Кровь и плоть Христовы. Причащение: главное христианское таинство и его смысл
Евхаристия, или Причащение, – главное церковное таинство в православии и католицизме, совершается при каждой литургии – основном христианском богослужении. Во время этого таинства хлеб и вино превращаются (в фигуральном смысле) в тело и кровь Христову. Но откуда взялся этот обряд, в чем его смысл и почему он имеет такое значение для верующих?
Теофагия
Своими корнями Евхаристия уходит далеко в дохристианские времена. Уже первобытные люди практиковали так называемую теофагию, или богоедство. Они верили, что употребляя мясо жертвенного животного получают его силу, ловкость и другие полезные качества.
Практически в каждой древней религии существовало ритуальное причащение мясом животных. Собственно, само слово «причащение» можно истолковать как «приобщение», «становление частью чего-либо».
Например, древние греки поедали мясо быка или козла, в котором, как они считали, воплощался бог Дионис. Еще дальше пошли в этом плане ацтеки. Они избирали красивого юношу, в котором, якобы, воплощался бог Тескатлипок, и совершали ритуальное жертвоприношение. А как поступали с останками, вы уже догадываетесь сами.
Были и менее радикальные варианты. К примеру, «тело» бога вылепляли из теста и поедали. У тех же ацтеков был и такой обычай: в честь своего бога Уицилопочтли они делали статую из свеклы, маиса и меда. И во время празднеств съедобную статую освящали и затем разделяли между присутствующими. Вкушение этого блюда считалось приобщением к божеству, получением его благословения.
Тайная Вечеря – первая Евхаристия
Христианское Причащение не слишком отличается по своему символизму от описанных примеров. А вот история его появления и толкование совсем другие. В основу Евхаристии легла иудейская пасхальная традиция – особая священная трапеза, во время которой употребляли пасхального жертвенного агнца, опресноки (пресный хлеб) и горькие травы. Прием пищи обязательно сопровождался чтением молитв и пением псалмов. Так что это была не просто трапеза, а целый сакральный ритуал.
А откуда он взялся? Здесь вспомним про события Исхода. Когда фараон отказался отпустить израильский народ из Египта, Моисей велел всем иудеям окропить свои двери кровью жертвенного агнца. И тогда божий ангел, несущий смерть всем первенцам, прошел мимо их домов. Традиция приносить в жертву агнца сохранялась до разрушения Храма.
Отметим также, что сами по себе животные жертвоприношения существовали у иудеев и много ранее и были обычной практикой.
Но теперь обратимся к Новому Завету. Предпосылкой для появления Евхаристии стал эпизод, когда Иисус умножил пять хлебов и накормил ими огромное количество людей. В дальнейшем, в синагоге Капернаума, он произнес следующие слова:
«Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира…»
Как известно, Иисус Христос был распят как раз в ту неделю, когда евреи праздновали Пасху. И вечером Великого четверга он со своими учениками собрался на Тайную Вечерю – последний ужин Христа и по сути первую Евхаристию в христианском толковании.
О дальнейших событиях пишут евангелисты Матфей, Марк и Лука. В Евангелие от Марка первое Причащение описано так:
«И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из неё все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая»
Таким образом, Христос дает собственное толкование традиционным иудейским блюдам пасхального ужина. К тому же он намекает на свою скорую жертву, проводя параллель с пасхальным жертвоприношением иудеев в виде невинного агнца. Ведь сразу после ужина он с учениками отправился в Гефсиманский сад, где был взят под стражу, а на следующий день – осужден и распят.
После его воскрешения Евхаристия начала распространяться в христианской среде. Она имеет особое значение для верующих: вкушая Святые Дары, они как бы приобщаются божественности Иисуса и обеспечивают себе спасение и вечную жизнь.
Развитие таинства
В первые века существования христианства Евхаристия не отделялась от обычной общинной трапезы. Символические плоть и кровь Христа вкушали прямо во время обычного ужина. Но к III веку стало обязательным вкушение Святых Даров натощак и только по воскресеньям.
Спустя еще столетие литургия получила значительные усложнения. В ней стало участвовать больше людей, сама частота ее проведения стала выше. Дома Святые Дара уже не вкушали, это делалось только в храмах.
Подготовка к Евхаристии. Автор: Leonrid
В X веке на Востоке совершать Причащение стали ежедневно (за исключением Великого поста). А на Западе священник каждый день служил мессу и, соответственно, проводил обряд преложения (превращения хлеба и вина в тело и кровь Христовы), в том числе во время Великого поста.
К тому времени между восточной и западной церквями уже наметилось много противоречий, касающихся богослужений и вопросов веры в целом. Например, Восток и Запад спорили о том, использовать ли для Евхаристии пресный или квасной хлеб. Это событие получило название «спор об опресноках» и стало поводом к церковному расколу в 1054 году.
В современной практике
Таинство Евхаристии совершается во время божественной литургии (от греч. «Божья служба») – главного богослужения в христианских церквях, проводимого в условиях особой торжественности.
Все верующие могут пройти обряд Причастия – то есть вкусить хлеб и выпить глоток вина, символизирующие тело и кровь Христовы. Но прежде полагается соблюсти пост и исповедаться.
Есть незначительные различия Евхаристии в православии и католицизме. Так, в православной церкви прихожанам подают просфору – квасной хлеб, тогда как в католической – гостию, то есть пресный хлеб (впрочем, у католиков восточных обрядов вкушают квасной хлеб). А еще в православной традиции вино после преложения непременно разбавляют горячей водой.