Навеяло...
23-12-2008 13:38
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
В процессе фотосъемки участвуют по минимуму:
- фотограф
- модель
по максимуму:
- фотограф(ы)
- модель(модели)
- гример(ы)
- парикмахер(ы)
- костюмер(ы)
- ассистент(ы) фотографа
- заказчик/организатор
В случае коммерческой постановочной съемки все просто - отношения между участниками регулируются контрактом и действующим законодательством в отношении авторских и коммерческих прав. Основные особенности фотоиндустрии:
1. Традиционно собственником конечного продукта является тот, кто заплатил гонорар другим участникам съемки, хотя этот момент, включая возможные нюансы, должен быть оговорен в контакте. Заметим, речь именно о гонораре - заказывая в студии фотосессию любимой бабушки, вы оплачиваете только гонорар фотографа. Формально аренда, оборудование и прочие расходы лежат на студии, тем не менее собственник бабушкиных фото - вы.
2. Поскольку фотография - результат работы И фотографа, И модели, оба по умолчанию имеют право использовать снимки в собственном портфолио. Остальные участники создания образа (гример, костюмер, парикмахер) также имеют на это право по умолчанию. Самый обделенный тут - ассистент фотографа, ему достанется в лучшем случае только гонорар. В принципе, запрет на использование снимков в портфолио, наверное, можно обговорить в контракте - но зачем?
3. Если фотограф является собственником результатов съемки и лелеет хотя бы призрачную тень надежды хоть когда-нибудь фотографию использовать для любых целей, кроме собственного портфолио, он обязан обзавестись релизом - письменным разрешением модели (или ее родителей/опекунов, если модель несовершеннолетняя) на использование снимков. Без релиза фотографию не купят даже в подборку клипартов, не говоря о дорогой рекламе и каталогах.
Отдельная ситуация, когда некая структура организует фотосъемку, бесплатную в обоих смыслах для моделей (например вы всегда мечтали сфотографироваться в свадебном платье от известного дизайнера на пляже с кокосовыми пальмами, и вам организовали это бесплатно) - обычно тогда выплачивается гонорар фотографам, а структура приобретает все права на снимки, не забыв подписать с добровольными моделями контракт на передачу всех прав, по сути тот же релиз.
Теперь возьмем простейший случай бесплатной для обеих сторон съемки - это могут быть не только съемки косплея, но и, к примеру, репортаж. Снимая очередную кинодиву на красной дорожке в Каннах, фотограф не платит ей гонорар, несмотря на то, что кинодива знаменита зашибись как, вполне себе позирует и принимает завлекательные позы перед объективом. В случае съемки, не урегулированной юридически верно оформленным договором, права на фотографии принадлежат фотографу в первую очередь, при этом репортажные фото можно спокойно продать даже без релиза, а на постановочные релиз все-таки будет нужен. Права на фото подтверждаются наличием исходников - негативов/слайдов или несжатых фото с сохранившимися exif'ами.
Если же говорить о постановочных съемках, сделанных на безвозмездной основе, мне знакомы здесь в основном фотосъемка косплея и учебная фотосъемка. Общепринятая практика - time for print. Модель тратит на съемку свои силы и время, предоставляя свою внешность для фотографических экспериментов разной степени сложности и скромности, а фотограф тратит силы и время, предоставляя свои умения и аппаратуру для достижения конечного результата. Логично, что все должны с этого что-то получить: модель - красивые фотографии, которые можно положить в портфолио или повесить на стенку, иногда - пятнадцать минут славы; фотограф - опять же портфолио и опыт, иногда - творчество. Здесь отношения полностью строятся на согласии и договоренности. Несколько соображений:
1. На мой взгляд фотограф обязан отдать модели хотя бы часть снимков, определяя эту часть сам. Да бывает, что вся сессия пошла коту под хвост - например, испорченная пленка. В этом случае оба вздыхают и разводят руками. Если же фотосессия состоялась, первый фильтр - фотограф. Именно фотограф определяет, что отправить в корзину - где засвечено, где невытягиваемые провалы в черноту, где промах фокуса, где модель вышла за край кадра так, что это не спасет никакое кадрирование. Право фотографа - выкинуть нафик весь производственный брак. В принципе для портфолио или выставки достаточно распространенная практика - отбирать ровно один кадр, если это не серия, конечно.
