http://www.ardour.org/
О, звук, ты - мир!
Компьютерный мир многолик, но правит им на протяжении последних лет, без сомнения, музыка. Именно с цифровым звуком связаны самые значительные технологические прорывы конца XX - начала XXI веков. Недавно ещё никому неизвестный MP3 - формат музыкальных файлов! - стал самым популярным форматом данных на планете. А потомки первой пиринговой файлообменной сети, Napster, предназначавшейся, конечно, тоже для обмена музыкой, стали самыми популярными приложениями для персоналок. Музыкальный онлайновый магазин iTunes помог выбраться из могилы и реанимировать былое величие классику компьютерной индустрии, компании Apple. На компьютерах слушают музыку, на компьютерах её пишут, на компьютерах обрабатывают. Неудивительно - учитывая темпы, которыми растёт вычислительная мощь десктопов. Однако, оглянувшись назад, можно заметить изменения не только количественные, но и качественные. Кое-что изменилось за эти пять-восемь лет принципиально - и если вы следили за событиями, то наверняка отметили перемену.
Конец девяностых был временем безграничной власти коммерческих музыкальных и звуковых приложений. Сложнейшие программные пакеты, названия которых и имена разработчиков известны даже тем, кто с ними и знаком-то не был - SoundForge, ReBirth, ProTools и прочие, и прочие - выжимали из тогдашних слабеньких персоналок всё возможное. А поскольку конкуренции со стороны свободного софта тогда просто не было, пакеты эти, стоимостью в сотни, а порой и тысячи долларов, "пиратили" в гигантских масштабах. Наверняка и вы помните незабвенную хакерскую группу Radium, чья печать стояла на подавляющей массе взломанных и растиражированных российскими пиратами аудиоприложений для PC.
Но время шло - и у коммерческого (а правильней - проприетарного) софта появился конкурент. Операционная система Linux, превратившись в начале XXI века из инструмента для узкого круга профессионалов во вполне доброжелательную к непрофессиональным пользователям среду, принесла с собой и массу прикладных, бесплатных программ, предоставляющих уникальные преимущества перед платными инструментами для MS Windows. Линуксовые аудиоприложения сегодня пригодны и для обучения, и для домашнего, и для профессионального применения. Свидетельством тому - регулярно появляющиеся в прессе обзоры, принадлежащие перу состоявшихся музыкантов и звукооператоров. Последний из таких - материал "Редактирование звука в Линуксе" Яна Смита-Хейстерса, опубликованный популярным техноресурсом ArsTechnica [
http://arstechnica.com/guides/tweaks/linux-audio.ars].
Ян рассматривает три наиболее функциональных свободных звуковых редактора: Ardour, Audacity и SND (их скриншоты иллюстрируют эту колонку), входящих в стандартную поставку многих популярных дистрибутивов Линукса (в частности, они есть в Дебиан НОРМА). Первый имеет немало аналогов в мире Windows и предназначается для микширования аудиодорожек в единое звуковое полотно. Два других представляют собой звуковые редакторы для работы на более низком уровне, непосредственно с отдельными звуками. Кстати, если вы ещё не видели SND - обязательно полюбопытствуйте этой программой: за минималистичым интерфейсом скрывается чрезвычайно мощный (и красивый - скриншот ниже из него!) инструмент, позволяющий работать в реальном времени.
На самом деле, музыкальных и звуковых приложений для Линукса сегодня можно насчитать несколько сотен - загляните хотя бы на специализированный сайт linux-sound.org. Но, думаю, вы согласитесь, что сами по себе приложения - ещё полдела. Важно и то, что их окружает. В Линуксе подавляющее большинство звуковых программ (и устройств) могут быть связаны между собой в сколь угодно сложную схему с помощью звукового сервера Jack. Говоря просто, Jack является посредником между различными программами и устройствами, помогая им обмениваться данными. Так, поток данных от MIDI-клавиатуры может быть направлен в программу-секвенсор и одновременно на программный синтезатор, который станет в реальном времени подыгрывать вам. Результат, в виде уже звукового потока, можно пропустить через различные эффекторы, смикшировать с другим потоком и т.п. и т.д. Фантазия здесь ограничена только мощностью вашей персоналки.
Ещё важнее умение Линукса работать в качестве системы реального времени. Это свойство просто уникально - и Windows XP ему противопоставить нечего. Программы, работающие в среде MS Windows, страдают от мелких, но заметных на слух и потому неприятных задержек. Происходит это из-за того, что операционная система не может гарантировать таким программам непрерывное выполнение и иногда прерывает их работу. В Линуксе сегодня всё иначе: включив при компиляции ядра соответствующую функцию (режим реального времени отполирован в последних версиях ядра 2.6), вы получите систему, способную работать без задержек. Это означает, что вы сможете, к примеру, качественно микшировать саундтреки на ходу, или играть на программных синтезаторах, не опасаясь, что звук начнёт прерываться щелчками.
Нельзя забывать и о паре уникальных свойств свободных инструментов для обработки звука, обусловленных самой их принадлежностью к классу open source. Во-первых, все они бесплатны и полнофункциональны: для того, чтобы обрабатывать звук с максимальным качеством, вам не придётся искать "кряк" или платить за лицензию - в таких программах нет ограничений по частоте дискретизации, количеству функций или времени записи. Во-вторых, многие из них бесподобно расширяемы - и через подключение (опять же свободных) плагинов LADSPA, и через собственные языки программирования.
В статье Яна есть утверждение, с которым трудно не согласиться: работая с проприетарным софтом вы рано или поздно наткнётесь на границу его функциональности, тогда как свободный софт не диктует вам, что вы можете сделать, он помогает делать то, на что сам не способен. Приятная мелочь, не правда ли?
http://linux-sound.org/
http://arstechnica.com/guides/tweaks/linux-audio.ars
[699x262]