Было такое популярное в некоторых кругах выражение "общая риторика СМИ". За всех судить не берусь, ибо исследований не проводил, но то, что меняется эта риторика, и меняется целенаправленно и в определенную сторону - это точно. При чем, мы не берем официальные издания или издания с определенной и явной ориентацией на что-либо типа газеты "Завтра". Нет, меняется риторика т.н. бульварных газет.
Вот например, наткнулся на выходных на такой интересный пассаж в газете "Московский комсомолец", издании, явно не "лево-патриотическом", а проще говоря - почти желтом...: в разговоре с "первым советским миллионером Г. Стерлиговым" журналистка, среди прочего трепа так невзначай вставляет
"Герман Стерлигов признает, что его предпринимательство являлось разграблением Союза. И одним из способов уйти от налогов была “независимость от государства”, о чем однажды открыто объявили в рекламе фирмы".
http://www.mk.ru/newshop/bask.asp?artid=121954 .
Весьма показательно. Еще лет 5-10 назад такие пассажи были моветоном и рассматривались как удел "краснокоричневых Шариковых". Сейчас, видать, времена меняются. И, ведь, вроде пока за язык никто не тянет. Можно, конечно, говорить, что это не везде и не всегда, что это личная позиция автора, что статья-то не об этом и читатель не заметит, но, но, но.
Это уже наверно и есть - становление определенной идеологии, по крайней мере, ее начала. При чем, идеологии не только официальной, но и проявляющей вот в таких вот "бытовых" областях.
Обсуждать правдивость или ложность этого, так заинтересовавшего меня утверждения не буду, просто заинтересовала ситуация.
То ли еще будет. Ждем очередного глобального "переосмысления" прошлого.
И учебников по истории для средней школы. Дополненных и переработанных.