Зачем ехать в Гонконг?
Вариантов много:
1. По делу срочно. Гонконг – мировой финансовый и деловой центр, поэтому там можно, например, открыть фирму (безналоговую, если она не зарабатывает денег непосредственно в Гонконге), заодно открыть счет в одном из банков Гонконга – для этого необходимо личное присутствие.
2. Сшить костюм и 12 рубашек за 24 часа. Действительно, Гонконг славится своими портными. И цены умеренные – примерно 7-10 тысяч рублей за костюм и 1000 – за рубашку. Удивительно!
3. Купить что-то ненужное. Или нужное. Например, часы ROLEX – настоящие или подделку, выбор большой.
4. Погулять по удивительному острову.
5. Посмотреть на родину Джеки Чана и его восковую фигуру в музее Тюссо.
Список можно продолжить.
Об истории Гонконга можно прочитать в интернете, а вот практических советов мало. Поэтому попробую все описать по шагам.
Начало всему – виза. Получать ее надо в китайском консульстве, потому что Гонконг – уже не английская колония, а часть КНР. Но виза своя, поэтому если хочется совместить поездку в Гонконг с посещением материкового Китая, то визы надо получать и в Китай, и в Гонконг (Сянган по-китайски), причем двухразовые. Говорят, скоро границы между Китаем и Гонконгом не будет, тогда и виза будет одна. Но пока так.
Консульство находится в Москве по адресу улица Дружбы, дом 6. Это комплекс посольских зданий, огороженных огромным черным забором. Вход в консульство с правой стороны, если смотреть на посольство. Консульство работает в будние дни с 9 утра до 12. Я пришел в 8:30, народу было мало. Говорят, что много желающих перед китайским Новым Годом. Дело в том, что большинство посетителей – китайцы, у них своя очередь, у турфирм – тоже своя. Смешная китайская тетка с палкой-детектором кричит по-китайски и пальцами показывает, кого и сколько впустить. Но с этой стороны двери стоит наш милиционер со своей палкой, и регулирует очередь по-своему: китайцев явно придерживает и рыкает на них, сгоняя со ступенек.
Для получения визы надо подать анкету и фотографию. Анкету можно скачать по адресу посольства или заполнить прямо в консульстве. Больше ничего не надо! Мне тут же выдали бумажку в кассу на оплату сбора. Но платить надо в день получения визы! Виза стоит 900 рублей, тогда ее делают неделю, если три дня или сутки – дороже. Надо предупредить сотрудника консульства, как срочно она вам нужна. Кстати, мне выдали визу на 14 дней прямо со дня получения. Я успел, но вообще-то надо это учитывать.
Теперь транспорт. Самый дешевый перелет предлагает Аэрофлот, он же – самый быстрый. Стандартный тариф на эконом-класс – 37500, если покупать по Интернету (http://www.aeroflot.ru/main.aspx). Можно оплатить кредитной картой и распечатать электронный билет. Если покупать билет сильно заранее и провести в Гонконге выходные, то билет обойдется порядка 27 тысяч. Рейсы по вторникам и четвергам – вылет в 19 часов, прилет в Гонконг в 10:10 по местному времени. По субботам и воскресеньям вылет в 8:44 и прилет соответственно в 23:39, что довольно неудобно, потому что из транспорта в Гонконге в это время – только такси. Обратные рейсы – по средам и пятницам в 11:35, или в субботу и воскресенье в 0:50. Прилет в Москву – в 17:35 или в 6:39 соответственно. Мне кажется, что удобнее вылетать в 11:35.
10 часов перелета – не сахар, хотя Боинг-767 – удобный самолет. Тесновато, конечно, но все же не так, как в Ил-86. Кормят по-аэрофлотовски, выпивка за деньги. Туда я летел в полупустом самолете, поэтому удалось немного поспать.
Аэропорт в Гонконге большой, красивый и удобный. А вот очередь на паспортный контроль длинная, как у нас, я стоял почти час. Скоротать ожидание помогает бесплатный интернет по Wi-Fi. Багажа у меня не было, поэтому сразу отправился в город. Прямо в зале выдачи багажа можно поменять деньги – в киоске или в банкомате. Курс гонконгского доллара – примерно 7,76 за 1 доллар. Он везде одинаковый, кроме отелей.
