• Авторизация


Без заголовка 23-06-2015 18:31 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Надежда-Ариана Оригинальное сообщение

Резьба по кости в Китае.





Резьба по кости является одним из самых ранних направлений декоративно-прикладного искусства Китая. Первые найденные археологами изделия из слоновой кости и рогов носорога относятся к эпохе неолита. В этот период слоны и носороги бродили в покрытых густыми лесами долинах рек Хуанхэ и Янцзы. Первобытные охотники научились использовать их кости для изготовления простых инструментов и украшений, создавали культовые предметы, применявшиеся в ритуальных  и религиозных целях.

[700x]
Во время правления династии Шан-Инь (1700 г. - 1045 г. до н.э.) ремесленники достигли значительных успехов в резьбе по кости. Они не только умело подчеркивали естественную красоту этого материала, но и инкрустировали его полудрагоценными камнями, в частности, бирюзой. На раскопках руин столицы Шан-Инь, находившейся на территории современной провинции Хэнань, в гробнице Фу Хао, одной из жен правителя У Дина был найден кубок из слоновой кости с вырезанной на нем маской в виде морды животного. Изделие было инкрустировано камнями и древесиной.

[800x458]


В эпоху династии Чжоу (1045 г. - 221 г. до н.э.) китайские мастера изготавливали еще более сложные изделия из кости, богато инкрустированные и отделанные резьбой. В исторических документах, относящихся к периоду Воюющих Государств (475 г. - 221 г. до н.э.) упомянуто, что человек по имени Мэнчан, гражданин государства Ци, прибыл в государство Чу и подарил правителю кровать из слоновой кости стоимостью в несколько тысяч золотых слитков.

Высоким спросом пользовалась не только слоновая кость, но и рога носорогов и даже их шкуры. В период Воюющих Государств из них изготавливали доспехи. Постоянно растущие потребности в материалах привели к тому, что к началу нашей эры гигантские обладатели бивней и рогов были практически полностью истреблены на территории Китая. Через несколько столетий в эпоху царствования династии Тан (618 г. – 907 г. н.э.) рог носорога по-прежнему представлял собой огромный дефицит и ценился невероятно дорого. Принятый в ту эпоху дресс-код предписывал, что только император и наследник престола имели право носить шпильки из рога для фиксации императорских корон. Прочие официальные лица носили пояса из носорожьих шкур, различавшиеся в зависимости от рангов чиновников.

Настоящий расцвет искусства резьбы по кости наступил при правлении императоров династии Сун (960 г. – 1279 г. н.э.). Самые блистательные шедевры, появившиеся в эпоху Сун - это, безусловно, шары-головоломки из слоновой кости, технику исполнения которых из-за невероятной сложности назвали «работа демона». Эти изумительные творения представляют собой вложенные друг в друга полые шары, каждый из которых может вращаться независимо от других и украшен витиеватыми ажурными узорами. Самый первый такой шар заключал в себе два вложенных шара. Постепенно мастера совершенствовали эту технику, появились шары, состоящие из семи слоев. В ХХ веке мастера, специализирующиеся на создании таких шаров, достигли непревзойденного уровня мастерства. Так, в 1977 году резчик-виртуоз Вэн Жунбяо из Гуанчжоу вырезал из слоновой кости диаметром пятнадцать сантиметров головоломку, состоящую из сорока двух вложенных друг в друга подвижных шаров. На каждом слое был выгравирован пейзаж, а центральный шар был толщиной всего лишь с бумажный лист.

[800x1195]

Изготовлением таких шаров занимаются мастера с многолетним опытом, отточившие до совершенства навыки резьбы, координацию движений, терпение и интуицию. Достаточно малейшего неловкого движения и хрупкое изделие будет испорчено.  Из фрагмента кости мастер вытачивает шар на токарном станке и прорезает в нем несколько конусообразных отверстий, вершины которых сходятся точно в центре шара. Затем он намечает в отверстиях количество внутренних слоев и начинает вырезать центральный шарик изнутри, а затем все последующие слои по направлению к внешнему слою.  Для этого используется специальный изогнутый резец, который заводится внутрь шара через вырезанные отверстия. Далее мастер покрывает шарики резьбой или гравировкой, вращая их друг в друге. Всемирно известный центр по производству многослойных ажурных шаров расположен в городе Гуанчжоу, известном ранее как Кантон.

Гуанчжоуский стиль резьбы развивался в течение нескольких столетий, его истоки восходят ко временам императорских династий Мин (1368 г. – 1644 г.) и Цин (1644 г. – 1911 г.).  Правители, видные литераторы и ученые поддерживали развитие косторезного искусства, которое шло очень быстрыми темпами в связи установлением торговых связей между Китаем и странами Южной Азии и Африки, из которых начали завозить слоновую кость. Сформировались две школы резьбы по кости – Кантонская (Гуанчжоуская) и Пекинская.

Кантонские резчики ориентировались на усовершенствование сложности резьбы и широко применяли отбеливание слоновой кости. Их работы отличались сияющей белизной и изысканной роскошью декора. В Кантоне была изобретена техника плетения из нитей слоновой кости. Материал расщепляли на очень тонкие нити, из которых плели корзины для цветов и абажуры. Поскольку расколоть слоновую кость на тонкие полоски можно только в условиях с теплым и влажным климатом, то это направление в искусстве развивалось только в южных регионах страны. Пекинские мастера стремились раскрыть красоту самого материала и подчеркнуть его текстуру тщательной полировкой. Их работы были более лаконичными по сравнению с изделиями кантонских мастеров. Резчики Пекинской школы изготавливали в основном скульптуры людей. Они иногда подкрашивали кость для придания изделиям большей декоративности. В эпоху династий Мин и Цин получила дальнейшее развитие техника инкрустации слоновой кости другими материалами, получила также распространение инкрустация камней мозаикой, составленной
из элементов слоновой кости.

[700x1223]

Высоко ценились также резные изделия из носорожьего рога. Из него стали изготавливать маленькие корзиночки для цветов, круглые коробочки и кубки. История хранит сведения о том, что император Цяньлун, правивший с 1735 г. по 1796 г.,  коллекционировал и изучал антикварные кубки из рога. Он заказал резчикам из своей мастерской сделать несколько новых кубков так, чтобы они выглядели как старинные. Резчики, служившие в императорских мастерских, могли работать с самыми разнообразными материалами, в том числе с древесиной и бамбуком. Находились и такие мастера, которые способны были использовать все подходящие для резьбы материалы.

В XVIII веке резчики императорских мастерских на основе лучших техник Пекинской и Кантонской школ резьбы разработали изысканный стиль, для которого были характерны сдержанность и тщательная проработка деталей. Там, где элементы резьбы были сложными и богато детализированными, основное внимание уделялось работе ножом. В изделиях лаконичных форм была важна как можно более гладкая шлифовка и полировка. В некоторых случаях на изделия наносили красители, что придавало им величественный вид.

В настоящее время основными центрами косторезного искусства Китая по-прежнему остаются Пекин и Гуанчжоу. Слоновая кость ввиду запрета на добычу бивней используется все реже, в ход идет намного более доступная цевка верблюдов и волов. Тем не менее, изделия китайских мастеров продолжают поражать необычайным изяществом, сложностью и совершенством.

[700x911]

[700x654]

[700x847]

[700x630]

[700x393]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]

[700x]
Оригинал -via





Серия сообщений "Резьба (по дереву , камню, кости )":

Часть 1 - Японские окимоно
Часть 2 - Ажурная резьба по скорлупе Брайана Бейти
...
Часть 40 - Бельгийский художник-скульптор (Xavier Puente Vilardell)
Часть 41 - ИНТАРСИЯ. РАБОТЫ ОЛЕГА ПАНКОВА.
Часть 42 - Резьба по кости в Китае.


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | ИШТАР - Дневник ИШТАР | Лента друзей ИШТАР / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»