Идея с самого начала казалась странной – завести русскому царю,
петербургскому жителю, дачу в Крыму.
Русская жизнь никогда не была настолько стабильной, чтобы главный человек страны
мог вот так запросто из нее выпадать и устраивать себе каникулы.
Русские цари совершенно разумно предпочитали даже летом не удаляться из столицы
дальше пригородных резиденций.
Ливадийский дворец для императорской семьи построил в 1911 году
крымский архитектор Николай Краснов.
_________________________
Но эту странность объяснить просто: Александр II, который купил Ливадию в 1860 году для жены,
жену не любил.
Через пару лет в его жизни появится фрейлина Долгорукова – будущая морганатическая супруга,
но и до встречи с ней император ни в чем себе не отказывал.
Императрица слыла дамой болезненной, раздражительной,
нудной – ей прямо необходимо было поправлять здоровье на даче в Крыму, в чудесном,
совершенно итальянском климате.
Куда требовалось вначале ехать на поезде до Севастополя, а потом плыть на яхте.
Ехать туда ненадолго просто не было смысла.
Ливадия возведена из инкерманского камня.
Уже через пару лет дворец стал грязно-бурым, его помыли и покрыли кеслерским флюатом,
смесью, секрет которой теперь утрачен.
Но дворец до сих пор излучает крахмальную свежесть.
_______________________________
Раньше Ливадия принадлежала польскому миллионеру Потоцкому.
Финансовые возможности и жилищные потребности императорской фамилии предполагали нечто большее.
За первые четыре года владения Ливадией новые хозяева добавили почти шестьдесят построек.
Вместо виллы Потоцкого встал Большой дворец, рядом Малый:
на случай приезда цесаревича Александра Александровича с женой.
Кабинет (он же музыкальный салон) императрицы Александры Федоровны.
По стенам, отделанным панелями светлого ясеня, во множестве развешаны фотографии
несчастливого императорского семейства и акварели.
______________________________
Цесаревич, даже став императором Александром III, по-прежнему любил отдых в Крыму.
Настолько, что в 1891-м прикупил к Ливадии соседнее имение Ореанда –
все вместе составило самый большой парк Крыма площадью сто шестьдесят гектаров.
Он даже мог себе позволить такое хобби, как созерцательная рыбалка с удочкой на берегу,
что уже само по себе характеризует русскую политику тех лет.
"Когда русский царь рыбачит, Европа ждет", – говаривал Александр.
Вскоре у него появился еще и печальный повод чаще бывать в Ливадии:
в царской семье опять завелся хронический пациент – великий князь Георгий заболел туберкулезом
и начал жить в Крыму почти безвылазно.
Ливадия становилась не столько царской летней дачей, сколько санаторием.
В этой комнате в 1945 году завершилась Ялтинская конференция Иосифа Сталина,
Уинстона Черчилля и Франклина Рузвельта (их совместное фото висит на стене).
_____________________________
С возрастом и сам Александр стал ездить туда не только с удовольствием, но и с диагнозом:
хронический нефрит.
В 1894 году он так простудился на охоте, что ситуация оказалась критической –
пытаясь продлить его дни, царя отправили в Крым.
В Ливадию срочно вызвали из Германии невесту цесаревича Николая, Алису Гессен-Дармштадтскую,
а из Петербурга – исповедника Иоанна Кронштадтского:
никто, включая пациента, не сомневался, что из Ливадии Александр вернется уже траурным поездом.
На крымских фотографиях этих дней у Алисы затравленный взгляд:
она впервые увидела русский двор, причем в драматичной ситуации, и у нее лицо человека,
который понял, что никогда не сдаст этот экзамен.
Но в серии рисунков "Смерть Александра III в Ливадии", сделанной Михаем Зичи с натуры,
ничего такого нет. Послуживший трем русским царям подряд, Зичи знал, что рисовать, а что не надо:
на рисунках – кончина русского богатыря.
В Ливадийском дворце множество террас, галерей, лоджий и окон -
как и положено архитектурной фантазии на тему Италии, он весь открыт морю и солнцу.
___________________________
В 1894 году дворец, зарисованный Зичи в подробностях, назывался уже не Большим,
как когда-то, а Старым.
И это была чистая правда: он обветшал. В 1904 году его решили снести.
От решения до действия прошло шесть лет.
Зато на снос старого дворца, переделку парка и возведение нового потребовалось
всего семнадцать месяцев.
Две с половиной тысячи рабочих без пауз сменяли друг друга – ночью жгли факелы.
Одновременно возводили дворец министру двора барону Фредериксу, свитский корпус и дороги.
Сам дворец стоил два миллиона рублей, еще два – "инфраструктура".
Резные деревянные детали интерьера по эскизам Краснова делали в Москве.
_______________________
Удивительно, но столь статусный проект отдали местному архитектору Николаю Краснову –
до Ливадийского дворца он строил лишь особняки в Ялте.
Зато после – стал академиком.
Местные кадры предпочли, скорее всего, потому, что слишком капризной была почва и специфичным климат.
Первым делом Краснов занялся дренажем и устройством водосборных галерей,
в грунт пришлось забить огромное количество бетонных свай, а на них положить железобетонную подушку,
иначе почва просто просела бы под будущим монстром.
Ворота в Итальянский дворик советские путеводители приписывали "уральским мастерам".
На самом деле они из Вероны.
__________________________
Очень условно этот дворец называют "в стиле неоренессанс".
Краснову хотелось, чтобы большое и тяжелое здание выглядело легким,
нарядным и светлым, как курортница.
И чтобы оно, как всякий нормальный крымский отдыхающий,
со всех сторон подставляло себя солнцу и ветру.
Моднейшая мебель, деревянные панели (кленовые, дубовые, ясеневые, тисовые),
камины – все до последней полки-табуретки было специально заказано в Петербурге и Москве
и поставлено на свое место.
Дворец строили так, чтобы ездить каждое лето, жить в нем подолгу и даже счастливо.
Семья Николая II побывала там четыре раза.
Осенью 1911-го и 1913-го и весной 1912-го и 1914 годов.
А еще через четыре года эта семья исчезла совсем.
Итальянский дворик и центральный вход — единственные фрагменты Ливадийского дворца,
где архитектор Краснов использовал словарь неоренессанса.
В остальном торжествует счастливый эклектизм: например, камины — в стиле ар нуво.
________________________
В 1925-м открытый солнцу и ветру дворец принял первых сто пятьдесят постояльцев:
на воротах вместо “Ливадия – имение Его Императорского Величества”
написали “Крестьянский курорт Ливадия”.
От обстановки, любовно заказанной Красновым, на месте только стенные панели да камины:
в свое время вырывать их с мясом почему-то не стали.
Все остальное, вплоть до мелкой фаянсовой дребедени со штампом “Ливадiя”,
до сих пор всплывает в ялтинских антикварных магазинах.
“От бабушки досталось!” – с возмущением цитируют объяснения людей
которые все это несут в магазин, музейные работники.
А что – ничего странного: в 1925 году эти бабушки вполне могли быть первыми,
свежими крестьянскими курортницами.
В этой комнате был кабинет Николая II.
Теперь здесь все неправда — стоят вещи “близкие по стилю”:
после революции интерьеры растащили дочиста.
Текст: Юлия Яковлева
ФОТО: ФРИЦ ФОН ДЕР ШУЛЕНБУРГ