Nikon Z6 III: насколько хороша новая универсальная беззеркалка
В 2024 году Nikon выпустил свежую, третью версию продвинутой беззеркалки — Nikon Z6 III. Напомним, что предыдущие камеры этого класса, Nikon Z6 II и Nikon Z7 II вышли четыре года назад, и этого обновления поклонники марки ждали давно. Давайте посмотрим, на что способна новая камера, получилось ли у инженеров Nikon заметно улучшить камеру, как она выглядит по сравнению с аналогами от конкурентов и стоит ли владельцам Nikon Z6 II бежать обновлять аппаратуру.
Nikon Z6 III. Красивое / Фото: amateurphotographer.com
Nikon Z6 III относится к профессиональным, но не самым топовым беззеркалкам. Камеры подобного класса есть у всех производителей: у Sony это Sony A7M4, Sony A7С и до сих пор популярная Sony A7M3, у Canon — Canon EOS R6 и Canon EOS R6 Mark II, у Nikon — Nikon Z6 II, Nikon Z7 II и свежая Nikon Z6 III.
Все эти камеры чем-то уступают топовым беззеркалкам: обычно у них ниже скорость съёмки, чуть хуже автофокус, а иногда меньшее разрешение матрицы. Тем не менее, их возможностей хватит практически для любой задачи — и для свадьбы, и для репортажа, и для студийной съёмки.
Дизайн и внешний вид
Скорость съёмки и автофокус
Качество изображения
Видеосъёмка на Nikon Z6 III
Итоги
Дизайн и внешний вид
Внешне Nikon Z6 III не сильно отличается от камеры прошлого поколения, Nikon Z6 II. Корпус был немного доработан, чтобы сделать хват более удобным, но внешне это практически незаметно. Высота корпуса при этом не изменилась, и у обладателей больших рук мизинец вряд ли поместится на рукоятке.
|
Механический затвор в фокальной плоскости с вертикальным ходом и электронным управлением; электронная передняя шторка; электронный затвор |
|
Скорость * |
¹⁄₈₀₀₀ – 30 с (выбор размера шага ¹⁄₃, ¹⁄₂ и 1 EV, с возможностью продления до 900 с в режиме M ), длительная выдержка, время
При использовании электронного затвора выдержку можно установить до ¹⁄₁₆₀₀₀ с.
|
|
Скорость синхронизации вспышки * |
Вспышка синхронизируется с затвором при выдержке ¹⁄₂₀₀ с или медленнее; более высокие скорости синхронизации поддерживаются автоматической высокоскоростной синхронизацией FP
При использовании электронного затвора вспышка синхронизируется с затвором на выдержке ¹⁄₆₀ с или медленнее; и автоматическую высокоскоростную синхронизацию FP использовать нельзя.
|
|
Выпускать |
|
Режим выпуска |
Одиночный кадр, непрерывная низкоскоростная, непрерывная высокоскоростная, непрерывная высокоскоростная (расширенная), высокоскоростная съемка кадров + с предварительной съемкой, автоспуском |
|
Приблизительная скорость продвижения кадров * |
-
Непрерывная низкая скорость : прибл. 1–7 кадров в секунду
-
Непрерывная высокая скорость : прибл. 8,1 кадра в секунду (при использовании электронного затвора и других настройках качества изображения, кроме NEF ( RAW ) и NEF ( RAW ) +: прибл. 16 кадров в секунду)
-
Непрерывная высокая скорость (расширенная) : прибл. 14 кадров в секунду (с электронным затвором: прибл. 20 кадров в секунду)
-
Высокоскоростная съемка кадров + (C30) : прибл. 30 кадров в секунду
-
Высокоскоростная съемка кадров + (C60) : прибл. 60 кадров в секунду
-
Высокоскоростная съемка кадров + (C120) : прибл. 120 кадров в секунду
Максимальная скорость продвижения кадров, измеренная в ходе собственных тестов.
|
|
Таймер |
2 с, 5 с, 10 с, 20 с; 1–9 экспозиций с интервалом 0,5, 1, 2 или 3 с. |
|
Контакт |
|
Система учета |
TTL-замер с помощью датчика изображения камеры |
|
Режим измерения |
-
Матричный замер
-
Центровзвешенный замер : вес 75 % отдается кругу диаметром 12 или 8 мм в центре кадра, либо взвешивание может быть основано на среднем значении всего кадра.
-
Точечный замер : замер по кругу диаметром примерно 4 мм с центром в выбранной точке фокусировки.
