Это тело моего так называемого диплома.
17-05-2005 16:20
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Народ, кому не будет лень, загляните, пожалуйста,
Ни введения, ни заключения нет. Кто отличается здравым смыслом и желанием помочь мне, поднакидайте мыслишек на заданную тему, а я пока ссылки расставлю и со списком литературы расправлюсь.
Административная ответственность: понятие, сущность, признаки (основные черты), отличие от других видов юридической ответственности.
Очень сложно раскрыть понятие «административная ответственность», не обратившись к понятию «ответственности» как таковой. В словаре русского языка мы сталкиваемся с определением: «ответственность – обязанность, необходимость давать отчет в своих действиях, поступках и т.п. и отвечать за их возможные последствия, за результат чего-либо» . Но это понятие далеко от юридической действительности, как же определяют юридическую ответственность в специализированной литературе?
Существуют различные концепции юридической ответственности.
Одни авторы понимают под юридической ответственностью обязанность отвечать (или давать отчет) за свои противоправные действия , другие — обязанность претерпевать определенные лишения. То есть, ответственность определяется через категорию «обязанность». Как отмечают Черданцев А.Ф., Кожевников С.Н., «юридическая обязанность как абстрактная категория юридической науки и практики — это мера должного поведения, обеспеченная государством. Юридическая ответственность как разновидность обязанности, следовательно, — также мера должного поведения субъектов, принудительно обеспеченная». И также: «Юридическая ответственность есть разновидность обязанности, наступающей при наличии определенных деяний или их результатов, отрицательно оцениваемых законодателем и очерченных в нормах права. Такая обязанность выступает как мера определенных неблагоприятных для субъекта лишений, ограничений личного и имущественного характера» .
С.Н. Братусь в своих трудах отмечал, что юридическая ответственность - это та же обязанность, но принудительно исполняемая . В своих рассуждениях он приходит к выводу, что по своему характеру общая обязанность всех и каждого удерживаться от причинения имущественного вреда другому лицу приравнивается к обязанности не совершать правонарушения. В случае нарушения этой обязанности возникает другая, уже не пассивная, а активная обязанность возместить ущерб конкретному лицу - потерпевшему, восстановить нарушенное равновесие, привести имущественное положение потерпевшего в такое состояние, в каком оно находилось до нарушения права. Добровольное исполнение этой обязанности способствует прекращению возникшего правоотношения. Если исполнения не произойдет, то эта обязанность реализуется принудительным способом .
Другие исследователи определяют юридическую ответственность как применение или возложение мер государственно-принудительного характера, также — сами меры государственного принуждения или реакцию государства на нарушение правовых норм, то есть на совершение правонарушения . Правовая ответственность имеет внешний по отношению к правонарушителю государственно-принудительный характер.
По мнению О. С. Иоффе и М. Д. Шаргородского, она есть мера принуждения к соблюдению норм права, применяемая органами государства к тем, кем эти нормы нарушаются; юридические последствия, не связанные с мерами государственного принуждения, нельзя относить к области правовой ответственности.
Сущность юридической ответственности не сводится к государственному принуждению, а проявляется в процессе его осуществления и возникает после установления факта правонарушения, который является основанием ее возникновения.
Система законодательства об административной ответственности сегодня строится на основе положений Конституции РФ: ст. 72 Конституции РФ относит административное и административно-процессуальное законодательство к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.76 Конституции РФ).
На федеральном уровне главным источником норм об административной ответственности становится Кодекс об административных правонарушениях РФ, а на уровне субъектов Российской Федерации - их собственные законы в указанной области, принятые в соответствии с федеральным Кодексом .
Таким образом, административная ответственность является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путём издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнении этих мер.
Административная ответственность — это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных взысканий к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение .
Административная ответственность характеризуется некоторыми признаками, общими для всех видов юридической ответственности, таковыми являются:
— государственное принуждение;
— правовое принуждение;
— наступление неблагоприятных последствий для правонарушителей, предусмотренных санкцией правовой нормы;
— итоговая правовая оценка деяния и нарушителя от имени государства;
— ретроспективная или негативная ответственность, т.е. рассмотрение юридической ответственности в качестве результата правоотношения.
Административная ответственность, как и любой другой вид юридической ответственности, является конкретным выражением государственного принуждения к должному, отвечающему интересам общества и государства, поведению. Если в общепринятом понимании основным способом применения государственного принуждения является судебная власть, то для административной ответственности характерно иное. В соответствии с действующим российским законодательством ее меры применяются преимущественно во внесудебном порядке, т.е. в процессе повседневной деятельности государственных органов (должностных лиц), обобщенно характеризуемых как государственная администрация . Соответственно осуществляемая администрацией деятельность обозначается как административная, одним из составных элементов которой является административное принуждение.
Понятие административной ответственности тесно связано с понятием правового принуждения, и представляет собой его разновидность . Вместе с тем административная ответственность выступает как особый вид юридической ответственности, которая наступает за административное правонарушение и предусматривает в качестве санкции административное взыскание.
Каковы же основные черты административной ответственности, присущие только данному институту административного права?
Административную ответственность можно рассматривать как правовую ответственность за административные правонарушения. При этом следует учесть, что объектом посягательства являются отношения в сфере государственного управления, а также и некоторые другие. Так, с одной стороны, административная ответственность устанавливается за посягательства на таможенные, налоговые отношения, отношения, связанные с защитой собственности, с охраной прав граждан, природы, здоровья населения, торговли и т.д. С другой стороны, административная ответственность применяется за нарушение не каждой нормы административного права, а тех из них, которые содержат указание на административную ответственность.
Административная ответственность используется как важное средство правоохраны, борьбы с особым видом нарушений — административными правонарушениями, которые хотя и не так опасны, но встречаются гораздо чаще, чем преступления.
Административная ответственность отличается своим субъектным составом. Субъектами этого вида ответственности являются как физические, так и юридические лица — предприятия, учреждения, организации, но более подробному анализу данных субъектов будет посвящена отдельная глава в рамках данной дипломной работы.
Цель этого воздействия состоит в воспитании виновного, а также в предупреждении совершения в дальнейшем административных правонарушений как лицами, привлечёнными к административной ответственности, так и другими гражданами .
Совершение нарушений административно-правовых норм влечёт за собой применение мер административного принуждения, одним из видов которых являются административные взыскания. Именно эти последние, в отличие от мер предупреждения, пресечения и процессуальных мер, применяются в результате привлечения к административной ответственности.
Административную ответственность отличает порядок её установления. Административная ответственность характеризуется множественностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, полномочных её устанавливать. К ним относятся законодательные органы РФ и субъекты РФ, Правительство РФ, правительства и администрация субъектов РФ, а при стихийных бедствиях и эпидемиях и органы местного самоуправления .
Меры административной ответственности применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц. Все они, реализуя свои полномочия, налагают на правонарушителей административные взыскания. К ним относятся суды и судьи, комиссии по защите прав несовершеннолетних, администрация местного самоуправления, многочисленные органы исполнительной власти.
КоАП РФ расширил круг дел, рассматриваемых судьями. Увеличена и их исключительная компетенция за счёт отнесения к их ведению наложения, помимо административного ареста, ряда других административных взысканий: лишения специальных прав, конфискации, возмездного изъятия ряда предметов, административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства из пределов РФ.
Привлечение к административной ответственности и наложение административного взыскания не влечёт для нарушителя судимости и не является основанием увольнения его с работы.
Административную ответственность характеризует особый процессуальный порядок её реализации.
Административной ответственности присущ всеобщий характер (правила пожарной безопасности, строительные правила и т.д.), который проявляется в следующем:
• во-первых, во всеобщей обязательности правил для всех граждан и юридических лиц, несоблюдение которых влечёт административную ответственность;
• во-вторых, во всех случаях ответственность за административные правонарушения наступает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и наложению взысканий.
Важная черта административной ответственности состоит в том, что её можно рассматривать как совокупность материальных и процессуальных правоотношений, то есть материально-деликтных , вызванных совершением конкретного правонарушения, и административно-процессуальных, связанных с необходимостью собрать материалы о правонарушении и лице, его совершившем, рассмотреть дело, вынести законное, обоснование и справедливое решение, обеспечить его исполнение.
Особенность административной ответственности заключается также в том, что нередко при её реализации материальные и процессуальные правоотношения как бы сливаются, образуя единое целое . Например, штраф налагается и взимается на месте совершения административного правонарушения. Здесь нет самостоятельного и отдельного административного процесса, тут отмечается так называемый усечённый процесс ввиду очевидности и простоты самого характера административного правонарушения.
Таким образом, административная ответственность характеризуется следующими чертами:
1. Основанием наступления является административный проступок.
2. Мерой ответственности является административное взыскание.
3. Особый круг и множественность органов имеющих право на наложение ответственности.
4. Особый порядок привлечения к административной ответственности наступает на основе норм административного права.
5. Некоторые административные проступки (мелкая кража, мелкое хулиганство) по объективной стороне сходны с преступлениями (кража, хулиганство) ответственность за которые установлена Уголовным Кодексом РФ, но их отличает меньшая степень общественной опасности и, как следствие, меньшая строгость санкций.
Административная ответственность может наступить после выявления административного правонарушения в области:
- антимонопольного законодательства;
- трудового законодательства;
- законодательства о рекламе;
- законодательства о выборах и референдумах;
- законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- валютного законодательства;
- законодательства о защите прав потребителей;
- налогов и сборов;
- таможенного дела;
- охраны окружающей среды;
- производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- пожарной безопасности;
- дорожного движения и на транспорте;
- конечно же, административного законодательства.
Но необходимо помнить, что согласно ст.1 нового Кодекса, законодательство об административных правонарушениях состоит только из законов. Из этого следует, что с 1 июля 2002 г. не действуют указы Президента РФ, акты глав субъектов РФ и иные подзаконные акты об административной ответственности. Законы субъектов Российской Федерации, не приведенные в соответствие с новым КоАП в срок до 1 июля 2002 г., утратили силу в части, противоречащей КоАП РФ .
Законодательного закрепления понятия «административная ответственность» в Российской Федерации не существует. Только анализ статей гл.1 Кодекса об административных правонарушениях позволяет сделать вывод, что законодатель под административной ответственностью понимает назначение судьями, уполномоченными органами и должностными лицами предусмотренного законом наказания за административное правонарушение, несмотря на то, что гл.2 КоАП РФ называется "Административное правонарушение и административная ответственность": в ст.2.1 закрепляется понятие административного правонарушения как основания административной ответственности, а понятия административной ответственности не дано.
Административные правонарушения в сфере предпринимательской деятельности:
основания административной ответственности,
их признаки и виды.
