В колонках играет - Ляпис Трубецкой - КерчьНастроение сейчас - хорошее"1984 год, советская глубинка. Маньяк похищает дочку секретаря райкома, чтобы на ней жениться. Неожиданно мощный фильм отошедшего было на покой Балабанова - рефлексия на тему советского прошлого и настоящего в формате фильма ужасов" Вот такая вот маленькая заметка на полях "Афишы", посвященная фильму "Груз 200". Я на него не ходил и не собираюсь. Очередная кинопостановка про моральных уродов. Не очень я понимаю, зачем такие фильмы снимать. Господин Балабанов видно испытал какие-то травмы в глубоком детстве. Существуют общепринятые нормы морали, через которые не следует переступать. Не обо всем принято говорить, а тем более показывать это на широкую публику, даже в нравоучительных целях. Или какие цели перед собой ставил этот режиссер и сценарист? И кому он это хочет показать? Ужасы войны в Чечне, издевательства над пленными? Спасибо, у всех есть телевизор, и все это видели предостаточно. Мы это всё знаем! Или вы хотите показать нам, что так нельзя, это плохо, это ведет к тому-то и тому? После восемнадцати научить хорошему очень сложно, а вот приучить к плохому очень легко. А раньше ни на один фильм Балабанова я бы к показу не допускал. Пускай "Мойдодыра" читают и Маяковского. Ненависть к жителям Кавказа, "черножопым", как их мило называет Данила Багров... Я служил с этими людьми в армии, и поверьте мне, зачастую на них можно было положиться гораздо с большей уверенностью, чем на любого русского в роте. У моей хорошей приятельницы были знакомые чернокожие студенты - все они хотя бы один раз пострадали от скин-хедов! Конечно, возможно, Балабанов всё это прекрасно знает, и изъясняется с нами символами. А я, такой невежда, ничего и понять-то не могу. Но только эти символы имеют форму не очень приятную, а порой и омерзительную, и многими это расценивается как призыв к другого рода действиям. Ладно, поверим в благоразумие зрителей. Половина разглядела знаки Балабанова в правильном свете, вторая восприняла всё как хороший блокбастер. Но блокбастер кончается на "Брате 2" и "Войне". В остальном я хватаюсь за голову. Лучше бы снимал что-нибудь наивное как "Мне не больно". или окровенно стебевое, как "Жмурки". Но кто ему дал снять "Про уродов и людей"? Великолепная стилистика, виды Петербурга, которые сейчас, спустя десять лет, уже не найдешь, талантливейшие актеры!.. И этот сценарий, порождение совершенно больного рассудка! Гротескные, набросанные грубыми мазками, персонажи оказываются все до одного совершенными уродами. Самый, наверное, безобидный - Виктор Иванович, герой Сухорукова. Поскольку им, как мне показалось, движет лишь жажда денег. Путилов, юноша-фотограф, попавший в зависимость от негодяя Иогана, оказывается тряпкой и размазней. Лиза, казалось бы, в этом фильме наиболее страдательное лицо, с самого начала имела склонность к мазахизму, поэтому дальнейшая ее судьба, в общем-то, вполне предопределенна. Даже Екатерина Кирилловна, слепая приемная мать сиамских близнецов, страстно влюбляется в подонка Виктора Ивановича. В конце концов каждый злодей получает по заслугам, а жертвы бегут, но... возвращаются опять же к своим порокам, тайным и явным страстям, не в силах совладать с ними. В чем же мораль? Почему это снова вызывает у меня омерзение? И ведь не только у меня одного. Каждый герой мне противен, они жалки и никчемны. И что же? Я, плюясь и открещиваясь, должен всячески оберегать свою душу и тело от подобных увлечений? Стать "нормальным пацаном"? Или мучиться чувством невыносимого стыда за собственные маленькие пороки, тайные фантазии? Нет. Может, я наивен, но и кино это не так глубоко. Пытаясь общаться со зрителем предельно простым языком, Балабанов опять не достигает своей цели. Тыканием морды в дерьмо, от плохого не отучишь. Я не котенок. А многие могут и испугаться собственных тараканов, посмотрев этот фильм. Мальчик, который не любит девочек, никогда не станет живущим полной жизнью геем, и будет всю жизнь страдать. Человек, который любит испытывать боль, не позволит плетке прикоснуться к своей заднице. Девушка никогда не посетит нудисткий пляж и даже спать всегда будет в одной сорочке. Если эти люди посмотрели этот фильм в раннем детстве - всё! пиши - пропало! Если даже годам к пятнадцати, когда вроде уже и можно, но из прочитанных книг самой серьезной у них будет Коэльо, - они станут постоянными клиентами психотерапевта. В таких случаях безобидные отклонения от "нормы" могут приводить к гораздо более жутким метаморфозам, нежели любезно показанное нам с экрана господином Балабановым. Черт возьми, даже на меня это произвело впечатление! Я бы мог еще долго разглагольствовать, но лучше закончу. Вольные рассуждения на свободную или заданную тему редко когда приводили к чему-либо толковому. Почитайте лучше вместо меня какую-нибудь достойную книгу, что-нибудь из классики или того же Мураками, грустного и легкого. Сходите на "Гарри Поттера" с "Трансформерами". Или возьмите в прокате что-нибудь последнее российское, для семьи: "Любовь-Морковь", "В ожидании чуда", "Питер FM"... Это кино наполнено светом и улыбкой. Если хотите что-нибудь для ума и души, прошу пожаловать в Дом Кино или на какой-нибудь из мини-фестивалей, проходящих в городе. Послушайте МакSим или Джастина Тимберлейка,а если устали от попсы, последний альбом Ляписа Трубецкого, например. Расслабьтесь. Хотите пощекотать нервы, посмотрите "Планету Страха", хотите узнать, что такое жесть, посмотрите "Жесть". А глубже копать совсем ни к чему. Там грязно и отвратительно воняет. Жизнь замечательная штука, нужно ловить каждый ее миг и радоваться ему, ведь мир кругом так прекрасен. Вы помните свои самые счастливые моменты? Наверное, это было в далеком детстве. А в этом и суть - смотреть на окружающее глазами трехлетнего ребенка. Мир, где самое страшное наказание - стояние в углу. Веселитесь, но не слишком шалите!..
[640x480]