Это цитата сообщения
Сим Оригинальное сообщение
[240x368]Когда-то давно я где-то вычитал фразу – «
готовься к худшему, лучшее мы переживем»… К сожалению, эту мудрость я постоянно забываю. После того, как следом за чудесной
Т вышел весьма симпатичный, но явно проходной сборник «
Ананасная вода для прекрасной дамы» я почему-то внушил себе – Виктор Олегович готовит что-то глобальное и монументальное. На деле все оказалось немного проще…
«
Роман о глубочайших тайнах женского сердца и высших секретах летного мастерства» - такова официальная аннотация. Что же такая характеристика вполне оправдана. Потому что роман – словно спешно и плохо скроен из двух повестей – одна пост-информационная антиутопия с элементами летного мастерства, вторая – фантастическая романтическая история с Достоевско-Тарковскими корнями и тайнами женского сердца. Обе из этих историй могли бы быть лаконичнее, проработаннее и вообще прекрасно обошлись бы друг без друга. Или, по крайней мере, могли бы быть сшиты не такими белыми нитками.
Антиутопия или «кибер-панк по пелевински» - фон для происходящих событий и по совместительству наше настоящее, представленное в виде гротескного будущего. Мрачный мир, где высокотехнологичная, но «бездуховная» раса понукает рассой дикой и нецивилизованной, но «духовной» и «встающей с колен». Ничего не напоминает? На самом деле ничего хорошего уже давно не осталось ни на верху, ни внизу – везде фальшь и мерзость. Так что диагноз «того» и, как следствие нашего мира вполне очевиден. Но что бы его констатировать и донести до читателя вовсе не надо было городить такой неказистый офшарный лес.
Я бы все простил Пелевину, если бы не одно – тяжеловесность текста. Обычно хорошие писатели фантасты (и Пелевин в том числе) очень легко вводят читателя в свою фантастическую реальность, какой бы сложной она не была. Пара штрихов, пара фраз и вот ты уже прекрасно в ней ориентируешься, даже если небо там зеленое, а трава голубая. Но в Снафе привыкать к метафорично абстрактному миру гипотетического будущего приходится "со скрипом". Порой у меня складывалось ощущение, что я читаю не роман, а черновик к роману, причем черновик – весьма далекий от совершенства и требующий весьма конкретного «креативного довотчика». А помните, как это было легко в мистически-реалистичной «
Жизни насекомых» - улыбнулся, расправил крылья и полетел…
Вторая линия романа, та самая, что о глубочайших тайнах женского сердца – она немного интереснее. Причем интересен не сам любовный треугольник с уже не раз всплывающим у Пелевина подтекстом - «Все бабы стервы и суки, но если они тебя по настоящему полюбят, то ты станешь самым счастливым человеком на Земле». Интересен его «побочный продукт», ведь прекрасная дама этого романа… искусственная. И тут невольно напрашивается параллель с легендарным «Солярисом», причем не «Солярисом» Лемма, а «Солярисом» Тарковского. Там и героиню звали похоже – Хари и любила она так же отчаянно и вопрос о том, что же такое дает людям право сметь называть себя «высшим существом» и «творением Бога» так же остается немного «за кадром» и на совести читателя.
Фирменный Пелевинский постмодернистский юмор на грани фола так же расстроил. Во первых - его могло бы быть больше, во вторых он мог бы быть и смешнее и жеще. Филосовско-буддиских вставок стало немного, к тому же Виктор Олегович не поленился еще и разжевать самые интересные свои метафоры, лишив читателя удовольствия самому разгадывать авторские ребусы…
После прочтения в памяти осталось несколько цитат, а внутри опустошенность и неудовлетворенность. Теперь буду ждать новый роман Пелевина.. ждать и надеяться. Хотя нет – надеяться не буду, время сейчас такое, когда лучше быть уверенным!!
Другие посты о произведениях Виктора Пелевина
этот пост на жж