Публикуется специально для
Ефь.
Знание само по себе - это уверенность, знание - это не
информация. Разумность - это уверенность, при условии, что эта уверенность не выходит за пределы того, в чем уверен другой, когда он что-то видит. Чтобы добиться уверенности, человек должен уметь наблюдать. Но какой уровень уверенности требуется нам?
И каков тот требуемый уровень наблюдения, который необходим для того, чтобы
существовали уверенность или знание? Если человек может стоять перед деревом
и посредством зрения, осязания или другого восприятия он знает, что он
конфронтирует с деревом и способен воспринимать его форму, будучи хорошо
уверенным в том, что он конфронтирует с деревом, то это тот уровень
уверенности, который требуется нам.
Если же человек не будет смотреть надерево, - хотя это, очевидно, является деревом для других, - или же он обнаруживает, что это былинка или солнце, - то, следовательно, он находится ниже уровня требуемой уверенности, и он не сможет понять суть Саентологии.А кто-то еще, кто хорошо расположен к этому, должен будет направлять свое восприятие на дерево - до тех пор, пока он не будет понимать без напряжения,что то, с чем он конфронтирует, - это действительно дерево. Это единственный уровень уверенности, которого мы требуем для того, чтобы говорить о знании.
Ибо знание - это наблюдение, и оно дано для тех, кто смотрит. То, по поводу
чего существует сложность в наблюдении, - например, зеркальные лабиринты,
что-то спрятанное в дыму, предметы, угадываемые в темноте, - все это выходит
за пределы Саентологии.
Для того чтобы получить знание и уверенность, необходимо на самом деле
уметь наблюдать три вселенные, в которых могут быть деревья. Первая из них -
это своя собственная вселенная человек должен быть способен создать дерево
для своего собственного наблюдения в законченной форме для полного
восприятия. Вторая вселенная - это материальная вселенная - вселенная
материи, энергии, пространства и времени, являющаяся основой для всеобщего
согласия. Третья вселенная - это в действительности класс вселенных, который
можно было бы назвать "вселенной другого человека", так как у него и у всех
"других" существуют собственные вселенные. Полная ясность во всех трех
вселенных - это намного выше любой цели, к которой стремятся даже в
Саентологии, и не обязательно, чтобы человек был настолько уверен в этом
после того, как он обретет уверенность в Саентологии, - так как для
уверенности в Саентологии требуется только уверенность того же порядка,
которую человек имеет в смысле знания о том, что он конфронтировал с деревом
в физической вселенной.
Парасаентология - это большая корзина, в которую сложены все
неопределенности (неуверенности) в большей или меньшей степени. Здесь - то,
что под вопросом, то есть то, в чем обычный нормальный наблюдатель не может
быть уверенным, если он недостаточно учился. Здесь - теории, группы данных и
даже то, что обычно принято как "известное". Вот некоторые
классифицированные группы данных, которые относятся к Парасаентологии:
Дианетика, инциденты на "полном траке", бессмертие человека, существование
Бога, инграммы с болью и бессознательностью (и все же со всеми
восприятиями), пренатальная область, Клиры, характер и многое другое - то,
что даже при условии близкого и тщательного наблюдения все же не становитсячем- то определенным для тех, кто это наблюдает. Истинность таких вещей
относительна. Для некоторых эти вещи в высокой степени реальны для других
их не существует. Для того чтобы их вообще можно было наблюдать, требуется
высокоспециализированная система. Работая с такими неопределенностями,
человек может достичь обширных и быстрых результатов: этот человек может
сделать больного здоровым снова, и он может "выправить" даже тот день, когда
все совсем не клеилось но такие вещи, для которых требуются
высокоспециализированные системы общения, для многих остаются
неопределенными. Из-за того, что Дианетика помещена в эту категорию, не
следует, что от нее отреклись это просто означает, что это нечто
специальное и основанное на теории, которая - независимо от того, работает
ли она или нет, - требует специализированного наблюдения. Это не означает,
что Дианетика перестанет работать, но означает, что Дианетику не так легко и
быстро развить до полной определенности.
