• Авторизация


Эрик Берн. Сказка про Красную Шапочку 15-01-2007 20:54 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Отрывок из книги "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры"
Сказка о Красной Шапочке с точки зрения марсианина

...Однажды мать послала Красную Шапочку отнести пирожок
бабушке, которая жила за лесом. По дороге девочка встретила
волка. Вопрос: какая мать пошлет маленькую девочку в путь через
лес, где водятся волки? Почему она не отнесла еду сама или не
пошла с дочерью? Если бабушка столь беспомощна, почему мать
позволяет ей жить одной в отдаленной хижине? Но если уж девочке
обязательно надо было идти, то почему мать не запретила ей
останавливаться и заговаривать с волками? Из истории ясно, что
Красная Шапочка не была предупреждена о возможной опасности.
Ни одна настоящая мать не может быть в действительной жизни
столь беспечной, поэтому создается впечатление, будто мать
совсем не волновало, что произойдет с дочерью, или она решила
от нее избавиться. В то же время, едва ли найдется другая такая
же бестолковая маленькая девочка. Как могла она, увидев волчьи
глаза, уши, лапы и зубы, все еще думать, что перед ней ее
бабушка? Почему не бросилась бежать из дома? И кем же она
была, если потом помогала набивать волчий живот камнями! В
любом случае, всякая добрая девочка после разговора с волком не
стала бы собирать цветочки, а сообразила бы: "Он собирается
съесть мою бабушку, надо скорее бежать за помощью".

Даже бабушка и охотник не свободны от подозрений. Если
посмотреть на эту историю как на драму с участием реальных
людей, причем увидеть каждого со своим собственным сценарием,
то мы заметим, как аккуратно (с точки зрения марсианина) их
личности сцеплены друг с другом.

1. Мать, видимо, стремится избавиться от дочери с помощью
"несчастного случая", чтобы в конце истории разразиться
словами: "Ну разве это не ужасно! Нельзя даже пройти по лесу
без того, чтобы какой-нибудь волк..."

2. Волк, вместо того, чтобы питаться кроликами и прочей
живностью, явно живет выше своих возможностей. Он мог бы знать,
что плохо кончит и сам накличет на себя беду. Он наверное читал
в юности Ницше (если может говорить и подвязывать чепец, почему
бы ему его не читать?). Девиз волка: "Живи с опасностью и умри
со славой".

3. Бабушка живет одна и держит дверь незапертой. Она,
наверное, надеется на что-то интересное, чего не могло бы
произойти, если бы она жила со своими родственниками. Может
быть, поэтому она не хочет жить с ними или по соседству.
Бабушка кажется достаточно молодой женщиной - ведь у нее совсем
юная внучка. Так почему бы ей не искать приключений?

4. Охотник - очевидно, это тот спаситель, которому
нравится наказывать побежденного соперника с помощью милой
маленькой особы. Перед нами явно подростковый сценарий.

5. Красная Шапочка сообщает волку, где он может ее снова
встретить, и даже залезает к нему в постель. Она явно играет с
волком. И эта игра заканчивается для нее удачно.

В этой сказке каждый герой стремится к действию почти
любой ценой. Если брать результат таким, каков он есть на самом
деле, то все в целом - интрига, в сети которой попался
несчастный волк: его заставили вообразить себя ловкачом,
способным одурачить кого угодно, использовав девочку в качестве
приманки. Тогда мораль сюжета, может быть, не в том, что
маленьким девочкам надо держаться подальше от леса, где водятся
волки, а в том, что волкам следует держаться подальше от
девочек, которые выглядят наивно, и от их бабушек. Короче
говоря: волку нельзя гулять в лесу одному. При этом возникает
еще интересный вопрос: что делала мать, отправив дочь к бабушке
на целый день?

Если читатель увидит в этом анализе цинизм, то советуем
представить себе Красную Шапочку в действительной жизни.
Решающий ответ заключается в вопросе: кем станет Красная
Шапочка с такой матерью и с таким опытом в будущем, когда
вырастет?


Взято здесь: http://www.naobum.ru/
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
Queen_of_Rods 17-01-2007-04:11 удалить
Отрывок из Бруно Беттельгейма. :)
КРАСНАЯ ШАПОЧКА

Заболела бабушка. Мать посылает свою семилетнюю дочь отнести больной бабушке продукты. Сразу возникает много вопросов. Где папочка? Ведь это его обязанность носить теще продукты. В сказках все очень конкретно – у героя должны быть папа и мама. Конечно, случается, что мамы нет – она умерла и на ее месте – мачеха. Но об этом открыто сообщается. А тут, ну куда девался отец? Хорошо, некого послать – сходила бы сама, чем дочь посылать. Ведь дорога к бабушке идет через лес, где водятся волки. И мать это прекрасно знает – вспомним наставления, которые она дает дочери.
Читаем дальше. Красная Шапочка отправляется к бабушке и, естественно, встречает в лесу волка. Этот тип, вместо того чтобы сразу ее съесть, заводит с нею шуры-муры. Прислушаемся внимательно к тому, что он говорит девочке: «Брось ты свои дела. Посмотри, как хорошо вокруг, травка, цветочки. Не надоело тебе вечно выполнять всякие поручения, приказания. Давай будем просто радоваться жизни!» Это не волк, это типичный соблазнитель. А Красная Шапочка, вместо того чтобы сразу отвергнуть эти оскорбительные предложения, явно идет на «переговоры» с волком. Дело в том, что «радоваться жизни» прямо в лесу не очень то удобно: охотники могут появиться в любой момент. Да и к тому же невдалеке слышны топоры дровосеков – могут помешать. Нужно помещение, а у бабушки как раз отдельный домик. Красная Шапочка сообщает волку адрес бабушки и инструкцию, как попасть внутрь. Волк съедает бабушку и ложится в постель. Наши самые худшие подозрения оправдываются: ведь если это волк, то, скушавши бабушку, ему бы надо бежать скорее навстречу Красной Шапочке, проглотить ее и уносить ноги. Ведь кругом-то люди – охотники с ружьями и дровосеки с топорами! Но теперь уже нам все ясно – Красная Шапочка, выждав положенное время, приходит в дом и сразу прыгает к волку в постель. И не нужно нас обманывать: любая нормальная девочка легко отличит бабушку от волка, даже если он наденет чепчик. Кстати, о чепчике. В настоящей народной сказке никакого чепчика нет. Этот чепчик надел на волка французский писатель 17-го века Шарль Перро. Вообще, это отдельная тема, зачастую полностью лишая ее настоящего, глубинного смысла. Шарь Перро «облагораживал» сказки, превращая их в нравоучительные истории с моралью в конце, поскольку у него был социальный заказчик – двор французского короля.
Но вернемся к сказке, потому что нас ждет самая знаменитая и самая, наверное, древняя порнографическая сцена.
- А это у тебя что? А это у тебя зачем? И т. д. Эта сцена – кульминация сказки, и нужно видеть, как захватывает она маленьких слушателей. Глаза у них разгораются, дыхание прерывается – они полностью захвачены происходящим. Вот вам довод в пользу того, что сказку своему ребенку лучше не читать, а рассказывать. Вы видите его лицо, его реакцию. Можете заметить, какое место в сказке больше его задевает. Можете попытаться нащупать «болевые точки» вашего ребенка.
Итак, вдоволь позабавившись с Красной Шапочкой, волк ее проглатывает. Тут появляются охотники (или лесорубы), убивают волка, вспарывают ему брюхо, и оттуда выходят целые и невредимые Красная шапочка с бабушкой. Интересно, нет ли среди спасателей и нашего пропавшего папочки? В детстве так веришь – что бы с тобой ни случилось, отец всегда придет к тебе на помощь и вызволит из любой беды.
Скажите, а за что бабушку съели? Ведь в сказках всегда царит справедливость: добро торжествует, а зло наказывается. Причем наказывается жестоко, об этих «сказочных жестокостях» мы поговорим немного позже. Все понятно с Красной Шапочкой – она не послушалась маму: ей было велено вести себя на улице скромно. Очи долу, с незнакомыми не разговаривать, с дороги не сворачивать, по сторонам не смотреть. Не слушаешься маму – получай по заслугам. Теперь – волк. Он скушал внучку и бабушку – это явное зло, и оно наказано. Но бабушку-то за что?
Так кончается сказка у Перро. А в настоящей сказке волка не убивают – ему просто вспарывают брюхо. Он - живой, все видит и слышит – обсуждается способ его казни. И Красная Шапочка – милая девочка, не правда ли, - придумала: брюхо волка наполняют камнями и снова зашивают. Теперь беги! Волк пытается вскочить, но не может сдвинуться с места – не дает живот, набитый камнями. Волк умирает, по-видимому от инфаркта.
Сказка еще не кончилась, но ясно, что читать ее так нельзя! Получается жуткое нагромождение глупостей и нелепостей. По-видимому, действие сказки разыгрывается не в нашем взрослом, реальном материальном мире, а в каком-то другом.
Вот сценка из домашней жизни, знакомая, я думаю, каждому родителю. Вы приходите домой, на полу разбитая чашка, рядом ваш ревущий пятилетний сын. «Не разбивал я чашку, не разбивал!» - всхлипывает он. Вас охватывает справедливый гнев: «Ведь он же взрослый парень. Прекрасно знает, что за разбитую чашку ему ничего не будет, А вот за попытку обмануть сурово накажут». Вот эта странность поведения вашего сына и особенно его настойчивость, с которой он повторяет свое: «Не разбивал, не разбивал!», должны заставить вас задуматься. И остановить руку, тянущуюся к ремню.
Дело в том, что у вашего сына нет пока еще четкой границы между миром реальным и миром воображаемым. Разбитая чашка для него – горе, но это горе можно поправить, если незаметно перейти в волшебный мир, в котором разбитые чашки склеиваются сами собой, если этого очень сильно захотеть. Он вас не обманывает, он просто сейчас там.
Поэтому, в частности, так вредны сильные наказания. Страх такого наказания вызывает у ребенка стремление не фиксировать эту границу – легко прятаться в волшебный мир во всех критических ситуациях. И процесс взросления, закрепления этой границы в сознании человека может затормозиться.
Так вот, персонажи сказки живут в этом воображаемом, волшебном мире. Там свои, совсем другие леса и реки, короли и мачехи, лягушки и дубинки. И живут они по своим, очень строгим законам.
Посмотрим, что случилось дальше с Красной Шапочкой. Снова заболела бабушка, и снова Красная Шапочка в дороге. Навстречу волк. Какой волк? Тот, которого убили, или новый? Замечательно, что НИ ОДИН ребенок НИКОГДА не задаст такого идиотского вопроса. Ребенок понимает, что волк – это волк. Про него нельзя спросить: он тот или другой. Но для того чтобы это понимать, надо быть ребенком – уметь жить в волшебном мире. Так вот, на этот раз Красная Шапочка уже ни та, не теряя ни минуты, бежит к бабушке. Вместе они устраивают на волка засаду. И при попытке пробраться в дом волк попадает в бочку с водой и находит свою смерть.
Как видим, пребывание в животе у волка не прошло для Красной Шапочки даром – она вышла оттуда другим человеком. Она как бы родилась заново. Внутренний невидимый процесс трансформации личности героя показан в сказке конкретно и зримо: как второе рождение – появление из чрева животного. Это очень древний мотив: вспомните библейскую историю Ионы, вышедшего из чрева кита. Эта метаморфоза – смерть и новое рождение героя – может быть показана в сказке по-разному: это и котлы с кипящим молоком, и живая вода, и долгий сон, как в «Спящей красавице».
А для чего камни в животе у волка? Если бы волк умер при рождении Красной Шапочки, то это оставило бы глубоко в подсознании девочек невидимый след, маленькую занозу. И через много лет, когда Красная Шапочка будет готовиться стать матерью, эта заноза ее уколет – добавится к тем страхам и волнениям, которые неизбежно связаны с рождением ребенка. Поэтому волк погибает по совсем другой причине.


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Эрик Берн. Сказка про Красную Шапочку | TaiLy - Cogito ergo sum | Лента друзей TaiLy / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»