Все-таки жаль, что дерево столь недолговечный материал. Страшно подумать, скольких подлинных шедевров традиционного русского деревянного храмоздательства мы лишились.
Ведь до самого последнего времени никому и в голову не приходило как-то консервировать деревенские церквушки, да и технологий таких не было. И если до революции сельские плотники в меру умений и навыков сами поновляли деревянные храмы, то при Совдепе церкви сплошь и рядом использовались как сеновалы и клубы или просто тихо изгнивали, заколоченные досками.
Только в конце 1960 – начале 1970-х годов советские историки архитектуры сумели «пробить» в культурных ведомствах идею о необходимости сохранить для потомков шедевры деревянного зодчества. Обычно такого рода музеи под открытым небом создавались путем перевозки в одно место «экспонатов» из близлежащих местностей и, помимо храмов, включали иные деревянные постройки.
Знаменитые Кижи стали музеем в 1966 году. Музей в Малых Корелах (Архангельская область) открылся в 1973 году. Шевченковский гай во Львове, в котором мы побывали в прошлом году, создан в 1971 году. В ходе новогоднего выезда этого года, мы добрались до Витославлиц под Великим Новгородом (вообще-то я там уже был, но очень давно), которые открылись в 1967 году.
Некоторые из «экспонатов», расставленных, надо отметить, довольно хаотически, вполне шедевральны. Откровенно сказать, не уверен, что сейчас найдутся мастера, способные создать что-либо подобное. При чем речь не только о масштабных соборных хороминах, но и о храмах обыденных (то есть ставившиеся миром «обыденно» – «об один день» – за день – чаще всего временно, без особых украс, на месте сгоревших, до того времени, когда будет возможность построить «нормальную», вместительную и красовитую церковь).
Церковь св. Николая Угодника (1642 г.) из деревни Мякишево.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (1595 г.) из села Курицко Новгородского района.
Атрибутирована как часовня XVIII века из деревни Кашира Маловишерского района. Мне представляется, что это ошибка. Во-первых, для часовни - слишком велика. Во-вторых, явно имеется алтарная часть. Наконец, в-третьих, откуда бы у часовни быть колокольне?
Церковь св. Николая из деревни Тухоля (1642 г.).
Часовня XVIII в.
Церковь Рождества Богородицы 1539 г. из села Передки Боровичского района.
Церковь св. Николая Угодника 1757 г. из деревни Высокий Остров Окуловского района.