[700x433]
Даже как-то и не верится, что теперь это можно сказать и жителям Алматы. Метро строили 23 года, и вот, наконец, неделю назад метрополитен открыл свои двери для всех желающих. Я, понятное дело, в их числе отсутствовала. Подождала, пока накатается часть общества, никаких метров в жизни не видевшая ("А там уэтер, уэтер и поооезд едет!"), а во-вторых, подъемники для людей с ограниченными возможностями запустят в метро в последнюю очередь, видимо, а значит, мамы с детьми в колясках пролетают так же автоматически, как при попытке спуска в любой из подземных переходов - я специально посмотрела на крутизну и конструкцию дорожки якобы для этой самой коляски предназначающейся. Поэтому каталась я без дитятки и быстро, всего две станции проехали туда-сюда. Полная поездка с выходом на каждой станции примерно займет 1 час и 30 минут, так как интервал между поездами минут 14. Посмотреть под катом Итак, конечная станция, та которая Алатау на Гагарина. Какие-то пустые гулкие коридоры, двери в метро, которые, кстати, открываются только в одну сторону, никакого тебе московского тяни-толкай, и на дверях не написано, тянуть их или толкать. То есть, опытным путем, пожалуйста. Далее - воротца и кассы. Никакого ажиотажа на кассах, слава труду, уже нет, или нам повезло. Люди бестолково тычут жетонами в лампочки на пропускных воротах, ругаются с кассирами, ну, в общем, как положено людям, которым не выдали инструкции к метро. Да, у нас жетоны. Карточки, автоматы по их выдаче, и так далее - все потом.
[700x467]
Берем жетоны, проходим контроль, спускаемся по лестнице (здоровее будете! Никаких эскалаторов! ну и вообще, станция неглубокого залегания - 10 метров) и... опа! Что такое? Мы на другой стороне перрона.
[700x467]
Отсюда люди выходят, а все остальные стоят там. Правда же, очевидно, что схема движения должна быть крест-накрест - дверь-зигзаг-касса-зигзаг-контроль. А выход наоборот - лестница-зигзаг-воротца-зигзаг-дверь. Охуенно. И все это без какой-либо видимой навигации. То есть нет, навигация есть. Ща покажу.
Вот это в двух местах на стенах:
[700x467]
И вот это в одном месте на входе на станцию:
[700x467]
Зато везде камеры. Поднимаемся обратно, спускаемся с другой стороны. Фуф, мы на правильной платформе.
[700x467]
Кстати, какбэ предупреждающих знаков, ограничительных линий и так далее - на полу нет. Никаких тебе желтых полос, никаких тебе "Стоять здесь!" - сравните с
Сингапуром. Это я к тому, что, в частности, на станции Алатау - очень удобно изображать Анну Каренину. И контактные рельсы так удачненько расположены прям. В качестве контроля ходят суровые свистуны и просят отойти от края (на другой станции, справедливости ради скажу, есть белая линия, за которую нельзя заходить, кажется, на той, которая Байконур). В качестве предупреждающего знака для слабовидящих - четвертая от края полоска из гранита, которая слегка выступает над полом.
[700x467]
Внутривагонная навигация тоже поражает. Зато двери как в хреческом зале.
[700x467]
Есть бегущая строка и громкоговоритель.
[700x467]
Состав - не отдельные вагоны как в Москве или Питере, а сплошное пространство, как в Сингапуре, но, конструкция, видимо, другая, ибо против стояния в местах сочленения вагонов в Сингапуре никто не возражал, а здесь имеются предупредительные таблички - не стоять. Сиденья в вагонах действительно мелкие, зато есть откидные у дверей.
[467x700]
Не прислоняться!
[467x700]
Станция Байконур, на которой мы вышли, показалась мне ужасом, оббитым алюкобондом. Оказалось - листовое железо!
[700x467]
Выход в город один, с другого конца станции - панно из мониторов. На котором, понятное дело, арендаторы космодрома на ближайшие 25 лет ))) но далеко ли до рекламы, как говорится.
[700x467]
Поезда несут с собой известковую пыль, и в воздухе стоит легкий туман, несомый из тоннелей. Вот, кстати, обещанная белая линия на полу.
[467x700]
Разъяснительные щиты готовили, видимо, тоже в спешке. Госпожа главред, пожалуйте, это по вашей части, у вас глаз наметан ))) я вижу как минимум 4 грубейших ошибки.
[700x467]
А! УЭТЕР, УЭТЕР!
[700x467]
И поооезд едит!
[700x467]
Вот на этом поезде мы и поехали обратно до конечной, где оставили машину. В Москве круто выйти из метро, сесть в Лексус и уехать, а у нас круто приехать на Лексусе к станции и сесть на метро. Мы получились абсолютным антиподом столицы России.
Ну, в контексте общемировой сокровищницы подземного движения наш метрополитен - весьма слабый новорожденный котенок, только-только открывший глазки - туалетов, скамеек, навигации, автоматов по продаже билетов и рекламы еще нет, и неизвестно, будет ли. Последнее, впрочем, хорошо, им же только дай волю - сначала на стенах понаклеють, потом в вагонах, а там, глядишь, и бабки с семечками проберутся. Понятное дело, что торопились, заканчивали к первому числу все как есть, так что в одном из переходов еще орудуют рабочие, процесс продажи жетонов не отлажен, из стен торчат непонятные провода, стоят не подключенные банкоматы, и внутри гулко и пусто, так что чисто по-человечески я их понимаю, однако громких обещаний "наши станции будут красивее московских!" архитекторы не сдержали, улицы разгрузили весьма условно, с инфографикой окружающей среды и юзабилити лоханулись по-крупному, ну и безопасность и удобство в метрополитене Алматы - весьма относительные и далекие понятия. В контексте же самосознания нации и ее ЧСВ - лимит over 9000 конечно же достигнут, стройка века завершена (точнее, первый ее этап, ЧСВ же заставляет копать следующие 23 года следующие 20 километров), и со своей распальцовкой Алматы теперь точно в дверь не пройдет. Отдельно, кстати, вставлю, о персонале - приветливые и доброжелательные люди, НЕ запрещающие снимать на станциях, в отличие от практически всех метрополитенов мира. С чем я вас и поздравляю. Теперь гостям столицы впридачу к Медео и барахолке можно показывать все семь станций с заходом в Мерей и Военторг, и снимать их на фоне панно из римской мозаики с изображением гордо вздымающегося хребта (так в описании к картине) Заилийского Алатау.