[325x450]
Детские стихи Бродского никогда ранее не публиковались в книгах. Только в журналах, да и то чаще в сокращении. В этом сборнике, выпущенном издательством «Азбука» в 2013 году, их 15 (из двадцати). И, как утверждается в аннотации, стихи приведены в их оригинальном виде, что не может не радовать.
Книга вызывает противоречивые чувства и мысли.
Во-первых, разные стихи в этой книге рассчитаны на разный возраст, при этом расположены они вперемежку. Основная часть стихов, по моим личным ощущениям, — для младшеклассников, но кое-что можно читать и со старшими дошкольниками, а что-то будет понятно лишь в старших классах. Например, стих «Кто открыл Америку».
«Шекспир открыл Америку.
Давно. При Г.Ю. Цезаре.
Он сам причалил к берегу.
Потом его зарезали...».
Эдакая веселая путаница якобы из подслушанных бесед школьников. И кроме Шекспира с Цезарем в стихотворении присутствуют Коперник, Торричелли, Ньютон, Дарвин, Байрон, Бетховен и другие известные люди. Известные, правда, не раньше средней школы. При этом сразу за этим стихотворением следует Рабочая азбука, которую можно запросто и с дошкольниками почитать.
Второе. Некоторые детские стихи Бродского все-таки очень взрослые. В них либо тоска проскальзывает, либо второе дно с явно недетскими проблемами. Например, в стихотворении «Обещание путешественника» рассказывается о всяческих заморских кушаниях (среди которых, кстати, вместе с инжиром и миногами оказывается ветчина и кефир). Эти кушания герой обещает прислать в посылке, но в конце есть фраза «только вы для начала накормите меня». И сразу становится понятно, что этот якобы путешественник — пока еще просто голодный мальчишка.
Или возьмем Балладу о маленьком буксире. В которой много чего: от красоты Невы до грусти от предчувствия будущей старости. А еще там есть такие слова:
«И хотя я горюю,
что вот я не моряк,
и хотя я тоскую
о прекрасных морях,
и хоть горько прощаться с кораблем дорогим,
НО Я ДОЛЖЕН ОСТАТЬСЯ
ТАМ, ГДЕ НУЖЕН ДРУГИМ...»
Честно говоря, я не очень представляю ребенка, который добровольно и с радостью перечитывал бы этот стих и находил в нем что-то близкое для себя.
При всем при этом иллюстрации книги Игоря Ганзенко - довольно детские, легкие, они объединяют такие разные стихи этой книги.
И третье. Многие стихи понравились. А читала я их, надо сказать, первый раз в жизни. Так что очень хочется поделиться.
Из Рабочей азбуки:
«Г»:
Ходит дядя за рудою,
путь у дяди долог-долог.
Этот дядя с бородою
называется ГЕОЛОГ.
«Щ»:
Нету должностей на Щ.
Весь вспотеешь, их ища.
Слон и Маруська (Моей восьмилетней дочери оно очень и очень понравилось. Как и мне)
Маруська была - не считая ушей -
не кошка: краса круглолицая.
Слоны, как известно, боятся мышей,
и кошка при них - как милиция.
И вот у Маруськи звонит телефон
(а дело уж близится к полночи),
и в трубке хрипит перепуганный Слон:
- Здесь мышь... умоляю... о помощи...
И, острые когти поглубже вобрав,
среди снегопада и мороси
Маруська к Госцирку несется стремглав
почти на космической скорости.
Вбегает и видит: швейцар весь дрожит,
слезами глаза его застятся,
а Слон на спине на арене лежит,
хватается хоботом за сердце.
Хрипит, задыхается: - Вот он... бандит...
хватай его, киска, ты смелая...
Действительно, мышь на арене сидит,
но мышь эта вовсе не серая.
- Хватай его, киска... чего ты глядишь... -
От страха стал Слон цвета бурого.
- Да это же, граждане, белая мышь!
Она же сотрудница Дурова.
Ученая мышка! Палата ума!
Я месяц назад или около
была на ее представленьи сама
и хлопала ей, а не слопала.
- Спасибо, - тут молвит в смущении Слон. -
Приятно от страха избавиться.
Подходит к Маруське, кладет ей поклон.
Маруська в ответ - улыбается.
- Что хочешь теперь ты приказывай мне!
И вот, как владычица Индии,
вернулась Маруська домой на Слоне.
Соседи мои это видели.
Прошло много времени с этого дня,
и я бы о нем вероятно,
забыл. Но Маруська живет у меня,
и в цирк нас пускают бесплатно.
История двойки
Вовин дом от школы Вовы
Отстоит наискосок,
Мальчик Вова у сугроба
Задержался на часок.
А потом, уже в квартире,
Взяв пугач, часа четыре
Он, наряженный пиратом,
Вел сраженье с младшим братом.
За окном уже темнело,
Вова взял учебник,
Но...
Вместо математики
Стал играть в солдатики.
А потом он ужин съел,
А потом за стол он сел.
И в задачник заглянул,
И немедленно заснул.
Бедный Вова! Он, в итоге,
Хмуро мнется на пороге.
Он глаза от мамы прячет
И, того гляди, заплачет:
У него портфель в руке
С грузом двоек в дневнике.
И еще хочется отметить один маленький момент, который радует во многих современных книжках. В самом начале предлагается подписать, из чьей она личной библиотеки.