На Выксунском металлургическом заводе буквально до прошлой недели работала последняя в России мартеновская печь. 23 марта ее тожественно закрыли. Эпоха ушла окончательно и безвозвратно, потому что дорого, неэкологично и неэффективно. Но как это было грандиозно и красиво! Кроме того, у меня папа - металлург, для него мартен - это нечто гораздо большее, чем просто название.
Но это всё предыистория. А вот сама история...
Буквально за месяц до закрытия мартена мне предложили съездить на ВМЗ на экскурсию. Они там начали активно продвигать тему промышленного туризма, и пригласили нас в качестве экспериментальной группы. Маршрутов несколько, один из которых включал в себя печи. На него мы и ориентировались, но увы, в программе произошел сбой, и мы попали на другую программу - металлургический комплекс СТАН-5000 и трубоэлектросварочный цех. Как оказалось, это не менее интересно.
СТАН-5000 – один из самых молодых толстолистовых прокатных станов-пятитысячников в мире. Здесь раскаленные слябы (это такие здоровенные плиты металла) с усилием в несколько тонн раскатываются в стальные листы толщиной до 8 см. Затем они проходят несколько стадий охлаждения, после чего могут быть направлены, например, в трубоэлектросварочный цех.



Трубы на ВМЗ делают два цеха. Один производит большие трубы для магистральных газо- и нефтепроводов, в том числе трубы-рекордсмены диаметром 1420 мм, а другой – средние. Мы были в первом и видели, как мощнейший пресс постепенно, по несколько сантиметров сворачивает лист стали в трубу. Да-да, огромный лист толщиной в несколько сантиметров и в трубу! Далее – несколько этапов сварки, шлифовки, антикоррозийной обработки и т.д. В итоге получаются трубы-гиганты. Или не гиганты, но выглядит весь процесс очень масштабно.

Такой была наша первая экскурсия на ВМЗ. Но как же не увидеть последний мартен в действии? Никак. Поэтому мы не остановились на достигнутом и через пару недель приехали в Выксу снова. Уже с Мишей и Антошкой.
И нам все-таки удалось посмотреть, как горят мартеновские печи, как в них загружают металлолом, как разогревают ковши, готовя их для розлива стали, и, наконец, как она льется. Сначала появляется едкий ржавый дым, потом фейерверк из искр, а за ним – бушующий поток раскаленного металла. Более 1600 градусов! Кран поднимает заполненный ковш, отвозит его в сторону, и там уже готовят зелье – добавляют в сталь специальные добавки, чтобы получить необходимые сплавы. Это незабываемое зрелище!

Но мартеном мы не ограничились, посмотрели еще и колесопрокатный цех, где делают железнодорожные колеса. Словно гигантскую колбасу, металлические стержни нарезают на куски, затем каждый из них нагревают до состояния солнца и, с помощью нескольких прессов, начинают давить их в колеса. Получаются очень симпатичные леденцы (если забыть об их размерах и температуре). Потом они остывают, обрабатываются / шлифуются и т.д. А на выходе получаются практически неснашиваемые колеса для пассажирских и грузовых составов, локомотивов и электропоездов метро.
Нюансами металлургического производства злоупотреблять не буду, да и не всё я поняла, я ж девочка, но одно могу сказать точно: хотя бы раз в жизни это стоит увидеть. Смотреть на раскаленный металл в потоке, в плитах или в леденцах-колесах можно до бесконечности. Хочется еще когда-нибудь повторить. И снова застыть и приклеиться взглядом к этому незабываемому зрелищу.