И все же Дианетика - в большей степени точная наука, чем многие вещи,
которые носят такое имя и Дианетика является сокровенной частью
Саентологии, ибо именно благодаря ее специальным коммуникационным процессам
были получены данные, которые превратились в Саентологию.
Также под названием "Парасаентология" мы помещаем такие вещи как прошлые
жизни, таинственные воздействия, астрология, мистицизм, религия, психология,
психиатрия, ядерная физика и любая другая наука, основанная на теории.
Врач, к примеру, может производить впечатление, что он полностью уверен в
причине некоторой болезни, - и все же это определяется уверенностью врача в
том, что неспециалист согласится с этой причиной болезни. Здесь у нас есть
специализированная система коммуникации. У нас может быть тщательно
обученный наблюдатель, причем его высокотехничное наблюдение основано на
теории, которая - даже до сего дня - не полностью принята даже в лучших
кругах. Для врача является определенностью то, что пенициллин излечивает
кое-что определенное, - даже если пенициллин внезапно и необъяснимым образом
что-то не вылечивает. Любая необъяснимая неудача вводит неуверенность,
которая после этого удаляет предмет из области, в которой уверенность легко
обретается.
Гипноз - независимо от того, насколько уверенным гипнотизер может быть в
том, что он эффективен на некоторых людях, - это дикая переменная, которая
даже в практике специалистов является явной неопределенностью. Использование
наркотиков или шока приводит к таким непостоянным результатам, что их можно
отнести к очень низкой области на шкале, которая берет начало с четкой
степени уверенности и заканчивается практическим отсутствием уверенности в
чем угодно.
Следовательно, здесь мы имеем параллель между уверенностью и разумностью.
Чем менее человек уверен в каком-то предмете, тем менее разумным его можно
назвать по отношению к этому предмету чем менее он уверен в том, на что он
смотрит в материальной вселенной, в том, на что смотрит в собственной
вселенной или во вселенной другого, тем менее разумным его можно назвать.
Дорога к разумности - это дорога к возрастающей уверенности (это можно
доказать). Начиная с любого уровня, необходимо только обрести некоторую
степень уверенности во вселенной MEST, чтобы значительно улучшить
собственную бытийность. Кроме этого, человек получает некоторую уверенность
в своей собственной вселенной и некоторую уверенность во вселенной другого.
Уверенность, следовательно, - это ясность наблюдения. Конечно, помимо этого
- и это очень важно - это уверенность в творчестве. Это актер, это великий
художник, это величайший дух.
По мере своего продвижения человек обнаруживает, что то, что он вначале
воспринимал уверенно, можно значительно улучшить. Так у нас получается
уверенность как шкала постепенности (gradient scale). Это не абсолют, но она
определяется как уверенность в том, что человек воспринимает, - или как
уверенность в том, что человек создает то, что он воспринимает, или же
уверенность в том, что существует восприятие. Разумность и восприятие,
уверенность и восприятие, знание и восприятие, - все это вещи одного
порядка, и разумность - тоже среди них.
Что делает Саентология? Многие уже наблюдали (это не "квалифицированный
наблюдатель" - что-то сомнительное), что прошедшие путь к уверенности
многими способами улучшают то, что люди считают тем, что желательно
улучшить. Ни на одно мгновение не следует думать, что мы пытаемся осуществить все трюки и демонстрации, о которых говорили древние, с помощью градиентной
шкалы возрастающих определенностей Саентологии. Мы нимало не заинтересованы
в том, чтобы передвигать физические объекты, швырять молнии или создавать
твердые тела, которые могут видеть другие. Мы заинтересованы только в том,
чтобы восстановить аналитический ум до такой степени, чтобы он смог
справиться с любым реактивным умом, - независимо от того, насколько близко
он находится к этому реактивному уму. Мы, другими словами, не
заинтересованы в объективной реальности (с другой точки наблюдения) самих
способностей аналитического ума в выполнении различных трюков. Независимо от
того, может ли он это делать или не может, все это относится к царству
Парасаентологии, так как все это находится совершенно за пределами
уверенности в том, что аналитический ум недостаточно хорошо подвергается
процессингу и в том, что наблюдатель находится очень низко на Шкале Тонов.
