Решила выложить некоторые свои статьи, написанные для журнала "Мой ребенок".
18-10-2007 10:49
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Как воспитать оптимиста и счастливчика
Я мыслю – значит существую. В зависимости от того, как мыслю, каким осмысливаю себя в мире, так и существую. Если ребенку с раннего детства постоянно говорить, что он трус, не умеет общаться и часто болеет, то он сам будет в этом уверен и, соответственно, слова превратятся в реальность. Если говорить обратное, даже если ребенок все-таки побаивается многих вещей, если ему трудно заговаривать со сверстниками и часто приходится лечить простуды, все можно исправить. Нужно направить мысли ребенка на то, что он смелый, здоровый и у него много друзей. И это аксиома, и это на сто процентов! Как направить? Для этого существует методика «Сила разума».
Автор этого метода - известный канадский писатель, тренер в области личностного роста Джон Кехо. В 1987 году он написал книгу о силе разума, ставшую мировым бестселлером. Изначально он делал упор на обучении взрослых людей, но потом выяснилось, что дети гораздо быстрее и легче учатся позитивно и целенаправленно мыслить и потому добиваются больших результатов. Программа «Сила разума» уже более десяти лет успешно преподается тысячам детей по всему миру.
Мысль
Не секрет, что все то хорошее, чего мы достигли в этой жизни, когда-то было просто мыслью в нашей голове. Именно поэтому мысль считается материальной. Когда она повторяется многократно, то стремится обрести форму и реализоваться в жизни. Чем чаще мысль повторяется, тем больше силы и энергии порождает, притягивая из внешней реальности обстоятельства, созданные в голове. Понимая это, мы можем побудить наших детей творчески и систематически работать над своими мыслями, придавая этой работе вид забавы. Существует всего четыре приема: утверждения, визуализация, признание успехов и устранение негатива.
Позитивные утверждения
Позитивные утверждения – это короткие простые фразы, которые мы многократно повторяем про себя или вслух. Например, «я верю в себя!» Маленьким детям утверждения произносят родители. По мере того, как ребенок растет, он начинает сам их проговаривать. Важно, чтобы утверждение не содержало частицы «не», иначе результат будет совершенно обратным. Мысленный образ создается последними услышанными ребенком словами, и именно на основе этого образа он будет действовать. Посему нужно говорить то, что надо делать, то каким нужно быть, а не наоборот. Не «я не глупый», а «я умный». Побуждая мозг с помощью утверждений регистрировать позитивные ожидания, мы постепенно затираем старые записи негативных мыслей позитивными.
Некоторые утверждения для ребенка:
У меня много друзей
У меня сказочное воображение
Я смелый
Я верю в себя
Я умею слушать
Я умею задавать вопросы
Мне везет
Я уникальный и особенный
Я здоровый и сильный
Несколько важных моментов: утверждения должны быть короткими и простыми, они должны фокусировать внимание на решении, а не на проблеме. Не обязательно пытаться сначала поверить в утверждение. Само повторение действует естественным образом. В результате оно должно стать для ребенка первой мыслью, возникающей в соответствующей проблемной ситуации.
Утверждения можно не просто проговаривать, но также, написав на бумаге, вывешивать на стену. Или попробуйте подойти более творчески, например, зарифмуйте или сделайте надпись на футболке.
С другой стороны, избегайте ярлыков типа «ты всегда такой капризный», «ты постоянно болеешь», «опять у тебя все валится из рук»… Такие негативные суждения, повторяясь, действуют таким же образом и становятся самореализующимися пророчествами.
Визуализация
Визуализация - это создание зрительного образа желаемой ситуации. Этот метод очень подходит детям с их богатым воображением, которое направляется в позитивное русло. Так, каждый вечер перед сном можно рассказывать ребенку истории, где главным участником является он сам. В них ребенок успешно справляется с ситуацией, которая в жизни вообще-то является проблемной. При рассказе старайтесь привлекать как можно больше органов чувств, описывайте цвета, звуки, запахи, вкус. С детьми постарше можно визуализировать осознанно. Например, у ребенка проблема в том, что он боится читать стихи на сцене. Попросите его представить ситуацию его выступления с момента того, как он стоит за кулисами, как потом выходит, легко справляется с волнением, как четко, красиво и талантливо он читает, как потом ему все аплодируют и какое чувство гордости и счастья его переполняет.
Важные моменты:
1. Всегда визуализируйте все обстоятельства в реальном времени. Нужно видеть и чувствовать себя делающим желаемое прямо сейчас.
2. Вкладывайте в зрительный образ больше чувств и деталей.
3. Чем чаще образ повторяется в мыслях, тем сильнее запечатляется и становится чертежом, проектом будущего реального события.
4. Всегда визуализируйте цель как уже достигнутую.
С помощью приема визуализации можно также помочь ребенку изменить воспоминание о каком-то неприятном событии. Поговорите с ним, как бы он предпочел, чтобы все произошло. Потом предложите визуализировать новый желательный исход прошлого события.
Признание достоинств
Признание достоинств - это техника, помогающая ребенку признать себя особенным и достойным. Реализация ее во многом зависит от родителей. Нужно акцентировать внимание на тех сторонах жизни, где ребенок добился или добивается в настоящее время успехов. Не нужно забывать, что участие, старание и радость быть полезным тоже заслуживают признания. А признание – это далеко не мелочь, оно порождает у ребенка энергию успеха и вдохновляет на новые свершения. Хороший прием - хвалить своего ребенка не только напрямую, а в разговоре с кем-то, по телефону. «Представляешь, сегодня Иван сам выгулял собаку. Да-а, такой молодец!» Услышав свое имя, ребенок обязательно прислушается.
Попросите ребенка составить список всех его достоинств и успехов. Если он затрудняется, подсказывайте, но все-таки побуждайте к самостоятельной работе. «Наводящими» вопросами в этом случае могут быть: какие твои умения делают тебя необычным человеком? Чем ты помогаешь друзьям и родителям? Что ты можешь делать совершенно самостоятельно? За что тебя любят окружающие? Список достижений можно повесить на стену. Кроме того, можно по такому же принципу составить и список достоинств окружающих. Это поможет ребенку видеть и признавать особенности и уникальность других людей.
Дети вообще любят слушать, за что и когда ими гордились родители. Даже шестилетку вдохновит рассказ о том, в каком восторге была мама, когда он, например, в 9 месяцев уже пошел или что в год уже умел посылать воздушный поцелуй. Поэтому, пролистывая вместе фотоальбом, рассказывайте о таких моментах.
Искоренение негатива
Даже самый оптимистичный человек иногда тревожится. Тревога возникает, когда мы в мыслях переносимся в некую будущую ситуацию и начинаем воображать, как все там пойдет наперекосяк. Тревоги часто притягивают в нашу жизнь именно то, чего мы больше всего боимся. Что делать?
1. Назвать свою эмоцию: гнев, обида, страх.
2. Помочь ребенку понять, что он в состоянии выбирать, какими мыслями и чувствами встречать различные жизненные затруднения и разочарования. Можно сказать примерно следующее: «У тебя есть ВЫБОР. Ты можешь позволить этой ситуации сломить тебя, можешь позволить себе испытывать гнев, печаль, страх, смущение, но не обязан делать этого. Наоборот ты можешь чувствовать себя по-другому: быть оптимистичным, счастливым и уверенным в себе».
Чтобы помочь ребенку избавляться от негативных мыслей, лучше всего сравнить мышление с садом, где цветы – это позитив, сорняки – негатив, а сам ребенок - садовник.
3. Переключение.
Это почти игра. Придумайте, будто в уме есть невидимый переключатель на позитивные мысли. Убедите ребенка, что когда переключатель установлен на позитив, соответствующие мысли придут обязательно, но нужно проявлять терпение и очень внимательно прислушиваться к себе. Можно даже в ожидании нужных мыслей сделать что-то полезное, например, убрать игрушки или помочь отцу помыть машину. Во время работы в любом случае отвлекаешься от проблем.
4. Метод пушечного ядра
Представьте негативную мысль черным пушечным ядром. Мысленно вставьте его в пушку и выстрелите им далеко-далеко. Можно представить, как ядро погружается на самое дно океана, все глубже и глубже, и вот его уже и не видно.
5. Метод изменения сценария.
Попробуйте с помощью воображения «переписать» сценарий и придумать счастливую концовку данной ситуации.
6. Для маленьких детей можно придумать символ силы и защиты. Например, какая-то игрушка, которая будет помогать и защищать. Или талисман, или часы деда, который был храбрым и отважным и в этих часах «совершал подвиги».
Решение проблем
От неудач и проблем не застрахован никто, это неотъемлемая часть жизни и созидания. Джон Кехо предлагает относиться к проблемам, как к благоприятным возможностям. «Такой вещи, как проблемы, просто нет, есть только благоприятные возможности». «На неудачу всегда нужно смотреть как на нечто временное, как на ступеньку к будущим успехам».
В процессе преодоления неудач детям можно напоминать об их сильных сторонах и воодушевлять тем, что неудачи помогли многим известным людям преуспеть.
Так, Томас Эдисон, прежде чем изобрел лампочку, перепробовал более 10 тысяч неудачных вариантов. Можно подтолкнуть ребенка к нахождению лучшего выхода из ситуации вопросом: «Если идеальное решение существует, каким оно может быть?»
Как ни странно, часто решение всплывает во сне. Перед сном настройте ребенка, что его разум сам отыщет ответ сегодня, пока он будет спать. Другой вариант - на какое-то время просто отвлечься от проблемы.
Конечно, все люди хотят быть здоровыми, успешными, удачливыми и привлекать радость и счастье в свою жизнь. А все родители в еще большей степени хотят, чтобы все это присутствовало в жизни их ребенка. Для этого нужно учиться мыслить в позитивном ключе. Да, и самим тоже! Иначе как научить ребенка мыслить позитивно, если в вашей собственной голове только страхи, неуверенности и ожидание неудачи. От качества наших мыслей зависит не только наше собственное здоровье, внешний вид, настроение, эмоции и чувства, но и ребенка тоже. Так мы еще больше поможем детям научиться силе разума, да и самим она поможет решить много проблем.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote