• Авторизация


Про сознание, самосознание и надсознание. 22-03-2011 14:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Что вы имеете в виду, говоря «неосознанно»?

Если на человеческом уровне развития каждый из нас не просто сознательно ощущает свою индивидуальность, но еще и способен наблюдать за тем, как протекает сам процесс осознавания, то животное, хоть может еще и не акцентирует внимания на своей самости, то наверняка отдает себе отчет в том, где оно находится, что делает, с кем пребывает, от кого убегает или за кем гонится. Оно скорее всего не говорит само себе, что мое «я», мол, ощущает боль или что вот моему «я» сейчас хочется есть, а непосредственно переживает боль или голод. Как раз это и протекает неосознанно, иначе говоря, наблюдение за собой со стороны еще не осуществляется на таком уровне, на каком это может происходить у человека. Впрочем, у обычного человека в поведении также очень много рефлекторного и мы не всегда говорим себе, что вот мое «я» сейчас идет в магазин или «оно» сейчас ссорится с соседом по площадке. Мы обычно идем в магазин и заняты своими мыслями или когда ссоримся, то подбираем соответствующие слова, а наше ощущение собственного «я» отходит на второй план.

То есть человек часто также не акцентирует на этом внимания, но в отличие от животного может этот процесс фиксировать в своем сознании и, как бы абстрагируясь от переживания непосредственного ощущения, наблюдать за самим процессом переживания ощущения. По всей видимости многим животным это совершенно не нужно, но, с другой стороны, хочется еще раз подчеркнуть то, что они отлично осознают себя в окружающей обстановке, хотя в большинстве своем они не обращают никакого внимания на собственное отражение в зеркале, то есть не идентифицируют себя с этим отражением настолько, насколько мы это уже делаем и насколько это для нас важно. У них, по всей видимости, нет такой потребности. Мы же уже обладаем такой внутренней потребностью самоосознавания и поэтому из всего процесса сознавания умеем осознанно вычленять и абстрагировать себя на фоне различных собственных ощущений, потребностей и окружающей действительности.

Так что, как видим, биологические организмы это не только воплощенные души. Многие из них уже обладают определенной первичной формой сознания и чем выше уровень развития души, тем выше степень осознавания. То есть, у какого-то вида живого оно еще находится на базовом уровне и хотя окружающая действительность им воспринимается, но аналитический анализ еще не происходит таким образом, чтобы можно было говорить о более высоком уровне мышления.

У других, в свою очередь, уже вырабатывается более высокая форма сознания - операционная - и в их душе уже происходит интенсивная аналитическая мыследеятельность, что и формирует более разумное гибкое поведение, позволяющее более детально оценить ту или иную ситуацию и еще лучше приспособиться к ней.

Так что еще раз хочется подчеркнуть, что отличие человеческого сознания от сознания животных состоит не только в том, что человек обладает более высокой степенью аналитического мышления, но и тем, что человек обладает уже достаточно высоким уровнем самосознания. И если то или иное животное само себя также каким-то образом осознает - то есть понимает, что именно оно чувствует голод, оно ощущает половое влечение к самке (самцу) или страх перед хищником - то видимо еще не восклицает громко «я» (впрочем, если даже и восклицает, то мы этого и так не понимаем) или же не придает этому такого значения, как это может происходить у человека.

С другой стороны, исследования показывают, что несмотря на то, что все мы узнаем себя в зеркале и даже часами можем любоваться собственным отражением (что ученые считают основным критерием для оценки наличия самосознания) и чуть ли не каждую фразу начинаем с пресловутого «Я», то часто так выражается всего лишь наше Эго, которое проявляется, опять же, неосознанно для нас.

Какова же тогда роль самозознания? Что оно дает?

Оно постепенно создает «наблюдателя», который позволяет не только абстрагироваться и как бы со стороны следить за формированием собственного поведения и критически оценивать его внутренние механизмы, реакции, поступки и т.п., но оно позволяет познавать качество самого себя - то есть не «Кто я?», а «Какой я?». В определенный момент духовного развития оно способно оценивать уровень собственного совершенства и даже корректировать процесс самосовершенствования. Именно это является главным!

Таким образом, различные формы сознания (базовое, аналитическое и самосознание) являются основой для следующего высшего уровня – абстрактного сознания или иначе говоря надсознания.

Благодаря ему мы уже способны абстрагироваться от проявленного плотного мира и начать мыслить о том, чего не фиксируют наши органы восприятия и что ими не воспринимается непосредственным образом, например, создавать поэтический образ, размышлять о тонкой материи или о Божественном, не видя ни того, ни другого, но понимая, что это каким-то образом существует, хоть и в сфере тонкого.

Основным преимуществом абстрактного мышления является то, что оно позволяет посредством одних лишь умозаключений «заметить» присутствие непроявленного, а в определенный момент «открыть» для себя Высшее начало и таким образом «увидеть» То, к чему мы все интуитивно так стремимся.

Итак, несмотря на то, что современная наука пока что подразумевает наличие сознания только у человека, следует признать, что абсолютно все животные обладают оределенной формой сознания – пока еще базовой, аналитической, первичной формой самосознания, а в некоторых случаях даже зачатками абстрактного. Главное отличие нас от мира животных заключается в том, что мы в процессе абстрактного мышления начинаем открыто задавать себе вопросы, касающиеся не только смысла всего происходящего вокруг, а абсолютного смысла нашей жизни вообще.

Поэтому не наличие сознания, а развитое самосознание с «наблюдателем», а также развитое абстрактное мышление надсознания выделяют нас из мира животных.

Когда же наш «наблюдатель» по настоящему откроет нам глаза, то становится явно видно Его наличие и Его присутствие во всем, что нас окружает. Тогда трудно будет не понять Бориса Гребенщикова, поющего: «Я не могу оторвать глаз от Тебя».

Тогда в определенный момент в некоторых из нас происходит кульминация и количественные накопления предыдущего опыта души приобретают новое качество – происходит метаморфоза. Душа прозревает. Начинается процесс сознательного самосовершенствования. Тогда же начинается и поиск абсолютного смысла существования человека. От него остается уже один шаг к Нему, поскольку когда душа достигает необходимого совершенства, она уже не возвращается на Землю и не воплощается в плотном, а продолжает существовать лишь на более высоких тонких уровнях мироздания.

А до этого душа каждого из нас самостоятельно должна пройти весь путь эволюционного развития - как биологического оформления, так и духовного созревания. Этот путь достаточно долог и начался он еще задолго до появления человеческого облика. Мы его проходим не одну жизнь и, что главное, не вслепую. Каждая наша жизнь достаточно остро нами переживается, а значит, и осознается. Так что сознание это не просто один из инструментов высокоразвитой души – это свойство живого вообще, которое, как видим, очень и очень разнообразно.

(с) "Разговор со скептиком", Александр Ом
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Про сознание, самосознание и надсознание. | Играющая - Здесь живёт Играющая. Вы уверены, что вам -- сюда? | Лента друзей Играющая / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»