Начали 11 июля заниматься с Сэмом по программе речевого развития. Сейчас ему два года и полтора месяца.
Для начала нужно было перестать задавать вопросы "где это?" "где то?" Он уже больше года может на них отвечать, показывая пальцем, и это не вызывает у него желания или потребности называть эти предметы.
Перестали просить его что-то повторить. Во-первых, это давит на человека. Он просто начинает стесняться своего неумения. Во-вторых, просят сказать обычно одни и те же слова в одних и тех же ситуациях. Это всё скучно и неинтересно. Становится просто нудным фоном, который не стимулирует речь.
Нужно заниматься в те моменты, когда он увлечён и в весёлом настроении. Присоединяться к его игре и проговаривать всё, что он делает, и что происходит, короткими фразами из двух (максимум - трёх) слов. Например, он показывает на поезд - мы говорим: "Смотри, поезд! Поезд на полке. Берём поезд. Поезд едет. Чух-чух-чух. Поезд ту-ту. Поезд на полу! Едет к Сэму. Сэм играет. Играет в поезд". В общем, показываем, как можно по-разному говорить об одном и том же предмете, при этом всё очень весело, с разной интонацией, медленно и с паузами между фразами. До этого мы, конечно, играли похоже, но не дробили на такие короткие фразы и не пытались составлять так много разных-разных с одним словом.
Из наблюдений за реакцией: Сэм смотрит на всё с интересом, а особенно на рот говорящего. Почти перестал мычать "м-м", а всё больше у него вырываются какие-то речевые звуки типа "эй", "а", "мя" и т д. Очень много играет с интонацией. Иногда останавливается и смотрит на меня в ожидании новой фразы. Пару раз у него в запале веселья вырвалось "папамама". Такое и раньше бывало, но сейчас явно это как следствие занятий. Тогда было совершенно спонтанно и непредсказуемо.
Продолжение следует