Мы не пытаемся достичь уверенности в мистицизме, некромании или - будем
прямыми - в индийском трюке с канатом. Мы пытаемся сделать разумных,
здоровых людей.
Путь к неуверенности - это путь к психосоматическим болезням, сомнениям,
тревогам, страхам, беспокойствам и исчезающему сознанию. По мере того как
снижается сознание, так же уменьшается и уверенность и в конце этой дороги
- ничто, которое прямо противоположно тому "ничто", которое может творить.Это ничто, которое является полным следствием.
Можно ожидать, что простота должна быть основной особенностью любого
процесса, любой системы коммуникации, которая может вручить в руки человеку
способность управлять своей собственной бытийностью. Простота - это
наблюдение трех вселенных. Первый шаг - это наблюдение своей собственной
вселенной и того, что происходило в этой вселенной в прошлом. Второй шаг -
это наблюдение материальной вселенной и прямое обращение к ней для того,
чтобы обнаружить ее формы, глубины, пустоты и сгущения. Третий шаг - это
наблюдение вселенных других людей, или наблюдение за тем, как они наблюдают
вселенную MEST, - так как существует множество точек наблюдения этих трех
вселенных.
Там, где наблюдение одной из этих трех вселенных подавлено, скрыто или
отвергается, личность не способна подняться выше определенной точки к
уверенности. Здесь существует треугольник, который аналогичен треугольнику
аффинити, реальности и коммуникации в Дианетике. Эти три вселенные
взаимодействуют до такой степени, что лишь только одна из них улучшает все
три, - но человек может улучшать две из них только до тех пор, пока это не
будет сдерживаться неуверенностью в третьей. Таким образом, любая точка вэтом треугольнике способна подавлять две другие, и любая из них способна
улучшать обе другие точки.
Сегодня этот мир страдает от возрастающего количества неврозов, причиной
которых является зависимость от механических вещей, которые не думают,
которые не чувствуют, зато могут делать больно тем, кто живет. Он страдает
от избыточного согласия в том, что существует только одна вселенная. До тех
пор, пока он будет верить в то, что существует только одна вселенная, что
существует только одна вселенная, которая может познавать и которую можно
изучать, только одна вселенная, с которой нужно соглашаться, - он будет
продолжать стремиться к самому низкому уровню шкалы, иначе говоря, к такой
точке, в которой все вселенные становятся одной вселенной. Там, где этот
треугольник стягивается в точку, он полностью исчезает, и там, где человек
изучает только один угол треугольника и игнорирует два других, соглашаясь
только с одним углом - физической вселенной, этот человек будет стремиться к
точке, в которой этот угол треугольника совпадает с другими двумя, - и это и
есть смерть.
Проклятие этого мира - это в действительности не атомная бомба, хотя это
довольно плохо. Проклятие этого мира - это безответственность тех, кто,
стремясь изучать только одну вселенную, - физическую вселенную, - пытается
подавить других до низкого уровня механически управляемых, немечтающих,
неэстетичных существ. Слово "НАУКА" опозорено, ибо слово "НАУКА" означает
истину, а истина означает свет. Продолжающаяся фиксация только на одной
вселенной и зависимость от нее - при игнорировании двух других вселенных -
приводит к мраку, отчаянию, небытию. Ничего неправильного в физической
вселенной нет не нужно прекращать наблюдение физической вселенной, но определенно не нужно концентрироваться на ней до такой степени, чтобы
соглашаться только с ней и с ее законами. У человека есть собственные
законы. Человеку лучше, намного лучше, сконцентрироваться на своей
собственной вселенной, чем концентрироваться на вселенной MEST, - но это
само по себе не является окончательным ответом. Равновесие достигается в
трех вселенных и в уверенности в этих вселенных.
Все управление осуществляется посредством введения неопределенностей и
скрытых воздействий. "Посмотрите, как вон там плохо, - вам поэтому нужно
смотреть опять на меня". Это рабство достигается исключительно таким
способом, когда людей заставляют фиксироваться на чем-то одном. В этом
случае это "что-то" - физическая вселенная. Так называемая наука сегодня
производит машины, которые помогают вам высморкаться, машины, которые думают
за вас, - и вообще любые возможные аргументы в оправдание того, почему вы
должны считать свое тело хрупким и нерасходуемым. Наука под доминирующим
влиянием капитала создает недостаток. Она создает недостаток вселенных,
фиксируя человека только на одной вселенной. То, чего не хватает, - это то,
в сотворении чего и в обладании чем человек разуверился. Человек, который не
может создавать, вынужден держаться за то, что он имеет. Это приводит его к
тому, что он цепляется за то, что он имел. Там, где у него существует
уверенность из прошлого в том, что что-то существовало, он начинает
хвататься за это все сильнее и сильнее его пространство сужается,
уменьшается его бытийность, он становится менее деятельным. Реактивный ум,
который не может создавать детей, потерял свою надежду на творчество. После
этого он может воздействовать на аналитический ум, убеждая его в том, чтобы
он поверил, что он больше не может создавать. Аналитический ум,
художественно создающий что-то во вселенной MEST, но совершенно не в своей
собственной вселенной и не во вселенных других людей (которые он может
осознавать), падает по шкале до тех пор, пока не встречается на своем уровне
с реактивным умом. И здесь, на этом уровне, мы находим человека, который
делает рабов, человека, который делает так, что вещи становятся дефицитными,
человека, который пользуется своей так называемой этикой для навязывания
своих грубых суждений и для того, чтобы делать вещи из существ, которые
могли бы стать людьми. Самая основная неуверенность появляется в связи с аплодисментами(одобрением). Высоко на шкале человек делает что-то ради воздействия и знает, что это воздействие, - независимо от того, существует ли какое-либо внимание или восхищение, иначе говоря, аплодисменты. Чуть ниже на шкале человек желает подтверждения в виде кивка или действительной субстанциивосхищения. Если он этого не получает, то его это не волнует. Но еще ниже на шкале человек активно привлекает аплодисменты и требует их. Еще ниже он
впадает в ярость при отсутствии аплодисментов. Еще ниже он выражает страх,
горе и апатию при отсутствии аплодисментов. Апатия - это понимание того, что
никогда никаких аплодисментов ни за какие воздействия не будет.
То, чем не восхищаются, стремится продолжать существование, ибо реактивный
ум не разрушает. Человек может зафиксироваться на создании определенного
воздействия, если он просто будет настаивать на том, чтобы им восхищались.
Чем дольше им не восхищаются, тем дольше человек стремится к настойчивому
требованию восхищения, - иначе говоря, он выставляет это напоказ до тех пор,
пока в конце концов этот объект не падает по шкале на более низкий уровень,
- а человек осознает, что этим объектом не будут восхищаться в этот момент
он становится его следствием. Здесь человек становится следствием причины,
вызванной им самим. Здесь у нас психосоматическая болезнь, которая
начинается с притворства в неспособности создать воздействие. Вероятно,
аплодисменты когда-то были, но недостаточные, и через некоторое время
аплодисменты совершенно прекратились, - и человек был вынужден аплодировать
сам себе и сам верить в это так это появилось и стало для него тем, в чем
он уверен. Это также путь ответственности, которая деградирует до
безответственности. На верху шкалы человек знает, что он порождает
воздействие. Ниже на шкале он говорит, что он не порождает воздействие (если
он порождает его, только ОН и знает о том, что он его порождает). Еще ниже
на шкале он не выполняет промежуточный шаг он порождает воздействие и
немедленно начинает верить, что скорее нечто другое, а не он сам, породило
его, а также в то, что он сам является следствием следствия.
Человек может видеть, как причина и следствие работают, на языке точек
наблюдения. Если человеку не аплодируют (не одобряют его) за многие вещи, то
он начинает принимать позицию аудитории. Он делает фокус - создает вещь, а
затем выходит перед ней, садится вместо всего театра и аплодирует ей, так
как он может быть определенной точкой наблюдения из многих мест. Это часто
бывает с писателем, с которым редко сталкиваются читатели. В
действительности большинство редакторов находится настолько низко на шкале
тонов, что они обрывают все выражающие восхищение письма писателя и
оставляет его в изумлении. Так как на писателя воздействует и кое-что еще,
он опускается вниз по шкале до точки, в которой он верит, что то, что он
пишет, не вызывает восхищения, - поэтому он должен выйти и стать аудиторией
сам. Это первый шаг к тому, чтобы стать следствием собственной причины.
Через некоторое время он начинает думать, что он и есть аудитория. Когда он
делает это, он уже перестает быть писателем. То же происходит и с
художником, то же и с кем угодно.
Маленький ребенок довольно сильно устремлен на создание воздействий и
восхищение вещами. Его постоянно оценивают в терминах того, чем следует
восхищаться.
Оценка - это представление реактивного ума о точке наблюдения. Реактивный
ум не воспринимает - он оценивает. Аналитическому уму иногда может казаться,
что у реактивного ума существует точка наблюдения. Реактивный ум не обладает
точкой наблюдения - у него существует оценка точки наблюдения. Поэтому точка
наблюдения аналитического ума - это действительная точка, из которой человек
воспринимает. Восприятие производится с помощью зрения, звука, вкуса,
тактильных ощущений и т.д. "Точка наблюдения" реактивного ума - это мнение,
основанное на другом мнении и на очень небольшом наблюдении, и это
наблюдение образуется из неопределенностей. Отсюда путаница с самим словом
"точка зрения" ["viewpoint" в английском - это "точка зрения" здесь это
слово переводится как "точка наблюдения", кроме этого момента в тексте -
Прим. пер.]. Это может быть "точка, в которой человек может осознавать" -
это ее аналитическое определение или это могут быть "чьи-то идеи по
определенному предмету" - это реактивное определение.
Так как аналитический ум и реактивный ум у человека могут перепутаться друг
с другом, то человек более всего склонен к принятию действительной точки
восприятия той персоны, которая больше всего оценивала для него. Отец и
мать, к примеру, давали оценки по поводу искусства, привычек, добродетели,
негодности, о том, как человек должен одеваться, какие есть манеры, - и все
это до такой степени, что у ребенка, по его мнению, не остается выбора,
кроме как принять их "точки, из которых нужно смотреть", - и поэтому мы
обнаруживаем, что ребенок наблюдает вещи так же, как его отец или мать, и
даже носит отцовские очки или очки мамы, когда он подрастает. Он путает
оценку с действительным восприятием. Когда кто-то другой постоянно говорит
ему, что он плохо выглядит, что он уродлив, нелеп, что у него нет манер, что
он груб и т.д., то его реактивный ум (который, подобно проститутке,
совершенно не заботится о своем хозяине и служит всем) в конце концов
вынуждает его к потере им собственной точки наблюдения, - и он смотрит на
себя не на основе наблюдения, а на основе оценки, считая, что он - что-то
нежелательное. Конечно, он скорее будет чем-то, чем ничем. У него
действительно есть ужасный страх стать ничем. Поэтому лучше быть чем-то
уродливым, чем не быть вообще ничем (он об этом догадывается), - и так он
продолжает жить и продолжает это так, как оно есть. Более того, из-за того,
что ему говорили так много о разговоре, о взгляде и о восприятии в общем, он
теперь думает, что его система коммуникации неизменяема. Вся его забота в
жизни - это в действительности система коммуникации с мотивировками по
поводу создания следствий. Таким образом, чем ниже он находится на шкале
тонов, тем дальше он живет не меняясь, - кроме того случая, когда он
деградирует.
Здесь, где реактивный и аналитический ум становятся равными, у нас есть
только одно воздействие, которое можно произвести, - воздействие боли. Когда
существует активное желание боли, маскирующееся под тысячей личин, и когда
каждое приличное стремление, расположенное высоко на шкале, превращается в
издевательство (насмешку), здесь у нас - преступление и война. Это все не
является осознаванием. Это все работает просто на основе механизма "стимул-реакция". Высокое положение на шкале - это возвышенная, яркая
широта бытийности, широта понимания и широта осознавания. Все, что нужно
сделать для того, чтобы добраться туда, - приобрести осознавание
существования трех вселенных при помощи прямого наблюдения.