FAQ по вегетарианству.
24-01-2004 00:25
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Распространение в любой форме всячески приветствуется.
Собственно, вместо многочисленных Q и A можно было бы обойтись одним утверждением: каждое живое существо имеет право на жизнь и свободу и никому не позволено это право нарушать. Все остальное - следствие этого постулата. Однако же многообразие жизненных ситуаций приводит к тому, что этот принцип оказывается затемнен сопутствующими обстоятельствами. В связи с этим и возникает множество демагогических утверждений, создающих иллюзию корректности мясоедства. Многие из них разоблачаются простой проекцией ситуации с животных на людей.
1.
Q: Человек от природы плотояден. Об этом говорит все - расположение глаз, характерное для хищников, строение челюстей, пищевода, инстинкты, наконец.
A: Вообще-то это не совсем верно - морфологически человека хоть и нельзя однозначно отнести к травоядным, но еще труднее отнести к хищникам. Кроме того, человек от природы вороват, склонен к обману, насилию, убийству ближнего и так далее. Однако же господствующая в настоящее время общественная мораль в значительной степени подавляет проявление природных инстинктов человека. Точно так же и вегетарианские убеждения способны подавлять тягу к мясу и продуктам животного происхождения, кстати, далеко не такую уж и сильную, как это представляется тем, кто никогда не пытался перейти на вегетарианство. Кто хочет - ищет возможность, кто не хочет - ищет оправдание.
2.
Q: Без мяса трудно прожить. Может, есть люди, для которых такая диета годится, но основной массе мясо просто необходимо! Без мяса люди слабеют, чахнут и т.д.
A: Мяса не едят большинство индийцев (буддизм). Римские легионеры употребляли мясо очень редко, одно время даже считали, что во время походов они были абсолютными вегетарианцами. Леонардо да Винчи всю сознательную жизнь не ел мяса и на седьмом десятке ломал руками подковы. Эти и многие другие примеры показывают, что вегетарианцы ничего не теряют ни в физическом, ни в интеллектуальном плане.
Но даже если бы вегетарианство действительно вредило здоровью, то оно все равно осталось бы правильным образом жизни.
3.
Q: Известны случаи, когда люди, перешедшие на вегетарианство стали испытывать проблемы со здоровьем, однажды у вегетарианской пары умер ребенок, и т.д.
A: Курильщик или наркоман, пытающийся освободиться от своей пагубной привычки тоже испытывает физиологический дискомфорт. Человек, переехавший в регион с другим климатом начинает чувствовать себя неважно. Что же до широко разрекламированного случая с умершим ребенком, так ежедневно умирают тысячи детей и никому не приходит в голову сказать, что они умерли от того, что ели мясо. Однако же стоило такому случиться в вегетарианской семье, как тут же посыпались злорадные комментарии. Я думаю, что этот пример свидетельствует как раз об обратном - проблемы со здоровьем у детей, вегетарианящих с рождения настолько редки, что стоило случиться одному летальному исходу, как это тут же стало известно повсюду.
Однако же еще раз подчеркну, что вегетарианство верно независимо от того, полезно ли оно для здоровья (как и есть на самом деле) или наоборот.
4.
Q: Как я могу не носить кожу и меха и не есть мяса, если я живу в северном климате?
A: Это ваши проблемы. А решая их за счет жизни других вы поступаете так же, как грабитель и убийца. Они тоже имеют какие-то потребности.
Вегетарианцы есть и в совсем северных странах - Норвегии, Исландии, Гренландии. И они не едят мяса и не носят одежду из меха и кожи.
5.
Q: Но ведь вегетарианцы все равно что-то едят. А растения - тоже живые организмы. А вдруг им больно?
A: Растения неспособны испытывать ни боль, ни удовольствие, поскольку они лишены нервной системы. Но это несущественно - на данный вопрос можно было бы ответить и до введения в науку понятия "нервная система". Если вы считаете, что растениям больно, то потрудитесь привести доказательства. А голословно утверждать и предполагать можно все, что угодно, например, что растениям больно расти в земле и приятно быть поедаемыми. Не говоря уже о том, что ко многим растениям это вообще неприменимо - срывание спелых плодов не наносит никакого ущерба. Дело в том, что человек рефлексивно чувствует, что животные способны страдать, а растения нет. Садисты, испытывающие удовольствие от чужих страданий, мучают животных, а не растения.
Как мне кажется, этот вопрос говорит о глубинном понимании собственной неправоты и попытке очернить оппонента-вегетарианца: вот видишь, ты и сам не такой уж белый и пушистый. Как известно, при невозможности возвыситься самому стараются принизить кого-то другого.
6.
Q: Опыты на животных помогают создать новые эффективные лекарства, которые спасут многие жизни. Значит, в итоге они уменьшают, а не увеличивают страдания на Земле.
A: Если бы опыты проводились на людях (принудительно, а не на добровольцах), то они тоже уменьшали бы количество страданий. И такие опыты действительно проводились в немецких и японских концлагерях во время Второй Мировой. И тем не менее, мировым сообществом такая практика, мягко говоря, не приветствовалась. Дело в том, что любое живое существо имеет естественное право на личную неприкосновенность. А господствующая в настоящее время мораль распространяет это право только на вид homo sapiens. Были времена, когда оно распространялось только на белых, только на людей какой-то одной национальности или религии, только на членов своего племени и т.д.