Аэропорт находится на острове Лантау. До города проще и быстрее всего доехать на поезде – экспрессе. Для этого надо идти по указателям с картинкой и надписью Train. Перед выходом к поезду находится стойка-касса. На большом плакате вывешена таблица с полной информацией о билетах. Самый простой вариант – купить проездной на аналог нашего метро на три дня плюс две поездки на аэропорт-экспрессе. Стоит это 300 гонконгских долларов. Недешево, зато не надо думать о билетах. Если есть желание съэкономить, то лучше купить карточку Octopus – это электронный проездной. Стоит она $50HK, но для использования на нее надо положить денег. Потом можно будет ее пополнять в терминалах типа наших киосков оплаты сотовой связи. Экономия в том, что вы заплатите ровно столько, сколько вам нужно. Думаю, что это самый правильный вариант, потому что тогда вы можете пользоваться не только метро (как с карточкой туриста), но и трамваем, автобусом, паромом.
А если не поездом? Можно на такси, стоянка около здания аэропорта. Там две линии машин – в зависимости от того, куда ехать. Надо посмотреть на табличку или спросить. Поездка на остров Гонконг обойдется примерно в $500HK, а в Кулун (Kowloon) – $250HK. Надо иметь в виду, что помимо счетчика пассажир оплачивает проезд по мостам и тоннелям. Вообще такси в городе стоит 15 гонконгских долларов за посадку и 1.40 за каждые 200 метров.
Именно поэтому прилетать днем лучше, чем ночью!
Идею взять машину напрокат лучше сразу забыть. Движение в Гонконге, в отличие от Китая, правостороннее, доргив городе узкие и в одну сторону, парковок нет. А транспорт развит, везде есть такси, так что лучше за руль не садиться.
[300x202]
Итак, транспортная карта есть, можно ехать. Экспресс удобный, ходит каждые 10 минут. Он идет с 3 остановками, первая – в Кулуне. Если вы сразу едете на материк, то от станции ходит шаттл-автобус до вокзала. В широком вагоне – удобные сиденья, специальные полки для багажа и забавный указатель с синими лампочками, показывающий, где мы едем. Вся дорога занимает ровно 24 минуты.
Конечная станция экспресса – Hong Kong Station. При выходе надо приложить карточку к турникету: в китайском метро билеты проверяют и на входе, и на выходе. Следят строго. Для перехода на метро (MTR) надо спуститься на один уровень ниже на лифте. Станция расположена в огромном торговом комплексе IFC Mall, поэтому лифты везут и вверх.
В Гонконге несколько линий метро. Одна из них ведет вдоль острова, она синего цвета и называется соответственно Island. Схемы висят везде, заблудится очень сложно. переход длинный, сейчас по случаю Рождества он украшен снежинками Swarowski под потолком. Дорогу облегчает горизонтальный эскалатор.
Где жить? На этот вопрос я полностью ответить не могу. потому что опыт очень скромный. С отелями уровня 5 звезд просто – это Peninsula, Ritz-Carlton, Intercontinental. Это уровень 200-1000 USD за ночь. 4 звезды – порядка 150 долларов, их довольно много. Три звезды – это бизнес-отели, стоят порядка 80-120 долларов, и их заметно меньше. А вот про дешевые отели и хостелы ничего не могу сказать – видел только один хостел на Натан-роуд. Говорят, стоят 15-20 долларов за ночь в многоместной комнате.
Территориально все отели сгруппированы в три группы: Кулун (материк), район Central (остров) и WanChai-North Point (остров). У каждого района есть свои плюсы и минусы, но расстояние между ними все равно небольшие – 3-4 остановки на метро. Я выбрал Central Park Hotel, вопреки названию он расположен в районе метро Sheung Wan, конечной западной станции линии Island – мне казалось удобнее жить ближе к цели моей поездки – юридической конторе и банкам. От метро до отеля пешком минут 10 не спеша, Google нарисовал мне путь и я почти не заблудился. Кстати, все выходы из метро пронумерованы – A1, E3 – и снабжены подробным списком улиц и зданий, поэтому все очень понятно. В хороших путеводителях номер выхода указан.
