Почему апостол Пётр считал, что необходимо прощать всего семь раз?
В Евангелии от Луки, во время разговора Христа со своими учениками, апостол Пётр задаёт Ему неожиданный вопрос: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз? На это Христос ему отвечает: Не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз (Мф 18:21-22). Откуда же в вопросе Петра такое конкретное число — «до семи раз»?
Разгадка кроется в особенности представлений, бытовавших в то время в иудейской среде.
В Древней Иудее книжники — богословы и знатоки Священного Писания — учили, что необходимо прощать три раза. Если человек провинился на четвертый раз, прощать его не следовало. Мотивировали это установление строками из Библии: в Книге пророка Амоса говорится, что Господь не пощадит различные народы за три и за четыре преступления против закона (Ам 1:3, 6, 9, 11, 13; 2:1, 4, 6), и Пётр, помня об этом правиле, очевидно, решил продемонстрировать свое великодушие и предложил прощать ближнего не три раза, а целых семь.
Однако Иисус Христос, услышав предложение Петра, ответил не просто отрицательно, но и указал на принципиально иной подход к прощению: «Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18:22). Эта фраза не означала конкретное число – 490, а указывала на безграничность прощения. Христос учил, что прощение должно быть непрерывным и не зависеть от количества прегрешений.
Этот радикальный призыв к прощению был основан на понимании природы Божественной любви и милосердия. Бог прощает людей безгранично, несмотря на их постоянные ошибки и грехи. Иисус Христос призывал своих последователей подражать этому Божественному примеру, прощая других так, как Бог прощает их.
Смысл безграничного прощения заключался не в попустительстве злу или оправдании грехов. Наоборот, прощение должно было стать мощным инструментом для изменения человеческих отношений и исцеления ран, нанесенных обидами и предательством. Прощение освобождало не только прощаемого, но и прощающего, позволяя ему избавиться от обиды, злости и ненависти, которые отравляли его душу.
Таким образом, учение Иисуса Христа о прощении являлось революционным и кардинально отличалось от традиционных представлений о справедливости и возмездии. Христос учил, что прощение – это не слабость, а сила, способная преобразить мир и спасти человеческие души. Он призывал к безграничному прощению, как к главному условию для достижения Царства Небесного и обретения истинной любви и гармонии в отношениях с Богом и ближними.
Число семь в Иудее, как и во многих древних культурах, являлось священным. Седьмой день по сотворении мира Бог утвердил днем отдыха. Соломон пишет о семи столпах, которые поддерживают храм премудрости, пророк Исаия — о семи духовных дарах и семи очах Господних. В Древней Иудее каждый седьмой год считался годом прощения, а раба на седьмой год отпускали на свободу.
Учитывая такую символическую нагрузку числа семь, апостол Пётр предположил, что именно это священное число является абсолютным пределом того, сколько раз можно прощать ближнего. Однако Христос ответил ему, что прощать нужно, не считая причиненные обиды. Слова Спасителя до седмижды семидесяти раз буквально означают 490 раз, а на деле — бесконечное число. Именно на таком абсолютном прощении зиждется христианская этика.