Основанием юридической ответственности может выступать только правонарушение: основанием административной ответственности может выступать только административное правонарушение. Исключения, подтверждающие данное правило, могут предусматриваться законодательством. В законодательстве понятие административного правонарушения было сформулировано в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик от 23 октября 1980г . В настоящее время данное понятие с уточнением содержится в КоАП РФ.
Согласно п. 1 ст. 2.1. Законодатель признает «административным правонарушением» лишь противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Понятие административного правонарушения раскрывается через его основные юридические признаки:
1. административного правонарушения - действие (активное волевое поведение) или бездействие (пассивное поведение). Так, совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий, (ст. 14.22) – действие, а неисполнение обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд (п. 2 ст. 14.13) – бездействие.
2. противоправность административного правонарушения, то есть нарушение действием (или бездействием) установленными нормами административного права специальных правил, стандартов. Противоправность представляет собой осознанное нарушение требований права. Деяние противоправно, если оно представляет собой неисполнение юридической обязанности или злоупотреблением права, то есть если оно правом запрещено и влечет за собой применение санкции правовых норм в случае его совершения . Правонарушением не является то, что правом не запрещено. Должна нарушаться конкретная норма закона, то есть нарушаются нормы именно законодательства об административных правонарушениях. Если деяние лица нарушает нормы Уголовного кодекса, то налицо преступление, если - Налогового кодекса, то - налоговое правонарушение, а не административное правонарушение.
3. виновность - это сознательное, ответственное отношение человека к своим поступкам и окружающей деятельности. Только виновное (умышленное или неосторожное) нарушение субъектов установленных правил влечет административную ответственность. Данное положение отвергает возможность объективного вменения, т.е. привлечения к административной ответственности без учета наличия вины.
4. наказуемость означает, что административным правонарушением может быть признано только конкретное противоправное, виновное действие (бездействие), за которое КоАП РФ или законы субъектов РФ устанавливают административная ответственность, т.е. предусматривают применение к нарушителю закрепленных в КоАП мер административных наказаний. Это применение юрисдикционными органами административного наказания. Наказание назначается в пределах, установленных законом, который предусматривает ответственность за данное административное правонарушения.
К сожалению, как в КоАП РСФСР, так и в новом Кодексе об административных правонарушениях РФ законодатель не указал на такой юридический признак правонарушения, как общественная опасность . Административное правонарушение, являясь противоправным деянием, уже содержит в себе признаки общественной опасности. Кроме того, представляется, что этот признак присущ не только преступлениям (ст.14 УК закрепляет данный признак), как утверждают некоторые ученые-административисты , но и административным правонарушениям, так как объект посягательства у них часто совпадает, но степень общественной опасности во многих случаях является критерием разграничения правонарушений от преступлений. Так, мелким хищением чужого имущества - правонарушением в соответствии со ст.7.27 КоАП признается хищение, если стоимость похищенного не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством РФ; если стоимость похищенного выше, то деяние квалифицируется как уголовное преступление, ответственность за которое предусмотрена ст.158, 159, 160 УК. Суть общественной опасности заключается в том, что она наносит вред либо создает угрозу причинения вреда интересам личности, общества, государства. Вред может иметь материальный или моральный характер, быть измеримым или нет, более или менее значительным, ощущаем отдельным человеком или обществом в целом . Правонарушения различаются по степени вредности и поэтому различны по степени общественной опасности.
Для уяснения сути административного правонарушения недостаточно одних юридических признаков - необходимо определить и юридический состав административного правонарушения, т.е. установить совокупность обязательных элементов явления для того, чтоб оно могло считаться правонарушением.
Состав правонарушения включает в себя следующие элементы: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Практически сразу по прочтении нормы пытливый юридический ум обратит внимание на то, что в статье 2.1 КоАП РФ отсутствует указание на объект правонарушения. Но внимательный исследователь отметит, что объект фигурирует в статье 1.2 КоАП РФ, а именно: охрану ниже перечисленных объектов законодатель называет задачами законодательства об административных правонарушениях:
- защита личности;
- охрана прав и свобод человека и гражданина;
- охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- защита общественной нравственности;
- охрана окружающей среды;
- охрана установленного порядка осуществления государственной власти;
- охрана общественного порядка и общественной безопасности, собственности;
- защита законных экономических интересов физических и юридических лиц;
- защита общества и государства от административных правонарушений;
- а также предупреждение административных правонарушений.
Архитектоника Особенной части Кодекса об административных правонарушениях содержит конкретные общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, например: административные правонарушения в области охраны собственности (в частности, право на собственность в любой форме), административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (нарушение законодательства о рекламе) и др.
Объект – это то, на что правонарушитель посягает.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, которые охраняются нормами законодательства об административных правонарушениях.
Виды объекта:
- общий;
- родовой;
- видовой;
- непосредственный.
Общим объектом признаются общественные отношения, которые регулируется различными отраслями права (конституционным, трудовым, финансовым и другим), а охраняется административными наказаниями. Некоторые исследователи-правоведы в рамках общего объекта выделяют общий профилактический объект – то есть предупреждение административных правонарушений.
Родовой объект - совокупность однородных общественных отношений, на которые посягает административное правонарушение, определяется в Особенной части КоАП, например, административные правонарушения в области предпринимательской деятельности, административные правонарушения, посягающие на права граждан, административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность и т.д.
Видовой объект – специфическая группа общественных отношений, которая является общей для ряда правонарушений одного рода, разновидность родового объекта (например, правила дорожного движения, правила воинского учета, правила приграничного режима).
