• Авторизация


Образование 16-04-2010 12:05 к комментариям - к полной версии - понравилось!



Подумаем, например, об отношениях между учеником и учителем. Все драгоценное в мировой культуре, все высшее, чего достигло человечество, выросло на таком подходе к образованию, при котором оно является не трансляцией информации, а передачей живого опыта, трансляцией личности учителя - ученикам. Вопрос Андрея Христу: "Учителю, где живешь?" находится в родстве с древнейшим и единственно правильным подходом к ученичеству. В известной клятве Гиппократа врач обязывался при необходимости кормить и содержать учителя в старости, оказывать помощь его детям. Ученик мог долгие месяцы и дажы годы жить в семье учителя как служка и не приступать к освоению искусства или науки. Сначала он должен был просто есть с учителем из одной посуды и спать под одной крышей. Наша система "пришел - отчитал - поставил оценки" рассчитана на автоматы с газированной водой, а не на живых людей и будущих специалистов.


Протоиерей Андрей Ткачев. "Мы вечны! Даже если этого не хотим".
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (13):
В этом рассуждении много чувствительности и романтизма. Не призывал Иисус в учителе растворяться, - почитать О., - да, не грешить против св.Д., - да, а быть рабом своему учителю -нет.
Существует монашеская практика уничтожения своей воли, но переносить ее в мир на учителя... ну это как-то слишком.
Ну и потом: что такое "драгоценное" в "мировой культуре" - тут еще надо разобраться. Если я назову что-то, что не выросло из рук битого розгами подмастерья, ведь это утверждение рассыпется.
zampolitka 16-04-2010-16:30 удалить
Довольно интересная мысль. Только сейчас один учитель на много человек, всё массово, и вкладываться будет максимум в одного-двух. Остальное так...
Ведь сейчас же никто не требует от учителя есть с учениками из одной чашки. Требуется ответственность за психологическое состояние ученика во время уроков, требуется элементарная опека над детьми. Мало того, в экстремальной ситуации учитель обязан быть лицом, к которому ученик может обратиться за помощью. Невозможно заставить мальчика или девочку полюбить предмет, если учитель не вызывает доверия.

Обидно, что система нормального научного руководства, с передачей опыта и питием чаёв на кафедре и в доме преподавателя, увы, развалилась на наших глазах, ибо в серьёзных ВУЗах с традициями нас такие профессора ещё учили.
dabu 17-04-2010-07:30 удалить
Ответ на комментарий Till_Eulenspiegel #
Исходное сообщение Till_Eulenspiegel
В этом рассуждении много чувствительности и романтизма. Не призывал Иисус в учителе растворяться, - почитать О., - да, не грешить против св.Д., - да, а быть рабом своему учителю -нет.
Существует монашеская практика уничтожения своей воли, но переносить ее в мир на учителя... ну это как-то слишком.
Ну и потом: что такое "драгоценное" в "мировой культуре" - тут еще надо разобраться. Если я назову что-то, что не выросло из рук битого розгами подмастерья, ведь это утверждение рассыпется.

Мне кажется, что речь не о том, чтобы быть рабом учителю. Просто мало формальной передачи знания. Многие вещи нужно "впитывать", а это удобней всего делать именно будучи рядом с учителем. Хотя на сегодняшний день такое, безусловно, как было раньше невозможно.
dabu 17-04-2010-07:32 удалить
zampolitka, речь даже не о том, что массово. А то, что ученик и учитель практически вне занятий оторваны друг от друга.
dabu 17-04-2010-07:38 удалить
Трехголовый, к сожалению, вся наша педагогика ориентирована "на среднестатистического ученика", которого, понятное дело, никогда не будет.
dabu, но в жизни каждого из нас были Учителя, с которыми мы общались неформально. Если взять поколение наших родителей, то их учителя ещё воспринимали свою профессию как некую миссию. Хотя бы потому, что могли зайти к ученикам, если они долго отсутствуют. Вся их жизнь была подчинена тому факту, что они учителя. учительница не выходила из дома в похабном виде, да что там в похабном, просто в разобранном. Учителей уважали, и учителя старались соответствовать этому отношению. Наши учителя уже были другими, но что-то в некоторых их них уже оставалось. В среднего же ученика вообще никто не верил. то есть программа на него была рассчитана, но невозможно учить усреднённое лицо.

Наш замечательный литератор, например, на любимую отговорку "я забыл" (тетрадь, домашнее сочинение и пр.) Отвечал "хорошо, сегодня-завтра имеешь право бросить мне в почтовый ящик или занести домой." Жил он недалеко от школы. Сейчас можно такое представить себе?
Трехголовый, а о чем речь? Я что-то пропустил)? Закладывать знания в человека - надо владеть аудиторией для этого. Т,е, надо учителю стать #шаманом#
А это не для всех. Т.е.. если мы хотим сохранить профессию, надо сохранить существующий порядок.
Till_Eulenspiegel, нужно ещё приятельствовать с каждым учеником, если они маленькие, а так же с каждым своим дипломником, если это институт. Только так можно родить и воспитать учёного. Только так можно что-то заложить в детей. Владеть аудиторией, это само собой.
Преподавать - это вообще не для всех.
Трехголовый, Боюсь таких спецов один на сотню.
dabu 19-04-2010-07:35 удалить
Ответ на комментарий Трехголовый #
Исходное сообщение Трехголовый
dabu, но в жизни каждого из нас были Учителя, с которыми мы общались неформально. Если взять поколение наших родителей, то их учителя ещё воспринимали свою профессию как некую миссию. Хотя бы потому, что могли зайти к ученикам, если они долго отсутствуют. Вся их жизнь была подчинена тому факту, что они учителя. учительница не выходила из дома в похабном виде, да что там в похабном, просто в разобранном. Учителей уважали, и учителя старались соответствовать этому отношению. Наши учителя уже были другими, но что-то в некоторых их них уже оставалось. В среднего же ученика вообще никто не верил. то есть программа на него была рассчитана, но невозможно учить усреднённое лицо.

Наш замечательный литератор, например, на любимую отговорку "я забыл" (тетрадь, домашнее сочинение и пр.) Отвечал "хорошо, сегодня-завтра имеешь право бросить мне в почтовый ящик или занести домой." Жил он недалеко от школы. Сейчас можно такое представить себе?

Боюсь, что не у каждого была такая возможность и такой учитель. Особенно у тех, кто учится сейчас. Очень часто среди учителей бытуют настроение "оттарабанил - и ушел".
dabu 19-04-2010-07:39 удалить
Ответ на комментарий Till_Eulenspiegel #
Исходное сообщение Till_Eulenspiegel
Трехголовый, а о чем речь? Я что-то пропустил)? Закладывать знания в человека - надо владеть аудиторией для этого. Т,е, надо учителю стать #шаманом#
А это не для всех. Т.е.. если мы хотим сохранить профессию, надо сохранить существующий порядок.

Учитывая нынешние тенденции к изменениям, то да - сегодня хотя бы оставить так, как есть.
zampolitka 19-04-2010-18:28 удалить
Ответ на комментарий Трехголовый #
Исходное сообщение Трехголовый ...и питием чаёв на кафедре и в доме преподавателя, увы, развалилась на наших глазах, ибо в серьёзных ВУЗах с традициями нас такие профессора ещё учили.

У нас в автошколе преподаватель теории поил нас кофе во время занятий, т.к. было очень холодно в аудитории. Но получили кофе не все из-за элементарной нехватки чашек)) Ничего, в перерыве все сбегали к автомату за напитком)) Кстати, преподносил он знания отлично!
А вот в школе во время седьмого урока, когда мы все были устывшие, голодные и злые, учительница по русскому пила кофе, аромат которого явно не располагалд к изучению литературы. Мы, конечно, не пили его...


Комментарии (13): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Образование | dabu - День за днем | Лента друзей dabu / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»