
Постройка и участие в русско-японской войне
1904-1905 гг.
Корабль построен на стапелях Нового Адмиралтейства в Санкт-Петербурге в 1897-1903 годах по программе усиления морских сил России на Дальнем Востоке. 25 сентября (8 ноября) 1903 года "Аврора" в составе отряда крейсеров контр-адмирала А. А. Вирениуса была отправлена на Дальний Восток. Совершила плавание по маршруту: Кронштадт - Портланд (Англия) - Алжир - Специя (Италия) - Бизерта (Тунис) - Пирей (Греция) - порт Суэц - Джибути. Однако в связи с началом войны с Японией весь отряд был отозван на Балтику. Боевое крещение крейсер 1 ранга "Аврора" начал в русско-японскую войну в 1904-1905 годов, когда в составе 2-й Тихоокеанской эскадры 2 (15) октября 1904 г. вышел из Либавы на Дальний Восток. Под командованием капитана 1 ранга Е. Р. Егорьева участвовал в Цусимском сражении 14-15 (27-28) мая 1905 г. Следуя в составе крейсерского отряда контр-адмирала О. А. Энквиста за головным крейсером "Олег", в начале дневного боя 14 (27) мая "Аврора" прикрывала с востока колонну русских транспортов. В 14:30 корабли крейсерского (2 крейсера I ранга, 2 старых крейсера I ранга, контр-адмирал О. А. Энквист) и разведывательного (1 крейсер I ранга, 1 крейсер II ранга, 1 вспомогательный крейсер, капитан 1 ранга С. П. Шеин) отрядов вступили в бой с 3-м (4 крейсера, вице-адмирала Дева) и 4-м (4 крейсера, контр-адмирал Уриу) японскими боевыми отрядами, а в 15:20 дополнительно с 6-м боевым отрядом (4 крейсера, контр-адмирал Того-младший). Около 16:00 "Аврора" попала под огонь броненосных крейсеров 1-го японского боевого отряда, получила повреждения. В то же время русские крейсера дополнительно вступили в бой с 5-м японским боевым отрядом (1 старый броненосец береговой обороны, 3 крейсера, вице-адмирал Катаока). Около 16:30 "Аврора" вместе с другими крейсерами ушла под защиту колонны русских броненосцев и прекратила бой.
Всего за время боя было израсходовано 303 152-мм боекомплекта и 1282 75-мм патронов. Крейсер получил 18 попаданий снарядами калибром от 8-ми до 3-х дм. Осколки одного из 75-мм снарядов попали в боевую рубку и ранили большинство из находившихся там офицеров. Командир корабля был смертельно ранен, командование кораблем принял старший офицер капитан 2 ранга А. К. Небольсин, сам получивший серьёзное ранение. Всего в бою убито 15 человек (все похоронены в море: командир в точке 15°00'N, 119°15'O; остальные члены экипажа в точке 32°00'N, 126°00'O) и 83 ранено. Корабль получил умеренные повреждения корпуса и надстроек, частично вышли из строя система управления артиллерийским огнём, разбиты одно 152-мм и пять 75-мм орудий. В ночь на 15 (28) мая контр-адмирал Энквист, предвидя полное поражение русской эскадры, принял решение уводить оставшиеся у него три крейсера на юг. Следуя за флагманом, "Аврора" форсировала ход, в темноте оторвалась от преследования японских кораблей и после морского перехода 21 мая (3 июня) прибыла в Манилу (Филиппины, США), где 25 мая (7 июня) 1905 г. была интернирована. После окончания войны в феврале 1906 г. крейсер вернулся в Либаву.
Дальние учебные плавания. 1907-1913 гг.
После войны крейсер стал учебным кораблем, на котором проходили практику кадеты и гардемарины Морского корпуса. Летом 1907-1908, 1910 и 1913 годов "Аврора" находилась в плавании с гардемаринами Морского корпуса на Балтийском море, посетила Висбю и Стокгольм (Швеция), Копенгаген (Дания), приняла участие в праздновании Kieler Woche ("Кильской недели"), когда 18 июня (1 июля) крейсер посетил император Германии. С осени 1909 г. по весну 1910 г. "Аврора" совершила дальнее плавание с гардемаринским отрядом в Средиземном море и Атлантическом океане. Посетила порты Виго (Испания), Алжир, Бизерту (Тунис), Тулон и Вильфранш-сюр-Мер (Франция), Смирну (Турция), Неаполь и Мессину (Италия), Суду (Крит), Пирей и Порос (Греция), Гибралтар (Великобритания), Виго (Испания), Шербур (Франция), Киль (Германия). С осени 1910 по весну 1911 года корабль находился во втором дальнем учебном плавании по маршруту Либава - Христианзунд (Дания) - Виго (Испания) - Бизерта (Тунис) - Пирей и Порос (Греция) - Мессина (Италия) - Малага и Виго (Испания) - Шербур (Франиция) - Либава. С осени 1911 по лето 1912 года "Аврора" ходила в третье дальнее учебное плавание для участия в торжествах по случаю коронации короля Тайланда (16 ноября - 2 декабря 1911 года), посетила порты Атлантического океана, Средиземного моря, Индийского и Тихого океанов. Весной и летом 1912 года крейсер входил в состав международной эскадры "держав-покровительниц" Крита, стоял в качестве русского стационера в бухте Суда (Крит).