1а. Я знаю фотографа, который принципиально никогда не дает моделям исходники - видимо, какой-то печальный опыт в прошлом. В принципе это - профессионально, хотя как модели мне, конечно, хотелось бы иногда иметь фотографии, которые можно распечатать хотя бы в формате 15х20, я не говорю уже про 30х40, а тем более 60х80. В принципе, наверное, выбор за фотографом - давать исходники (например с потертым exif'ом) или самому распечатывать полноформатное фото и отдавать его модели.
2. Если до модели дошло более одного кадра - ей крупно повезло, и модель имеет возможность стать вторым фильтром, отсеяв "тут у меня нос длинноват, а тут мне выражение лица не нравится". Отбракованное фотографом модели касаться не должно (считаю и как фотограф, и как модель - во второй роли я уже успела убедиться, что отобранное фотографом - все равно лучшее из получившегося). Тут такой момент, что фотограф все равно разбирается в фотографии лучше модели (если модель сама не является фотографом-профи, конечно - но в этом случае разногласия вряд ли возникнут) и знает, что никакое "раскрытие образа" не спасает технически неудачную фотографию.
*Зашла тут, кстати, недавно на японский сайт с обширной (1153 страницы) косплей-галереей. Вот честное слово - качественные японские девочки в качественном косплее, сфотографированные на качественную японскую технику в качественных японских студиях и интерьерах весьма утомляют, когда видишь двадцать фотографий одной персонажки в красном купальнике: "Бака-тян анфас", "Бака-тян в профиль", "Бака-тян со спины", "Бака-тян в полный рост", "Бака-тян сидит", "Бака-тян лежит"... Как нашим, так и японским косплеерам следует поучиться лаконичности. Лучше три исчерпывающие фотографии, чем три десятка таких полу-"паспортных" фоток.*
3. Само собой, фотограф как автор имеет полное право обрабатывать свои фотографии как ему вздумается. Но, на мой взгляд, и модель имеет право обрабатывать свои фото - из предоставленных фотографом. Не вижу здравого смысла в том, чтобы запрещать модели, например, перевести все свои фото в сепию или вставить в рамочку из цветуечков. Единственное, что обязана на мой взгляд делать модель - это указывать фотографа. Могу понять в принципе всю неприятность рамочки из цветуечков - мне было бы противно думать, что авторство самой рамочки могут приписать мне - но это решается, во-первых, наличием общедоступной галереи работ, во-вторых, изготовлением личного клейма - "подписи", которую фотограф будет ставить только на самолично обработанные фото. Модель, испытывающая нездоровое влечение к цветуечкам, фотографа тоже обязана озвучить, но отсутствие подписи будет говорить о том, что обработка исходника - сторонняя.
4. Безусловно некрасивой является попытка коммерческого использования фотографий, полученных бесплатно. При продаже фотографий следует делиться с фотографом (продажа снимков без ведома модели, как известно, невозможна - релиз).
5. Использование "бесплатных" фотографий на выставке считаю допустимым. Чисто по-человечески при этом хорошо бы известить модель.
6. При участии в фотосессии других лиц (гримера например) считаю, что фотографий в портфолио заслуживает, конечно, и гример. Если же он участвует на бесплатной основе - то предоставление фотографий просто обязательно, потому что по сути это единственное, чем можно отблагодарить человека, не считая банальных шоколадок.
Вот где-то так я смотрю на вопрос. Конечно, бывают отступления от алгоритма - например, когда фотограф уважает фотографические... кхм... таланты модели. В этом случае он может предоставить все исходники с правом отбора и обработки. Но такие процедуры могут строиться только на взаимном доверии и, главное, профессионализме обеих сторон, и никак не рекомендуются для широкого использования.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote