• Авторизация


Без заголовка 05-07-2015 23:04 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Svetlana-k Оригинальное сообщение

Ливадийский дворец в Крыму

 

Идея с самого начала казалась странной – завести русскому царю,

петербургскому жителю, дачу в Крыму.

Русская жизнь никогда не была настолько стабильной, чтобы главный человек страны

мог вот так запросто из нее выпадать и устраивать себе каникулы.

Русские цари совершенно разумно предпочитали даже летом не удаляться из столицы

дальше пригородных резиденций.

 

[592x700]

Ливадийский дворец для императорской семьи построил в 1911 году

крымский архитектор Николай Краснов.

_________________________

 

Но эту странность объяснить просто: Александр II, который купил Ливадию в 1860 году для жены,

жену не любил.

Через пару лет в его жизни появится фрейлина Долгорукова – будущая морганатическая супруга,

но и до встречи с ней император ни в чем себе не отказывал.

Императрица слыла дамой болезненной, раздражительной,

нудной – ей прямо необходимо было поправлять здоровье на даче в Крыму, в чудесном,

совершенно итальянском климате.

Куда требовалось вначале ехать на поезде до Севастополя, а потом плыть на яхте.

Ехать туда ненадолго просто не было смысла.

 

[610x634]

Ливадия возведена из инкерманского камня.

Уже через пару лет дворец стал грязно-бурым, его помыли и покрыли кеслерским флюатом,

смесью, секрет которой теперь утрачен.

Но дворец до сих пор излучает крахмальную свежесть.

_______________________________

 

Раньше Ливадия принадлежала польскому миллионеру Потоцкому.

Финансовые возможности и жилищные потребности императорской фамилии предполагали нечто большее.

За первые четыре года владения Ливадией новые хозяева добавили почти шестьдесят построек.

Вместо виллы Потоцкого встал Большой дворец, рядом Малый:

на случай приезда цесаревича Александра Александровича с женой.

 

[610x592]

Кабинет (он же музыкальный салон) императрицы Александры Федоровны.

По стенам, отделанным панелями светлого ясеня, во множестве развешаны фотографии

несчастливого императорского семейства и акварели.

______________________________

 

Цесаревич, даже став императором Александром III, по-прежнему любил отдых в Крыму.

Настолько, что в 1891-м прикупил к Ливадии соседнее имение Ореанда –

все вместе составило самый большой парк Крыма площадью сто шестьдесят гектаров.

Он даже мог себе позволить такое хобби, как созерцательная рыбалка с удочкой на берегу,

что уже само по себе характеризует русскую политику тех лет.

"Когда русский царь рыбачит, Европа ждет", – говаривал Александр.

Вскоре у него появился еще и печальный повод чаще бывать в Ливадии:

в царской семье опять завелся хронический пациент – великий князь Георгий заболел туберкулезом

и начал жить в Крыму почти безвылазно.

Ливадия становилась не столько царской летней дачей, сколько санаторием.

 

[610x608]

В этой комнате в 1945 году завершилась Ялтинская конференция Иосифа Сталина,

Уинстона Черчилля и Франклина Рузвельта (их совместное фото висит на стене).

_____________________________

 

С возрастом и сам Александр стал ездить туда не только с удовольствием, но и с диагнозом:

хронический нефрит.

В 1894 году он так простудился на охоте, что ситуация оказалась критической –

пытаясь продлить его дни, царя отправили в Крым.

В Ливадию срочно вызвали из Германии невесту цесаревича Николая, Алису Гессен-Дармштадтскую,

а из Петербурга – исповедника Иоанна Кронштадтского:

никто, включая пациента, не сомневался, что из Ливадии Александр вернется уже траурным поездом.

На крымских фотографиях этих дней у Алисы затравленный взгляд:

она впервые увидела русский двор, причем в драматичной ситуации, и у нее лицо человека,

который понял, что никогда не сдаст этот экзамен.

Но в серии рисунков "Смерть Александра III в Ливадии", сделанной Михаем Зичи с натуры,

ничего такого нет. Послуживший трем русским царям подряд, Зичи знал, что рисовать, а что не надо:

на рисунках – кончина русского богатыря.

 

[610x700]

В Ливадийском дворце множество террас, галерей, лоджий и окон -

как и положено архитектурной фантазии на тему Италии, он весь открыт морю и солнцу.

___________________________

 

В 1894 году дворец, зарисованный Зичи в подробностях, назывался уже не Большим,

как когда-то, а Старым.

И это была чистая правда: он обветшал. В 1904 году его решили снести.

От решения до действия прошло шесть лет.

Зато на снос старого дворца, переделку парка и возведение нового потребовалось

всего семнадцать месяцев.

Две с половиной тысячи рабочих без пауз сменяли друг друга – ночью жгли факелы.

Одновременно возводили дворец министру двора барону Фредериксу, свитский корпус и дороги.

Сам дворец стоил два миллиона рублей, еще два – "инфраструктура".

 

[610x697]

Резные деревянные детали интерьера по эскизам Краснова делали в Москве.

_______________________

Удивительно, но столь статусный проект отдали местному архитектору Николаю Краснову –

до Ливадийского дворца он строил лишь особняки в Ялте.

Зато после – стал академиком.

Местные кадры предпочли, скорее всего, потому, что слишком капризной была почва и специфичным климат.

Первым делом Краснов занялся дренажем и устройством водосборных галерей,

в грунт пришлось забить огромное количество бетонных свай, а на них положить железобетонную подушку,

иначе почва просто просела бы под будущим монстром.

 

[610x604]

Ворота в Итальянский дворик советские путеводители приписывали "уральским мастерам".

На самом деле они из Вероны.

__________________________

 

Очень условно этот дворец называют "в стиле неоренессанс".

Краснову хотелось, чтобы большое и тяжелое здание выглядело легким,

нарядным и светлым, как курортница.

И чтобы оно, как всякий нормальный крымский отдыхающий,

со всех сторон подставляло себя солнцу и ветру.

Моднейшая мебель, деревянные панели (кленовые, дубовые, ясеневые, тисовые),

камины – все до последней полки-табуретки было специально заказано в Петербурге и Москве

и поставлено на свое место.

Дворец строили так, чтобы ездить каждое лето, жить в нем подолгу и даже счастливо.

Семья Николая II побывала там четыре раза.

Осенью 1911-го и 1913-го и весной 1912-го и 1914 годов.

А еще через четыре года эта семья исчезла совсем.

 

[610x649]

Итальянский дворик и центральный вход — единственные фрагменты Ливадийского дворца,

где архитектор Краснов использовал словарь неоренессанса.

В остальном торжествует счастливый эклектизм: например, камины — в стиле ар нуво.

________________________

В 1925-м открытый солнцу и ветру дворец принял первых сто пятьдесят постояльцев:

на воротах вместо “Ливадия – имение Его Императорского Величества”

написали “Крестьянский курорт Ливадия”.

От обстановки, любовно заказанной Красновым, на месте только стенные панели да камины:

в свое время вырывать их с мясом почему-то не стали.

Все остальное, вплоть до мелкой фаянсовой дребедени со штампом “Ливадiя”,

до сих пор всплывает в ялтинских антикварных магазинах.

“От бабушки досталось!” – с возмущением цитируют объяснения людей

которые все это несут в магазин, музейные работники.

А что – ничего странного: в 1925 году эти бабушки вполне могли быть первыми,

свежими крестьянскими курортницами.

 

[610x599]

В этой комнате был кабинет Николая II.

Теперь здесь все неправда — стоят вещи “близкие по стилю”:

после революции интерьеры растащили дочиста.

 

Текст: Юлия Яковлева

ФОТО: ФРИЦ ФОН ДЕР ШУЛЕНБУРГ

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | ИШТАР - Дневник ИШТАР | Лента друзей ИШТАР / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»