Боевая служба в Первую мировую войну. 1914-1916 гг.
С началом первой мировой войны в 1914 году крейсер "Аврора" под командованием капитана 1 ранга Г. И. Бутакова вошел в состав 2-й бригады крейсеров Балтийского флота (порт приписки - Свеаборг), проводил артиллерийские стрельбы и нёс дозорную службу. Крейсер находился в составе охраны района проведения водолазных работ на потерпевшем аварию германском крейсере "Магдебург" (август - сентябрь 1914 года), обследовал шхерный фарватер из Финского в Ботнический залив (ноябрь - декабрь 1914 года). За зиму 1914/15 годов крейсер был перевооружен 14-ю 152-мм орудиями, четырьмя 75-мм орудиями, минными рельсами для 150 гальваноударных мин образца 1908 года и противоминным фор-тралом. Кампанию 1915 года крейсер находился в дозорной службе к западу от центральной минно-артиллерийской позиции на Балтике, в охранении тральных работ, совершал походы по изучению скрытых шхерных фарватеров в Финляндии. Во время зимнего ремонта крейсер был дополнительно вооружен двумя 75-мм и одной 40-мм "аэропушками", а летом того же года еще двумя 75-мм "аэропушками" (тогда как все 75-мм орудия противоминного калибра были сняты). В кампанию 1916 года крейсер временно использовался для практики гардемаринов Морского корпуса, а затем участвовал в операциях по обороне Рижского залива, поддерживал артиллерией сухопутные части, отражал атаки самолётов противника на русское соединение.
Осенью 1916 года "Аврора" стала на капитальный ремонт на Франко-Русском заводе в Петрограде. За зиму 1916-1917 годов были капитально отремонтированы паровые машины, установлены новые паровые котлы системы Бельвиля-Долголенко. Артиллерия главного калибра модернизирована с увеличением дальности стрельбы с 53 до 67 каб. Вместо временно приспособленных 75-мм пушек установлены 6 специальных 76,2-мм "аэропушек" (зенитных орудий) системы Ф. Ф. Лендера. Кроме того, были смонтированы новая мощная радиостанция, аппаратура звукоподводной связи. Состав команды был увеличен до 723 человек.
Крейсер в революционном Петрограде. 1917 г.
Стоящий в Петрограде крейсер оказался в центре событий русской Революции 1917 г. Находясь в тесном контакте с рабочими завода, матросы крейсера "Аврора" были вовлечены в революционную агитацию. Этому способствовала общая обстановка в России, которую война поставила на грань катастрофы. Измотанная, обескровленная и плохо вооружённая армия несла огромные потери и терпела поражение за поражением. Экономика страны пришла в упадок: наступил голод, не хватало хлеба, мяса, керосина, предметов первой необходимости. Стала очевидной неспособность царского правительства справиться с кризисной ситуацией. Взаимоотношения офицеров и команды на крейсере накалились до предела. 27 февраля (12 марта) экипаж потребовал от командира выпустить из-под ареста троих заключённых агитаторов. При разгоне последовавшего за этим митинга командир крейсера капитан 1 ранга М. И. Никольский и старший офицер П. П. Огранович открыли огонь по команде из пистолетов; были раненые. Когда 28 февраля (13 марта) 1917 года на крейсере стало известно о совершившейся революции, матросы вместе с рабочими подняли на корабле красный флаг. Командир корабля был убит, старший офицер ранен, большая часть команды сошла на берег и присоединилась к восстанию. Для осуществления демократических прав матросов на "Авроре" был избран судовой комитет. По результатам тайного голосования 3 (26 марта) 1917 года по вопросу о форме правления в России единогласно было принято решение, что такой формой является демократическая республика. На протяжении весны-лета-осени 1917 года политическая обстановка на корабле характеризовалась постепенной потерей доверия к Временному правительству России как со стороны матросов, так и со стороны офицеров. Росло влияние партии большевиков на корабле. После кровавых событий 27-28 февраля (13-14 марта) отношения между судовым комитетом и офицерами стали сравнительно нормальными: офицеры не шли против команды в том, что касалось политических убеждений, а судовой комитет не чинил офицерам препятствий в части порядка службы, дисциплины и работы на корабле. Когда в октябре 1917 года вновь обострилась политическая обстановка в стране и конфликт между Временным правительством и Советами рабочих, крестьянских и солдатских депутатов зашёл в тупик, большая часть команды была на стороне РСДРП(б). По решению Центрального комитета Балтийского флота уже практически отремонтированная "Аврора" была оставлена в Петрограде и подчинена Петроградскому совету. Матросы крейсера приняли участие в Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде 25 октября (7 ноября) 1917 года: крейсер восстановил движение по Николаевскому мосту и дал холостой выстрел из бакового орудия с целью оказания психологического воздействия на защитников Зимнего дворца, где располагалось Временное правительство. 