...а старшенький мне говорит: на улице дождь идет. Глянула в окно, а там не дождь, там январский снег. Кружится, летает и тает.


Здание банка "Аркада" и покровитель Киева Архистратиг Михаил скульптора Юрия Багалика (ул. Ольгинская, 3, выход из м. Крещатик на ул. Институтскую).
Высоко сижу, далеко гляжу, все вижу, все слышу.

Мурал на электрощитовой (ул. Ольгинская, 3), насколько мне известно, ноунейм, но так и просится название "На разрыв". Появился он в трагические для Украины дни 2014 года, автор - известный стрит-арт художник из Франции Жюльен Малланд (Julien Malland), работающий под псевдонимом Сет Глобпэйнтер (Seth Globalpainter).

Здание на пересечении улиц Ольгинской и Городецкого (она же Николаевская и Карла Маркса) в стиле позднего модерна известно как "Доходный дом Демченко" (1909 г.). Один из (NB!), потому что рядом, на соседней улице, у инженера Демченко было еще два таких немаленьких с претензией на богачества, а на господских Липках (помните у Мандельштама: "пахнут смертью господские Липки...") - роскошный особняк для семьи.
Дворянин по происхождению, инженер по образованию, коллежский асессор по чину, карьерист политического толка, примкнувший в партии власти, а дальше по ступенькам прыг-скок вверх - от гласного городской Думы до депутата IV Госдумы от Киева, человек активный, пронырливый и редкой удачи - это все о нем, о господине Всеволоде Яковлевиче Демченко, владельце доходных домов и торговой недвижимости в Киеве, земель в Киевской и Херсонской губерниях, да нескольких миллионов рублей. На чем заработал свои капиталы пацан? Да не поверите! На двух вечных столпах, двух бедах России по Гоголю - дураках и дорогах. Возглавив в 1906 г. комиссию по реконструкции улиц Киева, Демченко ничего лучшего не придумал, как закопать деньги в землю, простите, заняться мощением улиц.
За каких-то два строительных сезона (1909-1910 гг.) нашему инженеру удалось центр Города "одеть в брусчатку", плоскую часть мостили большими прямоугольниками, пригорки - малыми квадратными кубиками, выкладывая их мозаично. Базальт для мозаики закупали на Волыни, а вот прямоугольники, не поверите, в самой Швеции, да! Нетрудно догадаться, что кубики для мозаики из Швеции стоили на порядок дороже, да и доставка была не копеечная. Тут же появились слухи, что шведы благодарят "откатами", как сказали бы в наше время.
Но что сейчас говорить, когда некоторые из положенных Демченко мостовых сохранились до наших дней (считаем - 110 лет), как та же мостовая на улице Городецкого, на которой и стоит Доходный дом Демченко.
Доходный дом Демченко (ул. Городецкого, 17/1).

А рядом, в том месте, где последние 120 с хвостиком лет сквер с чугунным фонтаном Термена, когда-то был пруд. И вся эта холмистая местность в 10 га рядом с Крещатиком звалась по имени владельца усадьбой Меринга. И не было в пору Меринга никаких улиц здесь, и не было никаких доходных домов, и театра Соловцова (ныне Национальный академический драмтеатр им. И. Франко) тоже не было, как и не было Дома Городецкого, известного своими химерами.
Если приглядеться, химеры виднеются над крышей театра.

Но после смерти в 1887 г. профессора медицины Фридриха Меринга все стало иначе. И начался в Киеве строительный бум, и его единственный сын соорентировавшись по-быстрому в новых экономических условиях, отдал отцовскую усадьбу под застройку. И проложили здесь новых целых 4 улицы и даже площадь Николаевскую, где установили один из терменовских фонтанов, что стоит по сию зимнюю пору 2020 года.

А за фонтаном виднеется Дом Дьякова (1899 г.). Звали Дьякова Ипполитом и был он с 1906 по 1916 гг. городским главою (мэром, значит). В доме, где архитектор Добачевский (еще тот был типчик, но талантлив как чёрт!) соединил воедино античность с востоком, семья Дьякова занимала 2 и 3 этажи, была у них и домовая церковь, но прожив здесь 15 лет (1899 -1914 гг.), Дьяковы съехали в дом по соседству (не сохранился). А вот здание владелец-мэр сдал в долгосрочную аренду, вскоре, в 1915 г., в строении разместилась 8-я Киевская гимназия, в которой учился горожанин Серж Лифарь.

Повернув направо, попадем на ул. Станиславского (она же Новая), славится тем, что по ней числится лишь два дома - № 2 и № 3.
Маскароны-бородачи дома № 3.


И витрина "Диор" в доме № 2, известного в народе как "2-й Дом врача" (1935-1939 гг., арх. - мой любимый Павел Федотович Алёшин, он же и автор 1-го Дома врача, и Педагогического музея, описанного Михаилом Булгаковым в "Белой гвардии").

В общем, от площади с фонтаном до ул. Заньковецкой (она же Меринговская) ровно три шага, а если быть точной, то 120 м. Строение на этой улице под № 6 авторства архитектора немецкого происхождения Мартина Клуга. Строил он в Киеве много, немало его прекрасных строений дошло и до наших времен.

А эти маскароны живут на соседнем доме, бывшем доходном, построенным в стиле историзма по проекту архитектора Павла Андреева (1914 г.). Это и есть один из тех двух домов, что образуют знаменитый киевский Пассаж, который в кругу знатоков еще зовется Новым.

В Пассаже у меня сегодня было маленькое дельце, но о нем отдельно, т.к. заслуживает. А вам на завершение пару карточек дома № 15 с улицы Городецкого (она же Николаевская и Карла Маркса).
Доходный дом "Колыбель духа (1901-1903 гг., арх. Эдуард Брадтман).


На этом все, позвольте раскланяться. К слову, на вечер от снега ничего не осталось, чего приходил, что хотел - я так и не поняла.
