[340x495] Одно из мест, которое я зело хотел посетить, планируя поездку во Францию, - базилика Сен-Дени, давшая имя пригороду Парижа, в которой находится усыпальница французских королей с XIII века.
Одна из гидов, рассказывая о пригородах столицы (обычно включаемых в т.н. Большой Париж, что юридически неточно, поскольку каждый из них считается отдельным городом, со своей мэрией и прочими органами власти) и периодически происходящих там бунтах «цветной» молодежи, сообщила, что западные и южные пригороды – вполне респектабельны и благополучны. Восточные – самые проблемные. А северные – так себе, серединка на половинку.
Не знаю уж, что творится на востоке от «малого Парижа», но в городке Сен-Дени «цветное» население, как бы помягче сказать, преобладает. Это стало заметно еще в метро, на подъезде. В вагоне белых практически не осталось. Да и в окрестностях базилики «цветные» составляли, на вскидку, 70-80% встреченных. Если такая ситуация в «умеренно благополучных» пригородах, то что делается в «неблагополучных» - и представить страшно.
Сама базилика – прекрасна, шедевр французской готики. Храм – это практически все, что осталось от большого аббатства, уничтоженного в ходе «Великой» французской революции. К сожалению, как и многие другие памятники архитектуры, базилика реставрируется, и часть фасада была окружена строительными лесами и затянута сеткой. С боков ее целиком сфотографировать также не представляется возможным. Поэтому отснял ее так сказать «фрагментарно».
Первая базилика над могилой св. Дионисия (Дени) была возведена в 475 году, в 630 году и позже она неоднократно перестраивалась. В VII веке – стала главным храмом аббатства, которое особенно возвысилось в начале XII века, когда его настоятель Сугерий, министр Людовика VII, надстроил грандиозной монастырской церковью – одним из первых во Франции сооружений в готическом стиле, оказавшим большое влияние на развитие стиля.
В XIII веке Людовик IX Святой приказал перенести в базилику прах своих предшественников, похороненных в различных парижских храмах, и создать для них надгробия. С этого момента церковь стала служить усыпальницей для почти всех французских королей, королев, принцев и принцесс.
Любопытно, как менялся облик надгробий с течением времени. Гробница Дагобера I (†638) первого короля, скончавшегося и похороненного в Сен-Дени, представляющая собой нечто вроде изображения часовни над гробом, сильно отличается от других. Надгробия над государями, чей прах был перенесен в базилику в XIII веке, и похороненных там некоторое время спустя, - довольно похожи. Это ростовые «лежащие» фигуры, часто со сложенными в молитвенном жесте руками, как бы лежащие в ожидании Страшного суда и просящие милости Господней. Затем наступает «возрождение»: надгробия становятся «двуспальными». Муж с женой изображаются как бы лежащими на супружеском ложе, обнаженными, слегка «задрапированными» складками тканей. Над ними воздвигнута сень, на которой вновь помещаются их скульптуры – уже в молитве. Иногда по бокам изображены обнаженные женские фигуры, олицетворяющие, надо полагать, скорбь и пр. соответствующую атрибутику. Далее, в барочных завитушках изображались уже только профильные портреты королей, в окружении «добродетелей». Исключение составляет надгробие короля-мученика Людовика XVI.
Под надгробиями праха королей давно нет. Одним из достижений «Великой» французской революции стало разорение в 1793-1794 годах могил и уничтожение большинства надгробий. Так что существующие, за рядом исключений, – «новоделы».
Прах королей «пламенные революционеры» сначала выставляли напоказ толпе, затем хотели выбросить в канаву, но «во избежание эпидемии» свалили в две ямы и засыпали негашеной известью. Показательно, что перед этим разные авантюристы расчленяли останки на «сувениры» для дальнейшей спекуляции. Например, некий Александр Ленуар собрал несколько десяткой «королевских реликвий» на продажу.
В 1814 году при реставрации останки королей и членов их семей были собраны в оссуарий аббатства, а также началось восстановление надгробий. В крипте здания были перезахоронены убитые во время революции Людовик XVI и Мария-Антуанетта, а также умершие в эмиграции принцы и принцессы. В 1824 году в Сен-Дени был погребен Людовик XVIII. После революции 1830 года захоронения в аббатстве прекратились; гранитная плита, приготовленная для себя Карлом X, осталась неиспользованной. 9 июня 2004 года в церкви было захоронено сердце Людовика XVII, сына Людовика XVI и Марии-Антуанетты.
P.S. Фото в комментах