[320x240]
Район Sheung Wan довольно специфичен: он ближе всего к кантонскому духу – настоящему Китаю. И дух этот легко улавливается даже нетренированным носом. Пахнет всякой едой, сушеной рыбой, сладкой свиной колбасой, соусом... Улицы узкие, дома высоченные – 30-40 этажей, на первых этажах маленькие магазинчики, лавочки, кафе на три столика и плитой рядом. Прямо на узком тротуаре – прилавки с фруктами и овощами.
Сам отель совершенно обычный – современное бетонное здание с маленьким вестибюлем и узкими коридорами. Все чисто, аккуратно, тихо. Зато номер удивительный! На 25-м этаже открываю дверь – как в аквариуме! Комната метров 16, длинная, а две стены – почти сплошное окно, начинающееся на уровне колен. Умывальник – напротив окна, так что, умываясь, можно смотреть на дом напротив. И с кровати, не поднимая головы, виден город.
В таких отелях нет завтраков. что правильно: не пахнет, и у всех разные вкусы. Вокруг достаточно кафе на любой вкус. Ну, или почти на любой. По крайней мере, 7 Eleven или Макдоналд присутствуют. Но я на завтрак в лавочке напротив покупал манго и черешню, очень вкусно.
Это мой номер
Заканчивая тему отелей: заказать заранее можно на сайтах типа www.booking.com – там есть удобный поиск по звездности, месту расположения и всяким другим параметрам типа бесплатного интернета.
Итак, вопрос жилья решен, можно отправляться на прогулку. У меня времени на осмотр достопримечательностей было мало, увы. Я успел совершить только одну прогулку, хотя довольно долгую.
Маршрут прогулки
[320x240]
Для прогулки я выбрал два самых популярных района города – Кулун (Kowloon) и Централ (Central). Начать можно от пирса Star Ferry, одного из паромов, соединяющего островную и материковую части города.. Он очень популярен и у туристов, и у кинематографистов: почти в каждом фильме о Гонконге герои плывут на зеленом пароме, с перекидывающимися спинками и красивой трубой, из которой валят клубы дыма. Здание парома выполнено в "эдвардианском" стиле, напоминающем о былом величии британской империи. Все это имитация, потому что перед нами аж 4-я инкарнация паромной переправы. Построена она было в 2006 году, а первое здание пирсов было построено в 1890 почти на километр ближе к центру города – столько земли отвоевали люди у моря! Официальный сайт паромов "Star Ferry" http://www.starferry.com.hk/home.html.
Внутри пирса находятся кафе и ресторан. Ну и непосредственно причал. Сначала надо купить билет. Если есть карта Octopus, можно ею воспользоваться. Если нет – в автомате надо купить жетон за 1.20 и можно идти через турникет. Кораблики отходят каждые 10 минут с 6:30 утра до 11:30 ночи. Плыть 8 минут, рассматривая небоскребы с обеих сторон залива.
Сойдя с парома в Кулуне, через здание пирса выходим к автобусной станции. Автобусов много, куда идут – не смотрел. Сразу слева – торговый центр и ряд кафе. Зазывалы отлавливают туристов и усиленно склоняют к покупке лучшей электроники, драгоценностей и часов. Тут же маленькие ателье, где за 24 часа и 1890 $HK можно сшить костюм из шелка или шерсти. А за 880$HK – три рубашки. Справа от торгового центра находиться огромное здание Культурного Центра. Перед ним – старая башня с часами, это все, что осталось от старого железнодорожного вокзала. Его снесли в 1978 году, а открыли в 1915, когда было закончено строительство железной дороги от Кулуна до Гуанджоу (это материковый Китай).
[320x240]
Правее Культурного центра находится Музей искусств, про него ничего сказать не могу, кроме того, что вход бесплатный и по четвергам он закрыт. А был именно четверг. По соседству – Музей космоса и Планетарий. Вход тоже бесплатный. Если идти от залива мимо музеев, то выйдем на улицу Salisbury, которую надо перейти по подземному переходу.
Выходим к самому известному отелю Гонконга – Peninsula. Он состоит из двух частей – старой и новой. В старой надо посмотреть очень красивый вестибюль в колониальном стиле, а в новом на 28 этаже – бар Felix, оформленный Филипом Старком. Очень популярное место! Пройдя по аркаде отеля с бутиками всех самых известных пафосных марок, выходим на Natan Road. На другой стороне улицы – отель Sheraton.
По улице Natan Road пройдем несколько кварталов. Эту часть улицы называют "золотой милей" из-за цен на недвижимость. Впрочем, некоторые дома тут явно видали лучшие времена. Кстати, именно тут на противоположной стороне я видел молодежный хостел. Это многоквартирные дома Chungking Manson, тоже частый "персонаж" фильмов о гонконгской мафии. Вокруг масса лавочек и магазинов часов. Слово ROLEX – на каждой второй вывеске, и продавцы ласково уговаривают: "Пойдем купим Ролекс! Мой самый лучший!"
[320x240]
Но зачем нам фальшивый ролекс? Лучше погулять по парку Кулун. Он начинается сразу за зданием мечети (левая сторона улицы). Вход в мечеть только для мусульман. А остальные – в парк! Он очень простой, без особых затей. Китайский садик и фонтан внутри бетонные, но есть тень, тихо, птички поют. Можно посидеть, отдохнуть и почитать путеводитель.
Не доходя до здания бассейна в конце рака, надо выйти через ворота снова на улицу Natan Road и перейти к торговому центру Miramar. В нем, если проголодались, можно поесть в китайском буфете за 148+10% $HK за сервис. Заведение Todai сетевое, представлено в США и Канаде. Меню – китайская кухня, японская, немного фруктов. Не могу сказать, что очень вкусно. Но сытно. Все напитки оплачиваются отдельно. Народ сидит в буфете долго и обстоятельно осваивает один прилавок за другим. Как в них столько влезает – непостижимо!
Пройдя один квартал по Natan Road обратно к заливу, повернем налево по улице Granville. Она выведет нас к улице Chatham Road, которую надо перейти по длинному надземному переходу. Такие длинные галереи очень характерны для Гонконга.
[320x240]
Сверху с левой стороны хорошо видны два похожих здания в стиле позднего конструктивизма. Это Музеи науки (закрыт в понедельник) и Музей истории Гонконга (закрыт в пятницу). Вот в него я и пошел. Вход стоит 10$HK, для экономных – по средам бесплатно.
Музей довольно большой, он рассказывает об истории Гонконга "ab ovo" – начиная с эпохи палеолита, и дальше по эпохам и периодам. Мне понравился раздел колониального периода и дома четырех основных народностей, живших на территории Гонконга. На все ушло никак не меньше часа.
Выйдя из музея на улицу Chatham (направо), надо обогнуть задние музея – у него интересный фасад, кстати, и идти по улице Science Museum. Пройдя три квартала, чуть не доходя до большой трассы, можно свернуть направо на Mody Road и пройтись до небольшого садика Centarial Garden с забавной скульптурой.
По надземному переходу-галерее надо перейти на набережную, и вернуться по ней к пирсу. Путь лежит по Аллее звезд – под ногами плиты с именами и оттисками рук известных (не мне) китайских и гонконгских актеров, у парапета – бронзовые скульптуры, изображающие кинокамеру, режиссерский стул и другие атрибуты съемки большого кино. Так что можно запечатлеть себя на фоне небоскребов Ван Чая или Централ.
[320x240]
Набережная – популярное место у туристов и свадеб! Тут можно посмотреть на красивых китаянок. Вот только никак не могу понять, куда они потом деваются?
Вид небоскребов днем и ночью – очень популярный сюжет у туристов, поэтому в интернете таких снимков тысячи.
Вернуться на остров можно на метро или снова на пароме. Я выбрал паром, потому что вторая прогулка – по району Central – тоже начинается от пирса.
Прямо с причала выход на надземную галерею, идущую над землей, еще недавно бывшую дном гавани. Она идет над улицей Man Yiu чуть ли не до центра города. Слева от галереи что-то роют. А справа – огромная башня Two IFC и IFC Mall. Именно под ним находится станция экспресса из аэропорта. Здание OneIFC было построено в 1998 году, высота 210 метров. TwoIFC построено в 2003, высота 415 метров. Дальше за ним виден 55-этажный отель Four Seasons.
Гораздо интереснее здание справа с круглыми окнами. Это Jardin House, раньше называвшийся Connaught Centre. Оно было построено на осушенных землях, полученных в аренду на 75 лет за $248 млн. За это правительство Гонконга согласилось не застраивать высотными зданиями вид на залив, поэтому расположенное севернее (ближе к воде) здание государственной почты такое низкое. Строительство длилось всего 16 месяцев и обошлось в $120 млн. Это было первое офисное здание Гонконга и первый небоскреб. Архитекторы Palmer&Terner применили очень интересный прием: 179-метровое здание построено из металлических ферм, скрытых под алюминевой оболочкой. Круглая форма окон придает системе прочность, поэтому толщину ферм удалось уменьшить. Фотографии этого здания можно посмотреть на сайте http://skyscraperphotos.com/cit/ahk/hkx60.htm.
[320x240]
Галерея образует перекресток и на указателе написано Exchange Square – Биржевая площадь. Впрочем, площадь довольно условная. Это три здания, незамысловато названные One, Two и Three и торговый центр между ними – Форум. Тут расположены офисы многих известных банков, юридических и финансовый компаний, но главное – Гонконгская Фондовая Биржа, которой это место и обязано своим названием. Высота зданий – до 188 метров, строительство шло этапами в 1985-88 годах. На площадке установлена статуя Генри Мура. Что она выражает – не знаю.
Так поверху дошли до Connaught Road – главную улицу района Central. Сейчас, глядя на небоскребы вокруг, трудно поверить, что когда-то это была набережная-променад, на северной стороне которой были причалы для лодок. Но в 1889 году началось осушение залива и вода отступила. Улицу назвали в честь герцога Коннаутского, посетившего Гонконг в 1890 году. Его статуя стоит на пересечении с Pedder Street, названной в честь лейтетнанта Вильяма Педдера, первого коменданта порта.
Здесь стоит свернуть налево, и пройти вдоль Connaught Road до зеленой площади перед главным офисом известного банка – HSBC, построенное в 1985 году по проекту Нормана Фостера..
Площадь образуют большой торговый комплекс Princesses Building и Mandarin Hotel с одной стороны, и Ritz-Carlton – с другой. Рядом с ним здание колониального периода (или напоминающего о нем), это Законодательное собрание. Площадь носит название Площадь Статуй.
Над всеми зданиями возвышается граненый кристалл Банка Китая. Конечно, он должен был быть выше всех! 70-этажный небоскреб построен в 1990 году по проекту архитектора Пэя. На лифте можно подняться на 47 этаж и посмотреть на город, но я не проверял.
Обогнув здание Банка Китая с юга (между ним и Citibank Tower), выходим к улице Queensway и музею чая – Flagstaff Museum of Tea. К сожалению, на него у меня уже времени не хватило. За ним начинается большой Hong Kong Park.
А мне уже было пора подняться в гору по Quennsway мимо Центральной пожарной станции к Трамвайной станции. Это – остановка фуникулера, который поднимет меня на Пик Виктории, главную достопримечательность Гонконга. Если есть Octopus, можно приложить его к считывателю, если нет – надо купить билет: 33 $HK туда и обратно или 27 -– только в одну сторону. Вниз можно спуститься пешком по извилистым дорожкам, но дело шло к вечеру, поэтому я решил спускаться на трамвае. Стоя в очереди, можно узнать историю создания фуникулера и посмотреть на старинные вещи прошлого и даже позапрошлого веков.
Высота пика Виктория, или просто Пика – 400 метров, длина линии – 1,4 км. Поэтому угол наклона местами больше 40 градусов! Особенно это заметно, когда стоишь, держась за вертикальную стойку: тогда отклонение ощущается особенно наглядно.
По пути фуникулера расположены 4 промежуточных станции, но, если никто на кнопочку не нажал, трамвай не останавливается. Дома на Пике очень престижные и дорогие: чем выше, тем дороже. Но и воздух чище.