Непосредственный объект – конкретное общественное отношение, которое охраняется административной санкцией. Это покушение на конкретное благо, интересы, личность, здоровье, имущество гражданина и т.д..
Объективная сторона правонарушения - это система признаков, которые характеризуют внешнее проявление административного правонарушения, что выражается в действии (или бездействии), причинившем вред общественным отношениям, а также в способе, месте, времени, орудии и средствах совершения правонарушения и др. обстоятельствах. В составах конкретных правонарушений закреплены различные признаки, но обязательным является действие (или бездействие). Большинство правонарушений выражается в виде действий, то есть в виде поведения человека, активно нарушающего правоотношение, защищаемое законом. Бездействие – это пассивное поведение человека, когда лицо должно было действовать во исполнение своих обязанностей, но не совершало необходимых и достаточных действий.
Другие признаки могут быть также указаны в конкретной норме. В ст.14.27 указывается на способ совершения правонарушения: "проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления". В ст.14.23 закрепляется время совершения правонарушения: "осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом".
Объективную сторону правонарушения некоторые авторы характеризуют и такими признаками, как повторность, систематичность, злостность . Другие ученые выделяют неоднократность (признается только для однородного действия (или бездействия)); повторность – совершение одним и тем же лицом в течение 1 года однородного правонарушения, за которое уже подвергался административному взысканию; длительность – действия (или бездействие), связанное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности, это правонарушение едино; и продолжительность правонарушения – деяние совершается одним и тем же лицом путем нескольких тождественных действий .
Так, ст.3.8 предусматривает, что "лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом". Однако в статьях Особенной части КоАП, закрепляющих составы административных правонарушений, нет указаний на данные признаки объективной стороны. Только в одной статье - 15.11 - говорится о грубом нарушении правил ведения бухгалтерского учета. Из анализа статей, предусматривающих административное наказание в виде лишения управления транспортным средством, можно сделать вывод, что вопрос о признании правонарушения грубым решается по усмотрению уполномоченного должностного лица либо судьи. Например, ст.12.24 гласит: "Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до восьми минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев".
Признаки объективной стороны имеют важное значение для квалификации административных правонарушений.
Субъектом правонарушения является лицо, совершившее административное правонарушение и обладающее деликтоспособностью - физические и юридические лица. В рамках общего субъекта - физического лица - КоАП определяет и специальных субъектов. К ним относятся несовершеннолетние, лица в возрасте от 16 до 18 лет (ч.2 ст.2.3), должностные лица (ст.2.4), военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов (ст.2.5), иностранные граждане и лица без гражданства (ст.2.6). Выделение специальных субъектов обусловлено особым порядком привлечения их к административной ответственности, который определяется КоАП и специальными нормативными актами.
Впервые КоАП закрепил в качестве субъекта административного правонарушения юридическое лицо. Автор подробнее рассмотрит данный вопрос в третьей части работы.
В ч.3 ст.2.1 закрепляется важное положение о том, что субъектом одного правонарушения могут быть одновременно и физическое, и юридическое лицо. При этом назначение наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо. Одновременно привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Следовательно, орган, рассматривающий конкретное дело об административном правонарушении, должен будет доказать вину как юридического лица, так и физического.
Субъективная сторона - это совокупность признаков, которые характеризуют отношение правонарушителя к содеянному и его последствиям, выражающаяся в вине. Вина есть психическое отношение лица к совершенному им противоправному действию и возможным их последствиям. Она может быть выражена в двух формах:
1. Умышленная. Ее разновидности:
- прямой умысел;
- косвенный умысел.
2. Неосторожность. Она подразделяется:
- легкомыслие;
- небрежность.
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (или бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий (прямой умысел) или сознательно их допускало либо относилась к ним безразлично .
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (или бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий (самонадеянность) либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность) .
Только за виновное противоправное действие (бездействие) наступает юридическая ответственность. Что касается виновности физических лиц, то она отражает психическое отношение лица к совершаемым действиям и их последствиям. Сложнее обстоит дело с установлением вины юридического лица. В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП для того, чтобы признать юридическое лицо виновным в совершении административного правонарушения, необходимо доказать, что юридическое лицо (его коллектив, администрация, должностные лица) могло, но не приняло всех мер, необходимых для обеспечения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность. В этих целях орган, которому подведомственны дела данной категории, может назначать экспертизы (ст.26.4 КоАП РФ), брать пробы, образцы почерка и образцы товаров и иных предметов, необходимых для проведения экспертизы, применяя при этом фото- и киносъемку, видеозапись и иные установленные способы фиксации вещественных доказательств (ст.26.5 КоАП РФ), приобщать документы, в которых содержатся сведения, имеющие значение для производства по делу (ст.26.7 КоАП РФ), использовать показания специальных технических средств (ст.26.8 КоАП РФ), истребовать сведения, необходимые для разрешения дела (ст.26.10 КоАП РФ), и т.д.
При отсутствии вины отсутствует состав правонарушения. То есть это обязательный признак субъективной стороны. Наряду с ним могут быть факультативные признаки. К ним относятся: мотив и цель. То есть они необходимы для наступления административной ответственности только в отдельных случаях, а не для всех административных правонарушениях. К примеру, при совершении мелкого хищения путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты обязателен корыстный мотив. А такому административному правонарушению, как уничтожение или повреждение чужого имущества другого лицу, присуща цель, как причинение имущественного ущерба другому лицу.
