Если вы знаете английский хотя бы на начальном уровне - в Сеуле не пропадете. Остановки метро, карты в метро, вывески, меню в сетевых ресторанах типа Макдональдса, KFC и некоторых корейских забегаловках дублируются на английском.
Сеульское метро - это громадная сеть подземных и наземных линий, связывающих между собой разные точки Сеула и даже довольно-таки отдаленные от него города.
Допустим, не так давно запущена эверлендовская ветка (она даже на картах метро далеко не везде обозначена), а Эверленд расположен ого-го где. Ну и пилить до него часа два от центра Сеула. Сколько на автобусе - не знаю, но на улицах часто бывают пробки, так что не уверен, что быстрее.
Метро сначала ошеломляет сплетением различных линий, но потом понимаешь, насколько оно удобно сделано. Вся ключевая информация дублируется на английском. Название станции и линии, на которую с нее можно перейти, во-первых, проговаривается на 4-х языках - английском, корейском, китайском и японском, а во-вторых, отображается на тех же 4-х языках на табло в вагонах поезда.
Плюс ко всему, в большинстве вагонов висит динамическая карта линии, на которой горит текущая остановка и стрелочка-указатель, к какой остановке поезд движется дальше. Также из этой карты можно понять, слева или справа будут открываться двери.
Хотя это тоже проговаривается и отображается на табло.
Но, так как у метро несколько разных управляющих компаний, вагоны на некоторых ветках могут отличаться, а динамическая карта отсутствовать. Но остановки проговариваются на 4-х языках всегда.
И табло, где эти остановки отображаются, есть везде. Другое дело, что с табло иногда бывают технические накладки. Изредка, но я такое встречал.
Тогда приходится ориентироваться на слух или по бумажной карте.
В вагонах есть отдельные места для инвалидов - три с одной стороны, и три с другой. На них садится не стоит - в Корее стариков уважают. Ругать вас, конечно, не станут, но косо смотреть будут.
На всех станциях висит указатели на выходы, переходы на линии. Если ориентироваться по этим вывескам, не заблудишься.
На перронах подземных станций, перед дверями в поезд, тоже есть свои двери, которые открываются одновременно с дверями прибывшего поезда. Над этими дверями указана текущая станция, предыдущая и следующая.
Куда следует поезд, указано стрелками.
А вот в надземных станциях дверей на перронах нету, соответственно, и стрелок над ними тоже нету. Это может слегка сбить с толку.
При приходе и отбытии поезда на перроне играет достаточно громкая веселая музыка. Поезда ходят довольно часто - примерно раз в 5 минут.
На станциях есть полная карта метро и карта окрестностей текущей станции.
Туалеты есть почти на каждой станции, но будьте готовы, что унитазы кое-где будут в корейском стиле - дырка в полу)
Еще на станциях, как правило, есть автомат с напитками, а на крупных станциях в холле вовсю идет торговля всяким барахлом.
Оплату удобно производить с помощью карты Т-money, которая покупается сразу в аэропорту. Там есть магазинчики, где висят вывески типа T-money - 2000W. В этих же магазинчиках можно сразу закинуть на карту денег.
Рекомендую не ломать голову и не думать, сколько же денег понадобится на поездки в метро. Просто закидываете 10-20к вон и не паритесь - автоматы для пополнения есть у каждого турникета. Главное, чтобы с собой была некоторая сумма мелких денег.
В автоматах можно выбрать английский язык и ткнуть в ту сумму, которую вы будете класть на карту. Затем закидываете ее бумажками или монетками и вуаля - карта пополнена.
Кстати, как в турникетах, так и в автоматах вставлять карту никуда не требуется. Просто прикладываете ее к специально отведенному для этого месту.
Турникет при использовании отображает сумму снятых за проход денег и остаток на карте. Обычно при входе в метро снимается около 1200 вон.
При выходе тоже требуется приложить карту к турникету и, если поездка была длительной, готовьтесь к тому, что с карты снимется еще какая-то сумма. А если не слишком длительная, то снимется 0.
Поезда разгоняются обычно до 90км/ч(в некоторых вагонах в реальном времени отображается расстояние до ближайшей станции и текущая скорость), что, по-моему, довольно неплохо.
Иногда, в основном, при переезде через мосты, поезд выныривает на поверхность и можно увидеть, как он обгоняет автомобили :)
Эверлендовская ветка, кстати, вся надземная и находится на довольно-таки нехилом расстоянии от земли, а вагончик (там не составы, одинарные вагончики на полностью автоматическом управлении, без водителя) иной раз закладывает виражи.
Так что тем, у кого слабый вестибулярный аппарат, возможно, лучше ехать в эверленд на автобусе)
Продолжение следует...