Строительство фуникулера было начато аж в 1881 году, и закончено 3 года спустя тщанием некого Александра Финдли Смита. Он был очень заинтересован в таком транспорте, потому что был владельцем отеля на Пике. Для публики трамвай был открыт 28 мая 1888 года, правда, вначале пользоваться им могли только жители Пика.
С тех пор сменилось уже 4 поколения вагончиков, но конструкция осталась прежней: неподвижный двигатель (вначале паровой!) и транспортный кабель, который тащит два состава, уравновешивающих друг друга. Линия одноколейная, только в середине два пути, чтобы разъехаться. В 1928 году двигатель заменили на электрический, а в 1989 году швейцарцы провели реконструкцию (и компьютеризацию!) линии. В год трамвай перевозит 4 млн пассажиров. Он работает с 7 утра до полуночи.
За все время линия не работала всего трижды: два раза ее разрушали сильные дожди и идин раз – война. В 1941 году машинный зал был разрушен и движение возобновилось только в 1945 после освобождения от японской оккупации.
Тем временем я поднялся наверх. Конечная станция расположена в большом торговом центре: масса магазинчиков и всяких едален. Обзорная площадка – на следующем этаже, около Burger King. Наверху есть большая смотровая терраса The Peak Tower Sky Terrace. Чтобы попасть на нее, надо подняться на самый верх, но сначала купить билет: вместе с трамвайным он стоит $48 местных долларов. Впрочем, с террасы Burger King тоже все очень хорошо видно.
Сувениры в магазинчиках откровенное барахло, на мой субъективный взгляд. Лучше погулять по окрестностям. Хотя окрестности тоже начинаются с соседней огромной торговой галереи, внутри которой находится кафе Deco, рекомендованное где-то. Но меня больше интересовал ресторан The Peak Lockout, про который в путеводителе National Geographic было очень вкусно рассказано. Тем более темнело и откровенно холодало. Ресторан нашелся быстро – небольшой домик за забором прямо перед выходом из трамвайной станции. Внутри вполне мило, меню не обширно, но достаточно представительно. Очень порадовало ирландское пиво – вещь! К нему по совету путеводителя взял хлеб с сыром и травками. Оказалось это пресная лепешка, подается горячей с соусом, надо макать и запивать пивом. При этом – красивый вид на море, заходящее солнце, тишина и общее умиротворение от насыщенного дня.
Горячее по совету того же путеводителя – норвежский лосось – просто лосось, ничего особенного. Хотелось хайнанского цыпленка попробовать, но его съели до меня.
Тем временем совсем стемнело. Вид ночного Гонконга очень радует глаз. Но в фотоаппарате уже давно села батарейка. На высоте ощутимо холодно, поэтому стоит взять с собой теплые вещи. В принципе, такую прогулку можно проделать в обатную сторону: начать с Пика, потом спуститься в город, пройтись до пирса, потом Кулун. Полюбовавшись заходом солнца и вечерним видом на остров с Аллеи звезд, можно закончить вечер в многочисленных ресторанах слева от Natan Road. Судя по описаниям, их там много и вообще это район развлечений и тусовок. А уж совсем в ночи хорошо бы подняться в бар Felix, выпить на сон грядущий рюмочку и смотреть сверху на город Гонконг...
Первая часть маршрута - от пирса до трамвая на Пик.
Вторая часть - собственно Пик.
Ну что ж, пора в обратный путь. Я улетал утренним рейсом – в 11 часов, так что можно было не торопясь собраться, доехать на метро до Hong Kong Station, снова проехать по самодвижущейся дорожке в длинном переходе под стразами до экспресса и через 24 минуты – Терминал 1. Именно оттуда летает Аэрофлот. Спустившись на первый этаж, можно сдать транспортную карточку туриста и получить обратно 50 $HK залога за нее. На втором этаже этого сделать нельзя: наверно, специально, чтобы не возвращать денег. Там же, на первом, можно недорого поесть. А на втором этаже в центре зала, если подняться по эскалатору, есть ресторан, где за 100 $HK кормят завтраком с соком, омлетом, сосиской и кофе (невкусный, но горячий).
Но еще много чего хочется посмотреть в Гонконге: и южное побережье, и дальние острова, и ночной рынок. Но – в следующий раз!