Единственным основанием наступления административной ответственности в соответствии со ст.2.1 КоАП РФ является совершение административного правонарушения, характеризующегося всеми необходимыми юридическими признаками (действие (или бездействие), противоправность, виновность, наказуемость) и включающего в состав все предусмотренные нормой права элементы (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).
Для определения административной ответственности в области предпринимательской деятельности нам необходимо уяснить понятие предпринимательской деятельности. В соответствии со ст.34 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
Гражданское законодательство определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную деятельность физического или юридического лица, осуществляемую им на свой риск и направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (статья 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Существуют и другие попытки определить предпринимательскую деятельность. Так, О. Макаров формулирует понятие предпринимательской деятельности следующим образом: коммерческая (предпринимательская) деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от передачи своего имущества, работ и услуг в чужую собственность, владение, пользование или распоряжение. Ученые-правоведы справедливо отмечают, что определение, данное законодателем, не вполне раскрывает понятие предпринимательской деятельности и не позволяет отграничить предпринимательство от других видов деятельности. По логике этого определения к предпринимательской могут быть отнесены просветительская, научная, культурная деятельность (систематическое чтение платных лекций, публикация статей, написание для продажи картин и т.д.) и многие другие виды социальной активности, которые традиционно не считаются предпринимательством. Не случайно служащим государственного аппарата, судьям народных и арбитражных судов предпринимательство запрещено, однако им разрешается заниматься научной, преподавательской и творческой деятельностью. Вместе с тем согласно ст.48 Закона РФ "Об образовании" индивидуальная трудовая педагогическая деятельность с получением доходов признается предпринимательской и подлежит государственной регистрации.
Глава 14 Особенной части КоАП РФ кодифицирует ответственность в области предпринимательской деятельности. Содержащиеся в этой главе составы административных правонарушений большей частью касаются юридических лиц и предпринимателей. Данная глава подразумевает административную ответственность не только лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, но и организаций. Поэтому встает вопрос: что же такое предпринимательская деятельность в контексте административной ответственности?
Как любая социальная деятельность предпринимательская деятельность может осуществляться на индивидуальной или коллективной основе. Коллективная предпринимательская деятельность может осуществляться как с образованием юридического лица, так и без его образования (например, договор простого товарищества). Некоммерческие юридические лица не входят в число предпринимателей.
Признание необходимости беспрепятственного осуществления прав влечет за собой их защиту от правонарушений. Одним из вариантов реализации права на защиту является обращение к компетентным государственным или общественным органам с требованием применить к правонарушителю меры государственно-принудительного характера, в том числе задействовать механизм административной ответственности. Одним из оснований применения административной ответственности в предпринимательской деятельности выступает вина, поскольку административная ответственность применяется только при наличии вины .
Новые правонарушения - закономерное следствие кардинальных экономических, политических и правовых изменений, происшедших за последние годы в Российской Федерации.
Юридический состав административного правонарушений в сфере предпринимательской деятельности.
Законодатель отвел целую главу КоАП РФ административным правонарушениям в области предпринимательской деятельности. Здесь перечислены 27(!) юридических составов, как то: осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии); нарушение законодательства о рекламе; продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил; продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин; нарушение порядка ценообразования; обман потребителей; неправомерные действия при банкротстве и другие. Как можно заметить, охват административно-правового регулирования в сфере предпринимательства достаточно широк, но общие черты административных правонарушений в области предпринимательской деятельности я считаю необходимым выделить.
Общий объект данных правонарушений можно охарактеризовать как правила осуществления предпринимательской деятельности юридического в целом (от регистрации до производственного процесса), от уровня развития которой зависят все сферы социальной и политической жизни страны. Вред, причиняемый правонарушениями в области предпринимательской деятельности, носит многосторонний характер, несет в себе реальную угрозу как экономической, так и национальной безопасности РФ в целом.
Субъектом данных правонарушений является в большинстве случаев не только юридическое лицо, но и полномочное должностное лицо организации.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого или косвенного умысла. Юридическое лицо и должностное лицо знают о том, что запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность с нарушениями в организации или производстве той или иной услуги, осознают противоправность своих действий, желают извлечения прибыли.
В ряде статей рассматриваемой группы правонарушений, причиненный вред и порядок его определения выступают в качестве квалифицирующего признака (например, п.2 ст.14.4 КоАП РФ - продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей),
Подчеркну, что размер причиненного вреда может стать обстоятельством, отягчающим административную ответственность. При этом, если ущерб сопряжен с извлечением прибыли в крупном размере, квалификация правонарушения осуществляется по соответствующим статьям УК РФ. Так, например, незаконное предпринимательство по ст.171 УК РФ.
Строго определенный размер дипломной работы позволит нам рассмотреть наиболее подробно лишь некоторые юридические составы. Особое внимание наиболее уместно уделить новеллам КоАП РФ.
Новые правонарушения - закономерное следствие кардинальных экономических, политических и правовых изменений, происшедших за последние годы в России. Актуальным в настоящее время является вопрос о нарушении законодательства о рекламе. Реализация ответственности за нарушение норм, заложенных в Гражданском кодексе РФ , Законе о рекламе , Законе о защите прав потребителей предусмотрена ст. 14.3. КРФоАП, которая гласит, что нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) - влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 20 до 25 пяти минимальных размеров оплаты труда;
- на должностных лиц - от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда;
- на юридических лиц - от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда.
В данном случае виновное лицо осуществляет ненадлежащую рекламу. При этом используется реклама в целях дезинформации потребителей и иных лиц. Зачастую используется ложная информация, что выражается в недобросовестной рекламе, либо недостоверной рекламе, либо в скрытой рекламе. Также распространяется ложная информация относительно товаров (работ, услуг) и их изготовителей (исполнителей, продавцов).
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, изучив практику рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе, и в соответствии со ст. 16 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», издал Информационное письмо для арбитражных судов с выработанными рекомендациями .
Согласно данному письму антимонопольные органы вправе обращаться в суд с требованием о взыскании с юридического лица штрафа за ненадлежащую рекламу.
Антимонопольный орган принял решение о наложении штрафа за ненадлежащую рекламу. Поскольку штраф не был уплачен добровольно, антимонопольный орган обратился в арбитражный суд с требованием о его принудительном взыскании.
Суд в удовлетворении требований отказал, исходя из того, что антимонопольный орган не правомочен налагать штрафы, а юридическое лицо не может быть привлечено к административной ответственности за нарушения, указанные в п. 2 ст. 31 Федерального закона от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе».
Апелляционная инстанция решение суда отменила и требование антимонопольного органа удовлетворила, руководствуясь следующим.
В данном случае на последней полосе газеты, издаваемой организацией, была размещена реклама алкогольных напитков в нарушение запрета, установленного п. 2. ст. 16. Закона «О рекламе».
Согласно ст. 2 Закона «О рекламе» реклама, в которой не соблюдены определенные законодательством требования к месту и способу ее распространения, является ненадлежащей. В объяснениях, представленных антимонопольному комитету, организация факт ненадлежащей рекламы признала.
В соответствии со ст. 30 Закона ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы, несет рекламораспространитель.
Под рекламораспространителем понимается юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств вещания, каналов связи, эфирного времени, и иными способами (ст. 2 Закона).
На основании п. 2 ст. 31 Закона ненадлежащая реклама влечет административную ответственность в виде предупреждения или штрафа до 200 МРОТ.
Следовательно, вывод суда о том, что субъектом названной ответственности не может быть юридическое лицо, противоречит Закону.
В соответствии со ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны экономические споры о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания.
Следовательно, антимонопольные органы вправе обращаться в суд с требованиями о взыскании с нарушителей штрафов за ненадлежащую рекламу.
Объектом правонарушения выступают общие и специальные требования к процессу производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц), а также рынка ценных бумаг, установленные Федеральным законом от 18 июля 1995 г. "О рекламе". В частности, реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или используемого средства распространения; реклама на территории РФ распространяется на русском языке и по усмотрению рекламодателей дополнительно на государственных языках республик и родных языках народов РФ .
Реклама товаров, реклама о самом рекламодателе, если осуществляемая им деятельность требует специального разрешения (лицензии), но такое разрешение не получено, а также реклама товаров, запрещенных к производству и реализации в соответствии с законодательством РФ, не допускается.
Объективная сторона характеризуется как действием, так и бездействием, совершаемым рекламодателем, рекламопроизводителем или распространителем рекламы в виде ненадлежащей рекламы или отказа от контррекламы. Под ненадлежащей рекламой понимается недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой нарушены требования к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством РФ.
Недобросовестной, недостоверной, неэтичной рекламой является реклама, которая дискредитирует юридических и физических лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами; содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром других юридических и физических лиц, а также высказывания, образы, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента; вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара посредством имитации (копирования или подражания) общего проекта, либо посредством злоупотребления доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний, в том числе в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации.
Отказ от контррекламы - невыполнение обязанности опровергнуть ненадлежащую рекламу в целях ликвидации вызванных ею последствий. Контрреклама осуществляется посредством того же средства распространения, с использованием тех же характеристик, продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая ненадлежащая реклама. Содержание контррекламы согласовывается с федеральным антимонопольным органом, который установил факт нарушения и принял соответствующее решение о его исправлении.
Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа (его территориального органа) является невыполнением рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем обязанности в установленный срок представлять достоверные документы, объяснения в устной и письменной форме, видео- и звукозаписи, а также иную информацию, необходимую для осуществления их законных полномочий. Непредставление в установленный срок сведений по требованию федерального антимонопольного органа (его территориального органа) образует юридический состав правонарушения, предусмотренный ст.19.8 КоАП (непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы или органы регулирования естественных монополий).
Субъективная сторона административного правонарушения за ненадлежащую рекламу характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
Субъектом правонарушения за ненадлежащую рекламу выступает специальный субъект: рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель - должностное лицо. Субъектом административной ответственности выступают и юридические лица.
Статьей 14.1 Кодекса предусмотрен совершенно новый состав административного правонарушения, который в старом Кодексе также отсутствовал, – осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии). Так, в случае отсутствия регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо юридического лица физическое лицо несет ответственность в виде штрафа в размере от 5 до 20 МРОТ.
Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна, повлечет за собой более строгое наказание, а именно: для граждан – штраф в размере от 20 до 25 МРОТ, для должностных лиц – штраф от 40 до 50 МРОТ, для юридических лиц – от 400 до 500 МРОТ. Кроме того, вся изготовленная продукция, орудия производства и сырье, предназначенные для производства продукции, могут быть конфискованы.
Весьма суровые штрафы предусмотрены новым Кодексом и для случаев осуществления предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией. Подобное деяние влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 20 МРОТ; на должностных лиц – от 30 до 40 МРОТ; на юридических лиц – от 300 до 400 МРОТ.
