"...красота родных мест, освященных трогательными воспоминаниями детства, укрепили братьев-художников в намерении..." (города и страны)
04-09-2022 18:03
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Это цитата сообщения
Bo4kaMeda Оригинальное сообщение ЧЕРНЕЦОВ Никанор Григорьевич. Коллекция Государственного Русского музея
[показать]
01. Чернецов Н. Г.
(21.07.1805, г. Лух Костромской губ. — 11.01.1879, Санкт-Петербург)
Вид уездного города Костромской губернии Юрьевца-Повольского 1851
Холст, масло
72 х 106
В 1838 братья-художники Чернецовы осуществили путешествие по Волге. Это было их давней мечтой, ведь последнюю поездку в родную Костромскую губернию они совершили 12 лет назад. Красота родных мест, освященных трогательными воспоминаниями детства, укрепили их в намерении во что бы то ни стало побывать на "благодатной русской реке". Они создали своеобразную энциклопедию Волги, которая была центром народной жизни, где смешивались сословия, языки, народности.
Яркое впечатление на Никанора Чернецова произвел Юрьевец-Повольский – небольшой старинный городок, который был основан в 1225 владимирским князем Юрием Всеволодовичем. Крепость защищала северо-восточные границы Владимиро-Суздальского княжества. В конце ХVII века Юрьевец стал уездным городом Костромской губернии. Наибольший расцвет его приходится на вторую половину ХIХ века, когда был написан этот пейзаж. Н. Г. Чернецова поразило активное развитие города, в котором создался лесопромышленный комплекс заводов Брандта, в лесообработке внедрялась механизация, строились льнопрядильная мануфактура, красильный, пивоваренный, винокуренный, дрожжевой заводы. Запечатленный пейзаж стал зримым подтверждением прогрессивных изменений, происходивших на Волге, и яркой иллюстрацией в живописной энциклопедии, посвященной великой русской реке.
[показать]
02. Чернецов Н. Г.
(21.07.1805, г. Лух Костромской губ. — 11.01.1879, Санкт-Петербург)
Вид города Ярославля 1860
Холст, масло
75 х 107
[показать]
02-1. Чернецов Н. Г.
(21.07.1805, г. Лух Костромской губ. — 11.01.1879, Санкт-Петербург)
Вид города Ярославля 1860
Холст, масло
75 х 107
В 1838 братья Чернецовы осуществили путешествие по Волге от Рыбинска до Астрахани. Они создали своеобразную энциклопедию могучей реки Волги, которая была центром народной жизни, где смешивались сословия, языки, народности. Братья останавливались Ярославле, Костроме, Юрьевце, Нижнем Новгороде и других местностях. Итогом полугодового путешествия стала запись в их дневнике: "Проплыв по знаменитой реке, мы собрали по возможности все знаменитое на ее берегах. Благое провидение сохранило нас". Благодаря работам, сделанным художниками, были зафиксированы не сохранившиеся до нашего времени древние памятники архитектуры и уникальные приволжские ландшафты.
Данное произведение, первоначально находившееся в коллекции купца 1-й гильдии, талантливого и предприимчивого человека, "русского самородка" В. А. Кокорева, было написано спустя более чем двадцать лет после поездки по великой реке, о чем свидетельствует авторская подпись на обороте картины: "Вид города Ярославля. С натуры Н. Чернецов 1860 года".
[показать]
03. Чернецов Н. Г.
(21.07.1805, г. Лух Костромской губ. — 11.01.1879, Санкт-Петербург)
Вид Иерусалима с Елеонской горы 1863
Холст, масло
73 х 108
[показать]
03-1. Чернецов Н. Г.
(21.07.1805, г. Лух Костромской губ. — 11.01.1879, Санкт-Петербург)
Вид Иерусалима с Елеонской горы 1863
Холст, масло
73 х 108
В октябре 1842 братья Чернецовы посетили Иерусалим, "святую землю, куда так давно влекло неодолимое желание, и которому Бог судил через столько лет исполниться". Но непривычные условия (бури, холодные ветры, постоянные дожди) сыграли свою трагическую роль. Всего через месяц скончался младший брат – 20-летний Поликарп, и единственным утешением братьев Григория и Никанора стало то, что похоронили они его на земле обетованной, на Сионе. Иконография Иерусалима, созданная братьями, признана художественной энциклопедией этого святого места, находящегося "...в старости и упадке, но великого историческими событиями", где "бездомный аравитянин ставит временный свой шатер". Хеврон, Эммаус, Яффа, Вифлеем, Кана Галилейская, Табария – все эти места, освященные евангельскими событиями, нашли отражение в их работах. Рисунки пером, сепии и акварели, а также живописные произведения выполнены тщательно и достоверно, с особым вдохновением.
Подтверждением сказанного может служить и данная работа. В ней представлен панорамный вид Иерусалима с Елеонской горы. Иерусалим – единственный в мире город, который имеет более семидесяти названий, выражающих любовь людей разных вероисповеданий. Он был основан царем Давидом около 3300 лет назад, древние картографы и летописцы отвели ему центральное место на карте мира. Елеонская (Масличная) гора получила свое название от множества оливковых деревьев, растущих на ней. По преданию Иисус Христос проходил Елеонскую гору по пути из Иерусалима в Вифанию. Здесь жил его друг Лазарь, которого он воскресил незадолго до окончания своего земного служения, здесь находился дом Марфы и Марии. С Елеонской горы Иисус спустился, чтобы триумфально въехать на осле в Иерусалим. В ночь перед арестом в Гефсиманском саду на склоне горы Иисус молился, предвидя свою мучительную смерть на кресте. С вершины Елеонской горы на сороковой день Иисус вознесся на небеса после Воскресения, благословив учеников словами: "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28:20) и обещав послать им Утешителя – Духа Святого.
Доминантой произведения и центром горы является мечеть Купол Скалы – большой восьмиугольный храм, возведенный в конце VII века на месте разрушенного римлянами Иерусалимского храма. Здание богато декорировано снаружи изразцами, а внутри – росписями с изречениями из Корана, в них особенно часто упоминается Иисус, почитаемый в исламе как пророк. Наиболее известной деталью мечети является сам купол. Он изготовлен из золота и виден со всех кварталов Иерусалима. Куполом закрыт выступ скалы, с которого, по преданию, пророк вознесся к небесам. Мусульмане считали, что с этого камня началось сотворение Земли.
[показать]
04. Чернецов Н. Г.
(21.07.1805, г. Лух Костромской губ. — 11.01.1879, Санкт-Петербург)
Южный берег Крыма. Вид на Ливадию сверху 1873
Холст, масло
45,5 х 97
Никанор Григорьевич Чернецов С 1833 по 1836 годы находился на службе у новороссийского губернатора графа М. С. Воронцова, жил в Одессе. Путешествуя вдоль берегов Черного моря на пароходе „Петр Великий" исполнил множество рисунков и акварелей.
[показать]
05. Чернецов Н. Г.
(21.07.1805, г. Лух Костромской губ. — 11.01.1879, Санкт-Петербург)
Вид на Аю-Даг в Крыму со стороны моря 1836
Холст, масло
85 х 126
По приглашению генерал-губернатора Новороссийского и Бессарабского графа М. С. Воронцова Н. Чернецов работал в губернаторстве Таврическом (1832–1836). Он исполнял картины и акварельные этюды с видами крымских усадеб, парков, церквей, мечетей для разных заказчиков, в том числе, для князя А. Н. Голицына, княжны Юсуповой и др. Отточенные по мастерству, тщательные по исполнению, скрупулезно воспроизводящие натуру, разнообразные по темам они пользовались большим успехом. Результаты пребывания Никанора в Крыму и для современников, и для потомков оказались чрезвычайно впечатляющими: его крымский багаж включал более 300 рисунков, сепий, акварелей.
Современный обозреватель писал: "В Крыму удалось нам видеть прелестную коллекцию видов тамошнего южного берега, составленную художником Чернецовым, путешествующим по Высочайшему повелению... Его портфель, который он имел благосклонность нам показать, заключает в себе неоценимые сокровища. ...Он начал новую эпоху для русского самопознания, ознакомив нас с богатствами, которых мы не знаем, внушил нам любовь и гордость своим отечеством" (Телескоп, № 1, 1836).
В последний год своего крымского путешествия Н. Чернецов исполнил и отослал брату Г. Чернецову два пейзажа с изображением Аю-Дага для показа императору и причисления их автора к Кабинету в мае 1836.
Аю-Даг или Медведь-гора расположена на Южном берегу Крыма, на границе Большой Алушты и Большой Ялты. Высота горы — 577 метров, длина 2400 метров. Много легенд связано с этой крымской вершиной. Одна из них повествует о том, что давным-давно громадный медведь долго бродил по горам и лесам. После себя он оставлял на земле глубокие долины, рытвины и овраги. Достигнув красивой, цветущей Партенитской долины, он, утомленный долгими странствиями, наклонился к морю, чтобы напиться воды. Пил долго и жадно, да так по велению морского бога и застыл, окаменев и превратившись в огромную гору.
Картины с изображением горы Аю-Даг по велению министра двора кн. П. В. Волконского были доставлены в Елагин дворец и благосклонно приняты, а их создатель удостоен монаршей награды – традиционного бриллиантового перстня.
[показать]
06. Чернецов Н. Г.
(21.07.1805, г. Лух Костромской губ. — 11.01.1879, Санкт-Петербург)
Вид у подножия Аю-Дага 1836
Холст, масло
87 х 127
rusmuseumvrm
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote