• Авторизация


Новый завет. БИОГРАИЯ ИИСУСА. ИИСУС и МАРИЯ МАГДАЛИНА. 27-11-2010 08:28 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Виктор Иванов.

ИИСУС и МАРИЯ МАГДАЛИНА.

Зададим себе вопрос: кем была Мария Магдалина? Блудницей? Просто грешницей? Может быть женой Иисуса? Или «апостолом апостолов», тринадцатым апостолом? Попытаемся найти ответ...

Мария получила приставку Магдалины, так как была родом из городка Мигдал-Эль (современная Магдала), расположенного на берегу Галилейского (ныне Кинерет) озера. Она всего лишь четырежды упоминается в Новом завете.


Во-первых, Мария Магдалина была последовательницей Иисуса и странствовала вместе с ним и его учениками. «После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему именем своим» (Лука 8:1-3). Как видно из сказанного, в окружении Иисуса было немало женщин. Следовательно, присутствие Марии Магдалины не было чем-то примечательным или странным.

Во-вторых, среди других женщин она присутствовала при казни Иисуса. «Там были так же и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними была Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых» (Матфей 27:55-56, аналогично Марк 15:40; Иоанн 19:25). И здесь Мария Магдалина называется в числе других женщин. Лука тоже упоминает этот эпизод, но имён женщин не называет.

В-третьих, упоминается о Марии Магдалине, сидящей у гроба Иисуса. «Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба» (Матфей 27:61, аналогично Марк 15:47). И здесь Мария Магдалина не упомянута особо.

В-четвёртых, все евангелия говорят о Марии как о свидетельнице воскресения Иисуса. «В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; но нашли камень отваленным от гроба, и вошедши, не нашли Тела Господа Иисуса. То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сём Апостолам» (Лука 24:1-3,10, аналогично Матфей 28:1; Марк 16:1; Иоанн 20:11-18). Описание этого случая Иоанном – единственное место в Новом завете, где Иисус и Мария Магдалина остаются наедине. Мария прикоснулась к Иисусу, но тот приказал ей не делать этого. Радость и удивление от явления Иисуса заставили Марию коснуться его. В этом прикосновении нет ничего сексуального. Это была непроизвольная реакция Марии, – она просто обняла Иисуса, приветствуя его возрождение. Мария была уверена в смерти своего учителя и уже, видимо, сказала ему последнее «прощай» у распятия.

Вся информация о Марии Магдалине содержится в двенадцати отрывках четырёх евангелий. Она была последователем Иисуса и странствовала вместе с группой женщин, сопровождавших его. Ни о каких-либо других отношениях между Иисусом и Марией Новый завет не упоминает. Если бы Мария была женой Иисуса, евангелисты обязательно указали бы на это, как делали в отношении других женщин. В те времена женщин идентифицировали по их отношению к мужчинам, мужьям или сыновьям. В евангелиях встречаем: «Иоанну, жену Хузы», «Марию Иаковлеву», «Марию Клеопову», «Марию Иосиеву», «Марию, мать Иакова» и т.д.

Нет ничего особенного и в описаниях отношений Иисуса и Марии Магдалины не в апокрифах, не в сочинениях отцов церкви первых веков н.э. В апокрифическом евангелие от Филиппа мы читаем следующее: «Спаситель любил Марию Магдалину больше других учеников и часто целовал её в губы. Остальные ученики подходили к ней и укоряли её. Ему же они сказали: почему ты любишь её больше, чем всех нас? На что Иисус отвечал так: Слепой и тот, кто видит; когда оба они во тьме, они не отличаются друг от друга. Если приходит свет, тогда зрячий видит свет, а тот, кто слеп, останется во тьме». Истолковать это можно только так: Иисус любит Марию за глубокое понимание его учения, которого другие ученики так и не поняли. В другом отрывке Филипп пишет: «Ибо совершенные зачинают от поцелуя и рождают. Поэтому мы также целуем друг друга, зачиная от благодати, которая есть в нас, в одних и в других». Для Филиппа дитя, зачатое от поцелуя совершенных, есть просто некий духовный символ, а близость Магдалины к Иисусу делала её преемницей его мудрости.

В Средние века была распространена книга «Апостольская жизнь Марии Магдалины». В книге рассказывалось о проповедях Марии и о (ну как без них???) творимых ею чудесах. Именно Мария Магдалина названа в этой книге «апостолом над апостолами». С тех пор эта тема стала частью постоянной внутрицерковной борьбы. В апокрифическом евангелие от Марии апостол Андрей говорит: «Говорите, что хотите о том, что она сказала. Я, по крайней мере, не верю, что Спаситель сказал это. Ибо, определённо, эти учения несут странные идеи». И только Матфей-Левий заступился за Марию: «если Спаситель сделал её достойной, кто ты, в самом деле, чтобы отвергать её?»

В противоположность устоявшемуся сегодня мнению ни у одного евангелиста Мария Магдалина не называется грешницей или блудницей. Сейчас дело доходит даже до обвинений Марии в проституции. Первым это сделал в своей проповеди папа Григорий Великий (540-604 гг) в 591 году. Откуда же возникло такое предположение, переросшее потом в стойкое убеждение? Возникло оно от невежества верующих, не удосужившихся самим прочитать Новый завет. Лука (7:36-50) описывает случай, когда Иисус был в городе Наине и остановился в доме фарисея Симона. Там к нему пришла неизвестная «грешница» (Лука 7:37), имя которой не упоминается, и принесла алебастровый сосуд с миром. В тексте не сказано, что она была проституткой, подразумевается только, что грех её имел сексуальную природу. Естественно, проституция – первое, что приходит на ум, но ведь она могла и просто изменить мужу. В следующей главе, никак не связанной с предыдущим текстом, мы впервые встречаемся с Марией Магдалиной (Лука 8:1-3). Она – одна из тех, кого Иисус исцелил от злых духов и болезней. Никакого другого упоминания о ней здесь нет. Практически все исследователи сегодня согласны, что Мария Магдалина впервые появляется у Луки в главе 8 и никакого отношения к безымянной грешнице, упомянутой в предыдущей главе, она не имеет. Мария Магдалина не была грешницей, а уж тем более – проституткой.

Она была единственным последователем Иисуса, ставшей, согласно евангелий, свидетелем его распятия, погребения и воскресения.

Исследователи библии называют Марию Магдалину наиболее подходящей кандидатурой на роль жены Иисуса. В конце его жизни она пользовалась большим уважением. В евангелиях она упоминается всегда первой из женщин. В то время как все ученики бежали в момент ареста Иисуса, Мария Магдалина сопровождала его до Голгофы и даже (согласно евангелисту Иоанну) стояла у распятья. Именно Мария Магдалина обнаружила пустую гробницу (Матфей 28:1-2; Иоанн 20:1). Согласно Марку и Иоанну, воскресший Иисус явился, прежде всего, ей.

Одним из христианских догматов является то, что Иисус был стопроцентным человеком (и таким же стопроцентным богом одновременно). Исходя из этого, одни исследователи считают, что, даже если бы он был женат и имел детей, это не разрушило бы приписываемой ему божественной сущности. Поэтому теологам не было никакого смысла скрывать эти факты. Другие исследователи считают, что для верующих христиан, особенно православных и католиков, сама эта идея вызывает шок и отторжение: как так, бого-человек, второе лицо в Троице, и вдруг женат!? Но фактов, ясно указывающих на то, что Иисус был женат, нет. Одна из немногих вещей, в которых сходятся во мнении представители всех ветвей христианства – то, что Иисус был холост. Даже если допустить, что рассказы некоторых апокрифов об особых отношениях Иисуса и Марии – полная правда, то надо заметить, что и в них нет ни слова о том, что Иисус был женат.

Одним из аргументов сторонников женатого Иисуса является то, что поскольку он был учителем и вроде как раввином, по еврейским обычаям он должен был жениться. И вообще в Талмуде говорится: «Кто не имеет жены, тот не имеет ни радости, ни благословения, ни Торы, ни мира. Мужчина без жены не мужчина». Во-первых, надо заметить в ответ, что Иисус не был раввином и не считал себя одним из них. Ученики называли его «равви» потому что он был их учителем, а не потому что официально занимал пост раввина. Во-вторых, Иисус говорит, что есть «скопцы, которые сами себя сделали скопцами во имя Царствия Небесного» (Матфей 19:10-12). Неужели Иисус стал бы призывать к такому, если бы сам был женат? В подтверждение этого высказывания Иисуса вспомним крайне отрицательное отношение к браку секты ессеев из Кумрана. Они не рассматривали брак как обязанность еврея и давали обет безбрачия в знак своей набожности. Однако, не из чего не видно, что Иисус сам относил себя к таким «скопцам».

Сцена распятия даёт нам ещё один аргумент, доказывающий, что Иисус был холостяком. Возле креста собрались женщины, среди которых была мать Иисуса и Мария Магдалина. Это - лучший случай для представления семьи Иисуса. Он говорит несколько слов матери. Но о жене опять - ни слова. Да и сам неприкаянный образ жизни странствующего проповедника, очевидно, мало располагал Иисуса к семейной жизни.

У некоторых исследователей другой взгляд на семейное положение Иисуса. И ученики, и его последователи обращались к нему как к учителю «закона Моисеева», «рабби». По мнению этих исследователей, трудно себе представить неженатого раввина. Если бы Иисус не был женат, разве его ученики не поинтересовались бы причиной подобного упущения? Разве его враги не обвинили бы его в том, что он не исполнил заповедь «закона Моисеева» и первую обязанность из списка раввина: «плодитесь и размножайтесь» (Бытие 1:28)? Если взглянуть на проблему «теологически подкованным» взглядом, то станет ясно, что Иисус должен был каким-то образом позаботиться о потомстве. Ведь Ветхий завет (2Царств 7:12-16, 3Царств 11:36) говорит о том, что династия Давида (к которой, как пытаются убедить нас евангелия, принадлежал Иисус) должна быть вечной!

Один из таких исследователей пишет: «Мы должны избавиться от представления, что женатый Иисус мог каким-либо образом шокировать окружающих. Как раз наоборот». То, что в евангелиях ничего не говорится о семейном положении Иисуса, они объясняют так. Нормальные семейные отношения рассматривались в то время как само собой разумеющееся, а потому и не было нужды упоминать об этом. Ничего не говорится о семейном положении двенадцати его учеников, хотя их безбрачие выглядело бы крайне странным. Добровольное безбрачие в еврейской среде того времени сделало бы юношу изгоем и лишило бы его права носить титул раввина. Надо повториться и возразить: раввином Иисус никогда не был и не считал себя таковым.

Можно сделать вывод, что никто о жене Иисуса не слышал и не упоминает совершенно ничего ни при его жизни, ни при распятии и смерти, ни при воскресении. Семья Иисуса – отец, мать, братья и сёстры – упоминаются в Новом завете неоднократно, но жена – никогда.

Один из отцов христианской церкви, Ипполит (170-236 гг), назвал Марию Магдалину апостолом, при этом он был ортодоксом, то есть принадлежал к лагерю «угнетателей женщин». В V веке Марию стали уже называть «апостолом апостолов». В раннехристианской церкви термин «апостол» имел несколько значений. В одном случае это были люди, обладавшие огромным влиянием в церкви (Двенадцать апостолов, Павел и Варнава). В другом случае оно означало «наделённого миссией», то есть посланника, того, кто создавал церкви, распространял христианское вероучение или обладал значительным положением в церковной иерархии.

Евангелия сообщают нам, что Мария была первой, кто увидел воскресшего Иисуса. Он послал её сообщить об этом своим ученикам. «Иисус сказал ей: не прикасайся ко Мне, ибо я не восшёл ещё к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему» (Иоанн 20:17). Другими словами, она была «посланницей» к «посланникам». Так что Марию Магдалину вполне можно считать «апостолом к апостолам». Она была посланницей Иисуса, передавшей суть его учения: воскресение.

Как бы то ни было, а только Мария не отреклась от Иисуса и не предала его, не бежала в страхе после ареста, она была везде со своим учителем: и при казни, - «между ними была и Мария Магдалина» (Марк 15:40), - и при погребении, - «была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба» (Матфей 27:61), - и при воскресении, - «пришли Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб» (Матфей 28:1). А это уже о чём-то говорит!
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Новый завет. БИОГРАИЯ ИИСУСА. ИИСУС и МАРИЯ МАГДАЛИНА. | Таля - Откровенья скучающей дамы | Лента друзей Таля / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»