Следует сказать, что размер штрафов за совершение деяний, предусмотренных ст. 14.1 нового Кодекса, по сути сопоставим со штрафами за совершение уголовных преступлений, предусмотренных ст. 171 «Незаконное предпринимательство» УК РФ.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются правила осуществления предпринимательской деятельности, от уровня развития которой зависят все сферы социальной и политической жизни страны. Вред, причиняемый правонарушениями в области предпринимательской деятельности, носит многосторонний характер, несет в себе реальную угрозу как экономической, так и национальной безопасности РФ в целом.
Осуществление предпринимательской деятельности предусматривает ограничение проявлений собственной воли и действий ее субъектов. Это обусловлено необходимостью воздействовать на экономическую систему в целом с целью предупреждения и уменьшения объективно существующих негативных проявлений рынка. Ограничение проявлений собственной воли и действий предпринимателей применяется в той мере, в какой, согласно п.3 ст.55 Конституции, это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Непосредственным объектом выступают: установленный порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц; порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.
С объективной стороны правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.14.1, характеризуется активным действием и выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица. Порядок государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя или получения специального разрешения (лицензии) регламентируется нормами ГК (ст.2, 51, 52); федеральными законами от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц", "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Государственная регистрация юридических лиц - акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах. Государственная регистрация осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя предусматривает выдачу свидетельства о регистрации без внесения записи в Государственный реестр. Для регистрации гражданин должен подать заявление, составленное по установленной форме, и документ об оплате регистрационного сбора. Выдается свидетельство администрацией местного самоуправления. Свидетельство является бессрочным и утрачивает юридическую силу, если сам предприниматель подает заявление об аннулировании регистрации и выданного ему свидетельства, либо на основании судебного решения.
Объективная сторона правонарушения, установленного п.2 ст.14.1, характеризуется действием и выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое решение (лицензия) обязательно (обязательна). Понятие и порядок выдачи лицензии (разрешения) определяется Федеральным законом о лицензировании отдельных видов деятельности.
Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. В решении о предоставлении лицензии и в подтверждающем наличие лицензии документе указываются: наименование лицензирующего органа; наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; лицензируемый вид деятельности; срок действия лицензии; идентификационный номер налогоплательщика; номер лицензии; дата принятия решения о предоставлении лицензии.
На каждый вид деятельности, указанный в Законе о лицензировании отдельных видов деятельности, предоставляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которой предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Федерации, может осуществляться на всей территории РФ. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться на территориях иных субъектов РФ при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Срок действия лицензии не может быть менее пяти лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Срок действия лицензии продлевается в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.
Пункт 3 статьи 14.1 с объективной стороны характеризуется действием (бездействием) и выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В качестве такого условия может быть предусмотрено соблюдение лицензиатом экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.
Учитывая, что диспозиция п.3 является бланкетной, при привлечении к ответственности следует устанавливать, какое условие, предусмотренное специальным разрешением (лицензией), нарушено.
По юридической конструкции правонарушение, предусмотренное ст. 14.1, образует формальный состав, то есть правонарушение считается оконченным с момента осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии). При этом вопрос о возможности признания осуществления предпринимательской деятельности решается в зависимости от продолжительности и интенсивности возмездных действий, объема получаемой прибыли. Единичные действия не могут признаваться предпринимательской деятельностью.
Субъектом правонарушения может быть любое юридическое лицо, физическое лицо, достигшее шестнадцати лет, должностное лицо, на которых в силу осуществления ими предпринимательской деятельности лежит обязанность регистрации, получения разрешения (лицензии) либо соблюдения условий лицензирования.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого или косвенного умысла. Индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, должностное лицо знают о том, что запрещено без государственной регистрации осуществлять предпринимательскую деятельность, осознают противоправность своих действий, но им(и) движет желание извлечения прибыли.
Причиненный вред и порядок его определения в качестве квалифицирующего признака данной статьей не устанавливаются, но предполагаются. Как уже указывалось, размер причиненного вреда может стать обстоятельством, отягчающим административную ответственность. При этом, если ущерб сопряжен с извлечением прибыли в крупном размере, квалификация правонарушения осуществляется по ст.171 УК (Незаконное предпринимательство).
Кроме ответственности субъектов предпринимательской деятельности за нарушения законодательства РФ о государственной регистрации в ст. 14.25 нового Кодекса установлена также административная ответственность органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц. В частности, должностные лица указанных органов теперь будут нести ответственность за несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, а также за незаконный отказ в предоставлении или несвоевременном предоставлении сведений, содержащихся в едином реестре юридических лиц.
Объект правонарушения - общественные отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц, установленные Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц", иными нормативными актами Российской Федерации.
Как уже упоминалось государственная регистрация юридических лиц представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с упомянутым Федеральным законом.
Объективная сторона ч.1 ст.14.25 характеризуется действием (бездействием) и выражается в несвоевременном или неточном внесении записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц.
Под несвоевременным следует понимать внесение записей в срок более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Неточное внесение – внесение недостоверных данных и документов о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц. Это может быть неточное указание организационно-правовой формы юридического лица, наименования, сведений об учредителях, даты регистрации изменений, размера указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или др.) и других вопросов, касающихся содержания государственного реестра.