-
Взвешенный по ярким моментам замер
|
|
Диапазон * |
−4 – +17 EV
Цифры приведены для эквивалента ISO 100 и объектива f/2,0 при температуре 20 °C/68 °F.
|
|
Режим |
b : автоматический режим, P : программный автоматический режим с гибкой программой, S : автоматический режим с приоритетом выдержки, A : автоматический режим с приоритетом диафрагмы, M : ручной режим |
|
Компенсация экспозиции |
−5 – +5 EV (выберите размер шага ¹⁄₃ или ¹⁄₂ EV) |
|
Блокировка экспозиции |
Яркость зафиксирована на обнаруженном значении |
|
Чувствительность ISO (рекомендуемый индекс экспозиции) |
ISO 100–64 000 (выбор размера шага ¹⁄₃ или 1 EV); также можно установить прибл. 0,3, 0,7 или 1 EV (эквивалент ISO 50) ниже ISO 100 или прибл. на 0,3, 0,7, 1 или 1,7 EV (эквивалент ISO 204 800) выше ISO 64 000; доступно автоматическое управление чувствительностью ISO
Примечание. Чувствительность ISO ограничена значениями 400–64 000, когда HLG выбран для тонового режима.
|
Nikon Z6 III (справа) меньше и компактней, чем топовый Nikon Z8 (слева) / Фото: reedhoffmann.com
Из заметных изменений отметим экран (точнее, способ его крепления): теперь он не откидной, а полностью поворотный. Кто-то сочтёт поворотный экран менее надёжным, но такой экран позволяет снимать самого себя и видеть картинку на экране во время съёмки. Это значит, что производители наградили камеру хорошими видеовозможностями. Напомним, что похожие изменения внесла в свои камеры Sony: от откидного экрана в Sony A7M3 они перешли к поворотному в Sony A7M4.
В эпоху популярности видеоблогинга сложно представить камеру без поворотного экрана / Фото: reedhoffmann.com
Сохранился и верхний информационный экран, на котором можно посмотреть основные съёмочные параметры. Не то чтобы он был очень нужен современным беззеркалкам (вся информация есть и на основном экране, и в видоискателе), но камера с таким экранчиком смотрится дороже и «профессиональней». Коллеги по классу похвастаться такими экранчиками не могут: Sony вовсе не ставит их на свои камеры, а Canon использует их только в самых дорогих моделях (например, в Canon EOS R5 и Canon EOS R3).
Вместо старого видоискателя на 3,69 миллиона точек здесь использован новый, на 5,76 миллиона точек, с минимальной задержкой, частотой обновления 120 Гц, с пиковой яркостью до 4000 нит и поддержкой HDR-изображений. На сегодняшний день это один из лучших видоискателей — есть шанс, что им будут довольны даже ярые консерваторы, которые считают электронный видоискатель жалким подобием оптического.
Управляющих дисков всего два, на верхней панели камеры. Пользователям Nikon этого хватает, но при переходе с другой системы стоит это учитывать: у Canon и Sony их три, и можно настраивать все три экспопараметра (выдержку, диафрагму и светочувствительность) напрямую.
Скорость съёмки и автофокус
Скорость серийной съёмки в Nikon Z6 III выросла до 20 к/с с электронным затвором, а с механическим осталось такой же, как у Nikon Z6 II — 14 к/с. А если снимать не RAW, а Jpeg, то можно разогнать камеру до 60 к/с, или даже до 120 к/с с уменьшением разрешения до 11 Мп. Это больше, чем у Sony, которая ограничивает большинство своих камер (кроме топовых Sony A1 и Sony A9) скоростью всего 10 к/с. А вот Canon обогнать не удалось. Canon EOS R6 при съёмке в RAW выдаёт те же 20 к/с, а свежий Canon EOS R6 Mark II снимает в RAW в два раза быстрей, 40 к/с.
Самая короткая выдержка тоже изменилась, теперь Nikon Z6 III может снимать на выдержке 1/16000 с электронным затвором (у Nikon Z6 II выдержка ограничивалась 1/8000). Автофокус стал более быстрым и точным, теперь он поддерживает режим 3D-трекинга и практически не уступает топовым моделям Nikon.
Во всех кадрах серии камера удерживала приближающуюся собаку в фокусе, используя слежение за объектом и фокусировку по глазам / Фото: reedhoffmann.com
Появился режим предварительной съёмки, которого не было в прошлом поколении. Теперь камера может непрерывно снимать в буфер, а при полном нажатии спуска записать на карту фотографии, сделанные за секунду до этого.
