак: «Мальчишескую распущенность надо связать брачными путами (то, что для женщин – УЗЫ, для мужчин – ПУТЫ, дорогие дамы!). Он выбрал девушку, лишил ее невинности, пусть же она останется при нем, а он пусть в объятиях Психеи наслаждается вечно любовью». Итак, круг замкнулся: женщина, которой жаждет обладать мужчина, неизбежно ограничивает его свободу, которую он так опасается потерять.
[403x700]