28 ноября (11 декабря) 1917 года "Аврора" после ремонта вернулась в состав во 2-й бригаду крейсеров Балтийского флота, но после декрета о роспуске старого флота и организации нового РККФ на добровольных началах, большая часть команды демобилизовалась. На корабле осталось лишь 40 человек, необходимых для текущих работ и охраны. В 1918 году в России началась гражданская война. Летом 1918 года крейсер, которые уже невозможно было поддерживать в состоянии боеготовности, был переведен в Кронштадт и выведен в резерв, как и большинство крупных кораблей флота. 152-мм орудия "Авроры" были сняты и отправлены в Астрахань для вооружения плавучих батарей. Большинство моряков крейсера ушла частью на фронты гражданской войны, частью просто по домам. В 1922 году корабль был передан Кронштадтскому порту на долговременное хранение (законсервирован).
Второе рождение: новые учебные плавания 1924-1934 гг.
и Вторая мировая война 1939-1945 гг.
Когда в 1922 г. началось активное восстановление Морских сил России, было принято решение восстановить "Аврору", как учебный корабль, не в последнюю очередь из-за того, что она четыре года назад уже прошла капитальный ремонт. После восстановительного ремонта и укомплектования командой в 1922-1924 годах, крейсер "Аврора" в качестве учебного корабля вошел в состав Морских сил Балтийского моря. На корабле теперь стояло 10х1 - новых 130-мм орудий и 2х1 - 76,2-мм зенитных орудий. В 1924 - 1930 годах корабль совершил множество учебных плаваний с курсантами высших военно-морских училищ, посетил порты Берген и Тронхейм (Норвегия, 1924,1925 и 1930), Мурманск и Архангельск (СССР, 1924 и 1925), Гётеборг (Швеция, 1925), Киль (Германия, 1926), Копенгаген (1928), Свинемюнде (Германия, 1929), Осло (1930). Заслуга "Авроры" в подготовке грамотных специалистов для флота молодого Советского государства была огромна. В 10-летнюю годовщину Революции учебный крейсер был награждён орденом Красного Знамени. В 1933 году было произведено обследование корабля и сделан вывод о необходимости второго капитального ремонта. С 1933 на судостроительном заводе им. А. Марти в Ленинграде велись ремонтные работы, но в связи с высокой загруженностью этого завода строительством новых кораблей в 1935 году ремонт был приостановлен и корабль стал служить в качестве несамоходной учебной базы для курсантов первых курсов военно-морских училищ. На зимний период крейсер служил плавучей базой для подводных лодок. Планировалось списание корабля. В годы второй мировой войны личный состав и орудия "Авроры" участвовали в героической обороне Ленинграда. Всю войну крейсер провёл в Ораниенбауме под Ленинградом. Корабль был включен в систему противовоздушной обороны Кронштадта. С первых же дней блокады города он огнём своей зенитной артиллерии отражал атаки немецкой авиации. Зимой "Аврора" продолжала служить плавучей базой соединения подводных лодок. Моряки крейсера и учащиеся-курсанты уходили на действующие корабли Балтийского флота, на корабли вновь создаваемых речных флотилий, на сухопутный Ленинградский фронт. Из 9 130-мм орудий "Авроры" была сформирована артиллерийская батарея "А", огневые позиции которой располагались в районе Дудергофа к юго-западу от Ленинграда. Моряки крейсера, служившие на этой батарее, приняли неравный бой с немцами и пали смертью храбрых, до конца исполнив свой воинский долг 6 - 13 сентября 1941 года. Сам крейсер после полученных им 30 сентября 1941 года повреждений от попадания артиллерийских снарядов был посажен на грунт на ровном киле в Ораниенбаумской гавани. Оставшиеся орудия с него были выгружены, но до самого конца войны "Аврора" не спускала Военно-Морской Флаг СССР. Неподвижный, полузатопленный крейсер продолжал жить и бороться.