Все эти улучшения стали возможны благодаря новым технологиям. Во-первых, в камере используется свежий процессор EXPEED 7, такой же, как в Nikon Z8 и Z9. Во-вторых, в камере установлена новая «частично-многослойная» матрица (partially-stacked CMOS sensor). Это не так круто, как полностью многослойный датчик Nikon Z8 и Z9, который позволяет вообще обойтись без механического затвора, но тоже неплохо. Матрица Nikon Z6 III позволяет снимать с электронным затвором со вспышкой на выдержках до 1/60 секунды, а искажения от электронного затвора при съёмке быстро движущихся объектов почти не заметны, и в большинстве случаев механический затвор не понадобится.
Снимок с электронным затвором (сверху) и с механическим (снизу). Форма мяча немного изменилась, в остальном искажений при использовании электронного затвора не заметно / Фото: reedhoffmann.com
Качество изображения
Разрешение матрицы в Nikon Z6 III — 24 Мп (6048 x 4032 точки), и этого всё ещё достаточно для большинства фотографических задач. У Canon EOS R6 Mark II и Sony A7M3 разрешение такое же, а вот у Sony A7M4 и Sony A7С II уже 33 Мп. Впрочем, при необходимости на Nikon Z6 III можно делать фотографии с разрешением 96 Мп. Как и в других камерах с подобной технологией (впервые она появилась в камерах Olympus), работает это за счёт сдвига матрицы: Nikon Z6 III делает до 32 кадров с разным положением датчика, и потом их можно объединить в один снимок с большим разрешением и динамическим диапазоном. К сожалению, камера не умеет самостоятельно объединять кадры, и делать это придётся дома с помощью фирменного ПО NX Studio.
Уровень шума невысокий, при репортажной съёмке вполне можно использовать ISO 6400 и даже 12 800. Максимальное значение светочувствительности — ISO 64 000, есть расширенные значения вплоть до ISO 204 800, но качество фото при этих значениях очень сильно падает, детали исчезают в шумах.
На ISO 2500 можно получить детализированные фото практически без шума / Фото: reedhoffmann.com
Теперь о грустном. Динамический диапазон свежей беззеркалки уменьшился примерно на ступень по сравнению с Nikon Z6 II. «Благодарить» за это нужно всё ту же новую высокотехнологичную матрицу: да, она обеспечивает лучшее быстродействие и меньшие искажения от электронного затвора, но расплачиваться за это приходится меньшим ДД.
Динамический диапазон даёт больше возможностей для работы с высококонтрастными сценами и больше пространства для манёвра при серьезных ошибках по экспозиции. Подробнее читайте здесь.
Если сравнить ДД свежего Никона с беззеркалками конкурентов, то Canon EOS R6 Mark II проигрывает по ДД при съёмке с электронным затвором, и выигрывает при переключении на механический — большинство современных беззеркалок выдают меньший ДД при использовании электронного затвора. А вот у Nikon Z6 III, благодаря новой матрице, ДД от типа затвора не зависит. Динамический диапазон Sony A7M4 ещё выше, она обгоняет Nikon Z6 III и с электронным, и в особенности с механическим затвором.
Тем не менее, всё не так плохо — матрица Nikon Z6 III прощает небольшие промахи по экспозиции, и позволяет вытянуть 2-3 ступени информации из теней, и полторы-две ступени из светов.
Видеосъёмка на Nikon Z6 III
По видео возможностям Nikon Z6 III превосходит и прошлое поколение никоновских беззеркалок, и своих полнокадровых конкурентов от Sony и Canon. Камера может снимать 4К 60 к/с со всей ширины матрицы и 4К 120 к/с с кропом фактором 1,5х. Есть поддержка 12-битного RAW-видео в форматах ProRes RAW и фирменном никоновском NRaw, причём писать RAW-видео можно как прямо на карту памяти или на внешний рекордер (для подключения к рекордеру в камеру встроен удобный полноразмерный порт HDMI). Максимальное разрешение при этом 6К 60 к/с при записи в NRaw.
Похожими возможностями обладает Panasonic Lumix DC-GH7, который ориентирован в первую очередь на видеосъёмку.
Новый Nikon Z6 III подойдёт и фотографам, и профессиональным видеографам / Фото: petapixel.com
Итоги
У Nikon получилась хорошая универсальная камера, подходящая и для спортивного репортажа, и для анималистики, и для свадебной фото и видеосъёмки. К минусам Nikon Z6 III можно отнести разве что её цену: на момент публикации обзора она стоит примерно на 100 тысяч дороже, чем Nikon Z6 II. При этом по качеству изображения камеры практически равны (напоминаем про меньший ДД свежей модели), а скорострельность и более продвинутый автофокус свежего Nikon Z6 III будут преимуществом только в некоторых динамичных видах съёмок (например, в спортивном репортаже).