Es ist nicht leicht, ein Gott zu sein
26-05-2008 21:37
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Распад коллективного тела или мои мысли после «Трудно быть богом» Стругацких.
Человек в СССР является вещью социальной. Люди, подобно винтикам, вкручиваются в общественный механизм. Ритмическое повторение фигур, неотличимых по позе. Все вместе спаяны в единое коллективное тело. Этот организм – машина по производству радости. В один прекрасный момент машина решает производить продукцию на экспорт.
Целевой аудиторией выбирается планета Арканар – истинный рай для амбициозных экспортеров гуманизма и мира во всем мире. Спрашивать у обитателей неразвитого государства, а нужен ли им, собственно, предлагаемый товар, никто не собирается – светлые умы сотрудников земного Института Экспериментальной Истории решают внедрить своих агентов во все слои арканарского общества, для более полного и равномерного насыщения рынка. Пораскинув мозгами еще немного, прогрессоры приходят к выводу, что товар свой поставлять на планету они будут безвозмездно, то есть даром. А чем и кто за это заплатил на самом деле..
Несложно быть праведником, когда вокруг нет искушений. Дома, в СССР, Антон был уравновешенным, добрым и мягким человеком, образ которого здесь, в диком средневековом обществе, распадается на кусочки. На смену привычному единству коллективного тела приходит драматическое напряжение личных взаимодействий. Любовь, страх, ненависть – слова, выжженные огнем на сердце дона Руматы. Винтику общественного механизма и глубоко переживающей личности чертовски сложно уживаться в одном теле. Играя на своем поле, дон Румата все-таки побеждает, как животные инстинкты в определенных ситуациях преобладают над разумом, средневековье побеждает прогрессорство в лице этого ярчайшего персонажа. Могло ли быть иначе? Множество ответов на этот вопрос можно получить из диалога главного героя с доктором Будахом, однако все они сводятся к одному: нет. Действия прогрессоров ни при каком раскладе не могут являть собой добро, если конечно вам не кажется благом насильственная «замена» одного человечества на принципиально другое.
Другой любопытный вопрос: как могли люди, на своей шкуре испытавшие все «прелести» коммунистического строя, желать такого же «счастья» другой цивилизации? Или прогрессоры не догадывались, каких жертв и скольких человеческих жизней стоило установления этого режима в нашей стране?
Удивительно, насколько ситуация, описанная в романе Стругацких, похожа на современную Россию. У вас не возникает ощущения, что наши многоуважаемые политики не так далеко ушли от Базисной Теории фантастических прогрессоров? Мы активно (активнее не куда) стабилизируем экономику, боремся с инфляцией - упорная попытка избавиться от симптомов. Какое состояние самое стабильное? Правильно.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote