ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ ТЫСЯЧИ,
А ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ ЕДИНИЦЫ
НОА
Два пути в творчестве. Отражать реальность, преломляя через своё видение. Или формировать реальность своим видением. Магуш.
АкимИка
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАВДА

Мидийское общество и культура: . В настоящее время наука еще не ...
Человек! Я , Кир, Ахеменид. И я был царём Мидии. Поэтому не завидуй мне за этот памятник. (Пасаргаты, долина Мургаб, Иран)
Информации о Мидии и Персии много, а о правителях и династиях этих государств ещё больше. Затрагивалась эта тема и в наших публикациях. История как наука начала формироваться древними греками. Это была наука исторических сведений. Позже арабский халифат усовершенствовал методологию исторической науки, развил прикладную отрасль такую, как археология, данные географических открытий, превратив историю в фундаментальную науку, науку исторических фактов.
В этой парадигме мы пребываем и поныне.
Высшая форма истории, как науки, - это историческая правда, к которой стремятся все историки со всеми своими заблуждениями и пристрастиями.
В исторической науке используют письменные источники, данные археологических раскопок, сказания, легенды, устное народное творчество, которые помогают собрать звенья цепи исторических событий. Однако этот процесс длительный и происходит в разные отрезки времени, разными личностями, при сменяющих друг друга общественно-политических систем. При такой палитре составляющих достоверность исторических версий и их интерпретация становятся не бесспорными.
Обычной практикой в исторической науке является упрощение понятий (для удобоваримости информации), но как это не парадоксально, именно эти благие намерения и вносят путаницу в объективность изложения исторического факта. Определённую роль в исторических исследованиях играет и политическая составляющая.
Не обошло это стороной и Мидию, история которой является наиболее наглядным примером вышесказанного. Об истории возникновения Мидийского царства вы можете ознакомиться в статье «Древняя история современного Азербайджана». А в этой публикации речь пойдёт о наиболее значимой фигуре из династии Ахеменидов, Кире Втором Великом. Знаменательно то, что собственно имя его Кураш означает «Владыка Куры» (реки Куры). Это прежде всего указывает на место его рождения и благородство его происхождения. Он, будучи мидянином по матери (достоверная информация) и неизвестного происхождения по отцу (версии разнятся), сместил с престола своего деда Астиага (Стамдаш – т.е. «одобренный Магами», имеется в виду представителями племени Маги), который был царем Мидии на тот момент. Версия о его персидском происхождении держится на том факте, что Кир опирался на поддержку вждей персидских племён. Важно отметить, что Аншан, где Кир Второй был наместником (сатрапом) царя Мидии, относился к провинции Фарс или Парс (Парсуа, Парсау) и переводится как Окраина (имеется в виду как Окраина Мидийского царства).
Итак, примерно в 670 г.до н.э. возникает Мидийское царство, оно быстро разрастается, а к середине 6 в.до н.э. Кир Великий становится правителем Мидийского царства. Официальная версия гласит, что Персидский царь Кир из Ахеменидов захватил Мидию. Т.е.речь уже идёт о Персидской державе.
Несколько слов о достоверности информации.
Во-первых, в письменных документах до 3 в.нашей эры (до прихода династии Сасанидов) территория, известная нам как Персидская империя, называлась Мидийское царство.
Во-вторых, в Ветхом Завете Кир именуется мидянином, никак не иначе. Возможно по происхождению он был и персом, но позиционировал себя как мидянин. Например, в поэзии древнегреческого поэта Вахкилида он только как «мидянин» и именуется, а не царь Персии или покоритель Мидии.
В-третьих, имеющиеся и считающиеся наиболее авторитетными источники древних греков основаны на информации, полученной уже при дворе Кира Второго. Как уже было сказано выше, он был мидянином по матери (из царского мидийского дома). Что же касается его происхождения по отцу, то точных данных нет. Но он был наместником Мидийского царства в Аншане в области Фарс или Парс.
В-четвёртых, Ахеменидская династия начинается свою историю с Аншана. Золотая пластина, найденная в Хамадане (Экбатан .столица Мидийской державы), указывает на титул Теиспа, сына правителя персидских племен Ахемета, «великого царя, царя Аншана». К моменту прихода Кира Второго в 6 в. до.н.э. Аншан и персидские племена находились в составе Мидийского государства. Ещё сын Дьока (судья Дьок, основатель Мидийского царства) подчинил себе этот край. Из чего следует, что Кир Второй, будучи внуком царя Мидии Астиага (Стамдаш), поднял восстание и отобрал трон мидийский у последнего. Т.е. так называемого завоевания Мидии Персидской империей быть не могло. Это был захват власти внутри существующей державы.
В-пятых, древнейшими надписями, относящимися к Ахеменидам, относятся к периоду правления Кира Великого, найденные в их первой столице Пасаргардах. Представить себе империю, не имеющую столицы, невозможно. Т.е. до прихода к власти в Мидийской царстве Кира Ахеменида в середине 6 в. до н.э. никаких сведений о тех самых Ахеменидах и Персидской державе попросту говоря нет.
Вернёмся к Киру Великому как знаменательной фигуре в истории региона. О Кире Великом много написано, но интересным, на мой взгляд, является факт того, что Кир Второй Великий поручил восстановление храма Соломона в Иерусалиме мидийскому Магу Ияджину (Яджи, который осуществлял контроль за финансированием строительства. В его обязанности входило обеспечить строительство высококвалифицированными работниками, инженерами, камнетёсами, плотниками и т.д. из Финикии, Вавилонии и её провинций). Он выделял средства в лидийских статерах и финансовые отчёты подавались к престолу Кира Великого так же в лидийских статерах. Крёз (царь Лидии) за 10-12 лет своего правления превратил лидийский статер в мировую валюту. И это стало возможным прежде всего потому, что гарантом ценности лидийских денег выступала Мидия - мировая держава на тот момент. В то время её принимали от современного Марокко и Испании до современной Индии, включая ещё Великий Египет и Вавилонию. Примечательно, что принимали лидийские статёры и в Кельтских землях (считай вся Европа).
Крёз (царь Лидии – сатрапия Мидийской державы) был близким родственником Кира Второго Великого. Статусной женой последнего была племянница Крёза. А царь Мидии Астиаг был женат на сестре Крёза, дочь от которой и была женой Кира.
В заключении следует отметить тот факт, что упоминание в греческих источниках «персов», в то время как всё ещё существовала всё та же Мидийская держава на тех же территориях, связано с теми самыми благими намерениями облегчить восприятие сложных процессов в пёстрой многонациональной державе.
Кир был из рода Ахеменидов, которые предводительствовали персидским племенам. Кроме того, не обошлось и без вмешательства царствующего уже Кира Второго. Как известно из исторических сведений, ему помогли смести с мидийского престола деда Астиага то самое племя Маги.
Род Ахеменидов стал персидской династией Мидийского царства. Подобное мы наблюдаем в королевских домах Европы (шотландские, норманнские династии на британском престоле, династия Бурбонов в Испании, примеру).
Но уже Дарий Первый решил, что пора избавиться от всеобъемлющего влияния мидийской элиты. Главное, что ему, как персу, необходимо было избавиться и от влияния мидийского племени Маги, являвшихся верховными жрецами этой части Древнего Мира, духовная власть которых была определяющей в обществе. То есть, необходимо было избавиться от влияния тех, кто и привёл персидский род к власти.
Но этого было мало. Нужно было избавиться и от культурологического обаяния Мидии, которая доминировала во всех сферах жизни. Однако создавать новую культуру рядом с устоявшимися традициями и принципами, а главное со своим Вероуставом, было практически невозможно. Дарий Первый убирает племя Маги с политической арены (история с лже-Бактрием), начав на них гонения. Затем вводит арамейский язык в качестве государственного, начинает чеканить свою золотую монету, тем самым приспосабливая мидийские смыслы под зарождающееся персидское влияние.
Таким образом, мы наглядно видим, как достижения Мидийской Державы обрели достойных наследников в лице персидских династий. Важно отметить, не смотря на желание древне-персидских элит выдавить из мировой истории выдающиеся влияние Магов (племя Маги), они своими деяниями наоборот сохранили и преумножили сакральное влияние племени Маги в мировой истории. И сегодня шеститысячелетняя история Магов (племени Маги) продолжается и является достоянием всего поднебесного мира, живя жизнью последнего Магуша.