1900-1909 гг. Калье Бельесгуард, 16
В 1900 г. Гауди начал работу над постройкой, которая стала символом Каталонии, воспоминанием о великой истории. Именно на этом историческом месте в 1408 году последний король Барселоны Марти I распорядился построить загородную резиденцию. После смерти этого короля золотой век Каталонии закончился, и власть перешла к Кастильи.
Замок же пришел в упадок и переходил из рук в руки, пока Жуаме Фигейрос не купил его в 1900 г. Гауди была предоставлена свобода действий, которая имела катастрофические последствия для семьи заказчика. Жуаме умер еще до окончания строительства, его вдова так и не успела пожить в доме, т.к. дом пришлось продать из-за значительных затрат на строительство.
Бельесгуард стал одним из пунктов в списке неоконченных Гауди творенией. Лишь в 1917 году Доменек Суграньес завершил строительство особняка.
В 1944 г. дом купила семья Луиса Гилейра и Каса Фигерас использовалась как медицинское учреждение для исследования и лечения рака. С 1974 г. здание начало служить жилым домом.
С лета 2013 г. владельцы дома по предварительной заявке допускают туристические группы на территорию особняка. Гости смогут ознакомиться с внутренним устройством здания, а, поднявшись на крышу, а затем по спиральной лестнице на самую высокую точку чердака, могут полюбоваться с огражденной высокими железными зубцами террасы, чудесным видом на Барселону и горы.
В архитектуре здания полностью отсутствуют мавританские мотивы, не использованы элегантные мотивы стиля модерн и практически отсутствует цвет, который Гауди широко использовал в Парке Гуэль, над которым он работал в это же время.
Здание поднимается среди пейзажа как скала, как воспоминание о прошлом. Если бы не двойные пересекающиеся кресты - один из "фирменных" знаков Гауди, можно было бы подумать, что смотришь на руины старой крепости.
Скульптурный крест над шпилем, венчающим угол здания, как всегда у Гауди, ориентирован по странам света. Поскольку крест очень велик, это придает завершению шпиля эффект вращающегося флюгера.
Вертикальная устремленность здания очевидна — небольшое в плане здание сознательно завышено, чтобы подготовить рывок шпиля в небо: полуподвал высотой в чистоте 3 м, первый этаж 5-метровой высоты; бельэтаж почти 6 м высотой; первый чердак — 4,5 м; второй чердак (мансарда)— 5 м до замка свода. В целом, от уровня земли до креста на шпиле, Бельесгуард поднимается на 33 м, что позволило архитектору создать композицию, чрезвычайно разработанную по вертикали.
Для строительства Гауди использовал кирпич, шифер и сланец.
Толстые колонны нижнего этажа поддерживают сводчатое перекрытие из кирпича.
Здесь мы видим заостренные готические арки, которые Гауди уже не использовал в своих работах. На одном из углов располагается узкая башня.
Строгий дизайн фасадов также напоминает о средневековье.
Небольшие мозаики с ярко-синими рыбками возле главного входа напоминают о том, что Каталония была великой морской державой.
Наиболее интересная деталь отделки здания — использование каменной мозаики на цементном растворе, изготовляемой в гипсовых формах, что дало возможность облицевать мелкими камнями косяки и перемычки дверных и оконных проемов, крученые колонки аттика и даже водосточные трубы.
Дизайн железных ворот гармонирует с решетками окон, хотя первоначально были спроектированы деревянные ворота.
История этого места сохранена за пределами здания. Гауди оставил в неприкосновенности руины старого здания.
Залы верхних этажей отличаются воздушностью. Гауди достиг этого не только обилием больших окон, а также при помощи белой штукатурки на стенах. Здесь впервые появляются волнистые линии, которые впоследствии будут использованы в Каса Мила.
Парапеты крыши напоминают об архитектуре средневековых замков.
Наиболее интересная деталь Бельесгуарда — сложная система переходов на кровле здания. Вокруг всей кровли по спирали поднимается лестница, соединяющая уровень плоской кровли с самой высокой точкой второго чердака — терраской, окруженной узкими высокими зубцами, между которыми открываются великолепные панорамы на горную гряду и Барселону. У лестницы есть еще два ответвления к миниатюрным террасам над дальними углами дома.
[654x700]
[ Гауди намного опередил идею Ле Корбюзье — «архитектурные променады» на эксплуатируемых кровлях, но придал ей значительно больший размах, организовав трехмерный искусственный ландшафт, окруженный естественным ландшафтом и никак не отгороженный от него]
По материалам книг Р. Цербста "Гауди. Жизнь, посвященная архитектуре" и Н. Бассегода "Антонио Гауди"
Вход в дом и сад стоит 9€ с аудиогидом на русском языке. Летними вечерами здесь проводятся концерты живой музыки.
Официальный сайт - http://www.bellesguardgaudi.com