Нарушение ч.2 ст.14.25 с объективной стороны находит проявление в несоблюдении требований предоставления сведений, содержащихся в государственном реестре, предусмотренных законодательством о государственной регистрации.
Незаконным считается отказ в предоставлении любых сведений, содержащихся в государственном реестре, за исключением паспортных данных физических лиц и их идентификационных номеров налогоплательщиков.
Несвоевременным предоставлением сведений, содержащихся в едином государственном реестре, следует считать несоблюдение установленного пятидневного срока предоставления сведений со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса.
Квалификация правонарушения по ч.3 ст.14.25 возможна, если противоправное действие (бездействие) характеризуется: непредоставлением, или несвоевременным предоставлением, или предоставлением недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случаях, если такое предоставление предусмотрено законом.
Под непредоставлением или несвоевременным следует считать предоставление сведений в нарушение срока, необходимого для такого предоставления. Указанный срок составляет пять рабочих дней. Датой представления документов при осуществлении регистрации является день их получения регистрирующим органом.
Недостоверные сведения – сведения, имеющие неточности, искажения в содержании представленных на государственную регистрацию документов.
Объективная сторона ч.4 комментируемой статьи характеризуется активным действием и выражается в предоставлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Заведомо ложными являются сведения, которые точно были известны представившему их лицу.
С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Правонарушение, предусмотренное ч.4, может быть совершено только умышленно. Лицо знает, осознает противоправный характер действия, и при этом представляет заведомо ложные сведения.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ч.1, 2, является должностное лицо органа, осуществляющее государственную регистрацию юридических лиц.
Из смысла и содержания ч.3 следует, что субъектом правонарушения может быть должностное лицо соответствующего юридического лица, а также должностное лицо органа, осуществляющего лицензирование.
За совершение правонарушения, предусмотренного ч.4 настоящей статьи, к административной ответственности привлекается должностное лицо юридического лица.
Особенности административной ответственности
юридических лиц
Еще раз обратимся к факту, что с 1 июля 2002 года вступил в действие новый Кодекс РФ об административных правонарушениях. Одной из его основных особенностей в отличие от действовавшего до этого КоАП РСФСР является то обстоятельство, что новым Кодексом предусматривается значительное количество административных правонарушений, ответственность за совершение которых возлагается на юридических лиц.
В последнее десятилетие был принят ряд законов, позволяющих привлекать к административной ответственности за совершение отдельных правонарушений юридические лица. Однако, поскольку самим КоАП РСФСР вопросы административной ответственности юридических лиц не регламентировались, применение к ним мер административной ответственности не имело массового характера. Новым же КоАП РФ институт административной ответственности юридических лиц полностью признается и получает мощное развитие.
Из 402 статей, составляющих особенную часть КоАП РФ, в 214 (т.е. в 53 % статей) предусматривается ответственность юридических лиц либо наряду с ответственностью граждан и должностных лиц, либо сама по себе.
К административным правонарушениям юридических лиц относятся в основном правонарушения, связанные с их предпринимательской и иной организационно–хозяйственной деятельностью. Это административные правонарушения в следующих областях:
• в области охраны собственности (из 28 статей, входящих в данную главу Кодекса, 23 предусматривают ответственность юридических лиц);
• в области охраны окружающей природной среды и природопользования (из 40 статей, входящих в данную главу Кодекса, 35 предусматривают ответственность юридических лиц);
• в промышленности, строительстве и энергетике (из 14 статей, входящих в данную главу Кодекса, 13 предусматривают ответственность юридических лиц);
• в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (из 14 статей, входящих в данную главу Кодекса, 13 предусматривают ответственность юридических лиц);
• в области связи и информации (из 24 статей, входящих в данную главу Кодекса, 20 предусматривают ответственность юридических лиц);
• в области предпринимательской деятельности (из 25 статей, входящих в данную главу Кодекса, 18 предусматривают ответственность юридических лиц);
• в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (из 26 статей, входящих в данную главу Кодекса, 15 предусматривают ответственность юридических лиц);
• нарушения таможенных правил (все 22 статьи данной главы Кодекса предусматривают ответственность юридических лиц).
Из 193 статей, содержащихся в указанных главах КоАП РФ, 159 статей (82%) предусматривают ответственность юридических лиц.
Кроме того, согласно КоАП РФ правонарушения, в том числе юридических лиц, установление ответственности за которые не входит в предмет ведения Российской Федерации, могут предусматриваться и законами субъектов РФ об административных правонарушениях.
Значительны величины и самих размеров административных наказаний, предусматриваемых в отношении юридических лиц. Например, административный штраф за нарушения: законодательства об исключительной экономической зоне Российской Федерации; антимонопольного, таможенного, валютного законодательства; законодательства о естественных монополиях, о рекламе, об охране окружающей природной среды, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, налагаемый на юридических лиц, может достигать величины, в пять тысяч раз превышающей минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на момент окончания или пресечения правонарушения. Административный штраф за ряд правонарушений исчисляется, исходя из стоимости предмета административного правонарушения или суммы неуплаченных налогов, сборов, незаконной валютной операции, достигая трехкратного размера соответствующей величины. В подобных случаях суммы административного штрафа, налагаемого на юридических лиц, могут составлять баснословные размеры.
Помимо штрафных санкций за целый ряд правонарушений юридических лиц в качестве дополнительного административного наказания предусмотрена конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.
Так, в соответствии со ст. 6.14 КоАП производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам может повлечь наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до двух тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов.
Согл
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote