[500x333]
В один из вечеров более года назад мы посетили Пура Лухур Улувату, построенный в IX веке на 90-метровой скале, возвышающейся над океаном в самой южной части острова. Посетили мы храм, относящийся к одним из самых священных мест на Бали - sadkahyangan - не просто так, а с целью лицезреть танец кечак, в переводе танец обезьян, традиционно исполняемый мужчинами.
Сначала немного про храм. Вот такой вид открывается на прибрежные волны с узкой тропинки, заполненной туристами, и одно из самых фотографируемых мест этого храма - скала, которая согласно легенде представляет собой застывший корабль. Поэтому храм свят для балийских рыбаков.
[700x467]
[700x467]
[700x473]
Конечно же, в священном храме без священных обезьян - никуда.
[700x467]
[700x467]
[700x467]
[700x467]
[467x700]
Долгое время храм был доступен одному только князю, который погиб в ходе пупутана в конце XIX века (пупутан - это ритуальное самоубийство), а после его обновили, ну и теперь открыли для туристов, которые могут ежевечерне наблюдать танец за сумму примерно в 20 долларов с носа. Вот так выглядит площадка для танца - довольно много народа там умещается, и храм живет небедно, имея ежедневно долларов эдак по две тыщи с одного танца.
[700x467]
Священники загоняют народ на трибуны, выносят дополнительные стулья, все рассаживаются, и представление начинается...
Кечак развился под руководством Вальтера Шписа в тридцатые годы именно как танец для туристов, хотя и вобрал в себя ритуальные и религиозные элементы. Имеется, конечно, и ритуальный кечак, не имеющий ничего общего с развлечением публики, который ставит целью транс участников и прочее, но речь именно о туристическом варианте. Мужчины количеством 75-100 человек в набедренных повязках усаживаются вокруг ритуального светильника, ритмично выкрикивая что-то вроде "кечак-кечак-чак-чак" и так далее, без остановки. Такое звуковое сопровождение называется gamelan suara - оркестром голосов.
[700x467]
[700x467]
Главный рассказчик читает наизусть эпизоды из рамаяны, попутно проводя ритуальные манипуляции со светильником.
[700x467]
Затем появляются Рама и Сита - вот их играют женщины.
[700x467]
[700x467]
[700x467]
[700x467]
[700x467]
[700x467]
[700x467]
[700x467]
[700x467]
Разумеется, за приключениями Рамы, Ситы и злого Раваны очень интересно, особенно когда в действие вступает вездесущий царь обезьян Хануман, который топчет ногами угли...
[700x467]
[700x467]
...но следует помнить, что строго говоря - кечак - это в первую очередь именно хор, имеющий целью вогнать участников в священный транс (сцена с углями, кстати, является частью трансового состояния). это не действо, и не драма. Сюжет из Рамаяны может быть любым, он не имеет почти никакого значения, а главное - это напев. Тот, кто пойдет посмотреть именно на увлекательное зрелище - скорее всего будет зевать всю дорогу. Кечак надо в первую очередь слушать, ни о чем не думать и расслабляться. Возможно, вам даже удастся войти в некое подобие транса и стать на шажок ближе к балийской культуре.