Выдержки из книги (пополняется, последнее обновление 03.07.07).
[i]Другое дело, когда изобразительная форма сама является содержанием снимка. Когда игра света и тени, взаимодействие линий и цветовых пятен становятся самим предметом и целью изображения... изображение одновременно и объект, и субъект художественного постижения. Это — «микрокосмос», погружаясь в который, и сам автор, и его внимательный зритель могут ощутить бесконечность пространства и времени. В таких фотографиях на первый план выходит эстетический момент, а социальные, идеологические, нравственные проблемы остаются «за кадром». В этом случае мы говорим о содержательности формы. По мысли Канта — это
«целесообразное без цели». В них нет литературности, они ближе к чистой (инструментальной) музыке.
...Понять и почувствовать, как сделана та или иная работа большого мастера, можно через подражание. Стремясь повторить, ученик проходит вслед за мастером все этапы создания произведения. Фотоподражание - один из путей овладения не только техническим, формальным фотоязыком, но и содержательной стороной творчества...
...Есть ли общие принципы, которые характеризуют хорошую фотографию и являются
«художественной гарантией» ее качества?(...)Какие же главные качества присущи таким работам?
Критерии оценки:
Прежде всего это техническая грамотность, т.е. правильный выбор параметров съемки, проявки, печати. Техническое совершенство необходимо в любой работе, но в фотографии пренебрежение этим условием сразу же выдает дилетанта, ибо любой уважающий себя мастер никогда не вынесет на суд зрителей «сырую» (с точки зрения техничности исполнения) работу. Сюда входит не только грамотная печать, но и механическая и оптическая ретушь, дизайнерское оформление работы, название, подпись автора, дата ее создания, которыми наши фотографы зачастую пренебрегают.
Второй критерий — оригинальность. Фактор оригинальности — важнейший в создании любого, в том числе и фотографического, произведения. Оригинальность — это способность художника увидеть новое, необычное в обычном. Она может выражаться как в форме, так и в содержании фотоснимка.
Третий критерий хорошего снимка — общественная значимость. Он означает, что содержание (идея, тема) снимка обладает художественной и культурной ценностью, т.е. интересен не только одному его создателю (его родным
и знакомым), но и относительному большинству чужих людей.
Это качество проявляется в художественной обобщенности изображения, т.е. в способности автора, беря за основу конкретный, частный изобразительный материал, показать «типическое», характерное для многих таких же объектов или ситуаций.
Критерий «общественная значимость» не надо понимать буквально, вернее, его необходимо рассматривать в достаточно большом временном пространстве. Порой творчество того или иного художника «опережает» время или бывает им «не востребовано».
Четвертым и наиважнейшим критерием фотошедевра является его образность. Это
способность автора выразить абстрактную идею в конкретной материальной форме...
Нельзя не сказать еще об одном, довольно небесспорном, критерии хорошего
снимка. Близкий к образности, но точнее его трудно определить, ибо лежит он в области бессознательного. Там, куда мы не столь уж часто заглядываем, и где большей частью царствуют парапсихологи и экстрасенсы. Поэтому возможно, что сказанное ниже вызовет лишь снисходительную улыбку на лицах материалистов.
Тем не менее, стоя на выставке перед иной картиной или фотографией,
порой ощущаешь, пусть неосознанно, а на уровне какого-то «седьмого» чувства, внутреннюю близость к тому, что изображено. От этих работ исходят невидимые «флюиды», как сейчас говорят, биополя, которые настроены в унисон с твоим собственным чувственным и эмоциональным миром. Но что самое удивительное: это происходит (хотя и в меньшей степени) не только с оригиналами, но и с репродукциями данных картин и фотографий, когда видишь их в альбомах или в каталогах художественных выставок. Разгадка, научное объяснение этого феномена — дело будущего. Бесспорно одно: это иррациональное свойство проявления души и духа человека, назовем его условно «аурностъ», имеет место. Присутствие ауры в картине или в фотографии благотворно ощущается подготовленным и чутким зрителем. Поэтому аурность может быть своеобразным, пусть и очень субъективным, критерием оценки изобразительных работ.
Итак, мы назвали пять основных критериев фотопроизведения. Конечно, это не аксиома, а лишь скромная попытка найти такой «инструмент», который помогал бы при анализе фотографий, делая этот процесс чуть более объективным.
В чем же специфика фотографического образа? Как он рождается?
Порой изначальной точкой создания образа в фотографии служит некое представление «в голове», которое фотограф стремится реализовать с помощью фотографических средств. И здесь, пожалуй, можно поспорить с утверждением, что «художники создают, а фотографы выбирают», ибо современная фотография, особенно компьютерная, дает основание с этим не согласиться. Порой эстетический момент рождается в результате «случайного», спонтанного нажатия спуска затвора.
Фотограф выбирает ту «случайность», тот «момент истины», который наиболее соотносится с его внутренним состоянием. Этот внутренний образ — таинственный результат переживаний душевной жизни художника, опирающийся на его эстетический и жизненный опыт.
Заключительный этап — материализация этого образа выразительными средствами фотографии. А теперь на конкретных примерах посмотрим, как это происходит.
[492x400]
Сергей Потапов, «Летящие»
[367x470]
Павел Кривцов, «Изгнанник»
Вот две фотографии. Одна из них (Сергей Потапов, «Летящие») сделана «по воображению», или, как говорят художники, по представлению. Другая(Павел Кривцов, «Изгнанник») — «остановленное мгновение реальности».
Есть ли что-то общее между этими, на первый взгляд, совершенно
различными снимками? Да. Прежде всего, изображение конкретного момента действительности, но в котором, как в капле воды, отразилось общее, типическое.
Смотря на фотографию Павла Кривцова, мы видим конкретного бедного пса, замерзающего в телефонной будке, и, одновременно, (мысленно и чувственно) переживаем за всех бездомных животных, которых никогда не видели и не увидим.
Образ в работе Сергея — другого рода. Здесь для автора более важно поэтическое изображение человека.
Люди парят, как птицы» — идея эта осуществлена на снимке с помощью фотомонтажа, и в нем реальность дана в художественном переосмыслении.
Два момента — конкретное и воображаемое — могут присутствовать в снимках в разных пропорциях.
В фотографии «Изгнанник» приоритет отдан реалистическому изображению жизни. А на снимке «Летящие» акцент сделан на воображаемом. Но и в первом, и во втором случае есть обобщение, как необходимое условие для создания образа.
Еще один важный момент, который есть в этих двух образных фотографиях — соучастие происходящему.
Как будто, пусть на миг, но ты сам влезаешь в шкуру бедного пса, ощущая на себе холод, одиночество «собачьей» жизни. И как будто это ты паришь в небесах, переживая ни с чем не сравнимое чувство полета. Наше восприятие, преодолевая границы кадра, выходит в пространство воображения, давая пищу новым мыслям, новым чувствам и переживаниям.
Составные фотообраза:
1. Точность жизненного наблюдения.
2. Лаконизм изобразительного ряда.
3. Соответствие изобразительного (свето-теневого или цветового)решения эмоциональному восприятию изображения.
4. Наличие авторской позиции, которая в фотографии выражается, во-
первых, в выборе объекта или субъекта съемки, и, во-вторых, в точке зрения, с какой этот объект или явление показывается.
К примеру, в снимке «Бездомный пес» Павла Кривцова авторская позиция выражена через:
а) точку съемки — низкую, которая как бы опускает зрителя вниз, ставит его на «четвереньки», на один уровень с лежащей собакой, приближая не только физически, но и эмоционально к бедному псу;
б) выбор свето-тонального рисунка с преобладанием черно-серой (минорной) гаммы.
5. Техническое совершенство, т.е. использование тех технических средств, которые наиболее полно соответствуют замыслу автора.
Анри Картье-Брессон, выдающийся французский фотограф, как-то сказал, что
фотографы делятся на две категории: одни придумывают фотографию, а другие наблюдают жизнь. Рождение фотообраза также идет двумя путями. Обобщение через конкретное — путь Павла Кривцова. Выдуманная, «монтажная» реальность — путь Сергея Потапова. Оба эти пути равновелики и возможны. Главное, что их объединяет, — присутствие в обоих фотообразности.
Несмотря на то, что мы несколько теоретизировали понятие «образность», все же главный итог всему сказанному — утверждение, что фотообраз невозможно втиснуть в какую-либо понятийную, умозрительную или словесную формулу, которую можно было бы использовать при создании фотопроизведения. Ибо это категория уникальная и неповторимая, но всякий раз новая и волнующая. Образ в моем воображении ассоциируется с айсбергом, где большая часть невидима, скрыта от глаз, но именно эта невидимая, но ощущаемая часть и позволяет ему существовать...
Парадокс в том, что, рассмотрев «под лупой», на конкретных примерах предмет нашего разговора — «образность», определив, казалось, ее конкретные составляющие, мы все же бессильны дать точный «рецепт» создания образа. Скорее всего, это связано с общей неразрешимостью поставленной задачи...