Человеку, задавшему такой вопрос, хорошо бы предложить стать добровольцем для каких-нибудь опасных медицинских экспериментов - раз уж он так заботится об "уменьшении страданий на Земле".
7.
Q: Так ведь Гитлер же был вегетарианцем!
A: Гитлер отказался от мяса по соображениям медицинского, а не этического характера и неверно причислять его к идейным вегетарианцам. Давайте еще вспомним, что Гитлер был брюнетом и на этом основании начнем подозревать в фашизме всех темноволосых.
8.
Q: Все эти акции протеста против меховых изделий спонсируются производителями искусственного меха и кожи.
A: А кампании пожертвований в пользу детей-инвалидов очень выгодны медицинским клиникам. Какая вам разница - выгадает ли кто-нибудь от вашего хорошего поступка или нет? И вас никто не призывает покупать какую-то конкретно замену меху - просто любой материал, произведенный без насилия.
9.
Q: Множество людей страдает от болезней, голода, войн. А вы заботитесь о каких-то животных!
A: Мы непричастны к "болезням, голоду, войнам". А вот невегетарианцы (в том числе и те, кто страдает от вышеперечисленных явлений) несут ответственность за мучения животных. Сначала перестаньте принимать участие в убийствах и насилии, а потом уже можете ворчать. Никто не обязан за свой счет помогать кому бы то ни было. А вот не убивать - обязан.
10.
Q: Ну стану я вегетарианцем, что от этого изменится? Людей-то миллионы!
A: Каждый потребитель мяса, кожи и др. вносит свою лепту в насилие над животными. Вы можете сделать то, что зависит от вас и этим спасете какое-то количество животных от мучений и смерти.
11.
Q: Так ведь даже если все люди станут вегетарианцами, то все равно животные будут погибать в дикой природе!
A: Знаете, люди тоже умирают от старости, болезней, гибнут в автокатастрофах и при стихийных бедствиях. Однако же никому не приходит в голову на этом основании разрешить убийства.
12.
Q: Но животных разводят специально. Их выращивают, кормят, вкладывают в них свой труд. После всего этого вполне позволительно использовать их для своих нужд. К тому же, если бы их не выращивали, то они все равно бы не появились на свет!
A: Приблизительно такую же аргументацию приводили сторонники рабства в США. Мол, негров кормят, поят и лечат; так разве не должны они трудиться на благо своих радетелей? А в их родной Африке и так половина не доживает до совершеннолетия. По вашей логике папа с мамой имеют полное право убить и съесть своих детей. И не только папа с мамой, но и работники яслей/детских садов и т.д.
13.
Q: А может ли вегетарианец кормить мясом своих домашних животных?
A: Нет, это неправильно. Это все равно, что убить барана, чтобы накормить свою кошку/собаку. Хотя многие вегетарианцы кормят своих животных мясной пищей, но происходит это от любви к ним и субъективной невозможности поступить иначе. В цивилизованных странах можно купить вегетарианский корм для домашних животных, но в России этого, увы, нет.
14.
Q: Позволительно ли вегетарианцу пить, курить, заниматься до- и внебрачным сексом и т.д.?
A: Однажды меня даже спросили, можно ли вегетарианцам употреблять чай и кофе. Видимо, человек слышал о таком запрете у мормонов. Вообще, подобные вопросы свидетельствуют о непонимании сути вегетарианства. Это не религия с аксиоматическими запретами, а система морально-нравственных ценностей, заключающаяся в непричинении страданий другим живым существам.
15.
Q: Ну хорошо, не будем убивать коров, овец, перестанем ловить рыбу и т.д. Так и до комаров дойдем, а то и до инфузорий! А бактерии - их что, тоже нельзя убивать?
A: Ну, в случае с комарами речь идет о самообороне. Защищая себя, дозволительно убить и более крупное животное (и, кстати, съесть его труп после этого). Что же до того, где заканчивается живой и начинается неживой мир, то я затрудняюсь ответить на этот вопрос. Можно уверенно сказать, что нельзя причинять зло существам, которые рефлексивно воспринимаются как живые - а насекомые воспринимаются именно так.
16.
Q: С какой стати мы должны соблюдать права животных? Ведь животные-хищники с нами не церемонятся!
A: Если на вас напало животное-хищник, то вы, конечно, вправе защищаться и убить его. Но это не означает, что можно самому убить того, кто, возможно, при определенных обстоятельствах, не преминул бы напасть на вас. К тому же, основная масса животных, страдающих от человеческого насилия - безобидные травоядные существа.
17.
Q: Господь разрешил человеку убивать и есть животных. В Библии упоминается, что Бог указал Моисею, каких именно животных можно есть. Христос кормил учеников рыбами и т.д.
A: Библия, как и любая другая религиозная книга - крайне противоречивый источник. При желании там можно найти все, что угодно. Но я согласен - прямого, ясного и однозначного запрета на мясо в христианстве нет. Кроме христианства существует множество других религий, в большинстве из них не возбраняется убивать животных, а в некоторых - возбраняется. Но даже если предположить, что действительно верна одна из тех религий, которые разрешают убийство животных, то это не значит, что так следует поступать. Если создатель разрешает одним живым существам убивать других, то он - злобная тварь и нужно не поклоняться такому выродку, а по мере возможности бороться с заведенным им миропорядком.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote