• Авторизация


Лекция[more]<style><!-- /* Font 09-09-2004 19:57 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Лекция





Тема: «Безопасность духовного мира офицерского
состава российской армии»


Литература:
Журнал Право в Вооруженных Силах» №5 2004г. «Юридическая энциклопедия
военнослужащего» №5 2004г, Васильев В.Л. Юридическая психология, М. 1997,
Леонтьев А.Н.Философия психологии М. 1994, Рубинштейн С.Л.  Принципы и пути развития психологии . М.
1959 С254.)


 



Военная
безопасность государства всегда должна быть тесно увязана с уровнем и
характером угроз национальной безопасности.



Обеспечение
военной безопасности государства сегодня осуществляется многими факторами.
Одним из них выступает безопасное состояние и функционирование духовного мира
офицерского состава. Структура личности представляет собой единство
социально-типичных и индивидуально-своеобразных качеств. Эти качества
формируются под воздействием всех элементов социальной системы - экономических
отношений, политической организации общества, права, морали, культуры,
духовного климата, образа жизни - и выражают те сложные и многообразные
общественные связи, в которые включена личность.



Античная
философия рассматривала дух как теоретическую деятельность. Например,  для Аристотеля высшей формой деятельности
духа является мышление о мышлении. Немецкая классическая философия подчеркивала
активность духа , рассматривая его прежде всего с точки зрения деятельности
самосознания. Так Гегель понимал дух как единство самосознания и сознания,
осуществляемое в разуме, как единство практической и теоретической
деятельности: Бытие духа есть его деяние, хотя это деяние понимается только как
познание. Дух по Гегелю преодолевает природное , чувственное и поднимается до
самого себя в процессе самопознания.. Для античных материалистов дух есть
наиболее разумная часть души, разлитая по всему телу . Материалисты 17 и 18
веков (Гоббс, Локк, Ламетри) понимали дух лишь как комбинацию ощущений или
общее чувство в целом - как разновидность чувственного познания. Духовная жизнь
общества - общественное сознание- 
выступает как отражение 
общественного бытия . В то же время она   активно воздействует на общественное бытие, практическую
деятельность человечества.



Обеспечение
военной безопасности  государства
достигается состоянием и функционированием духовного мира офицерского состава.
Современное состояние и направленность функционирования сознания и
мировоззрения значительной части офицерского состава связано с переосмыслением
ими собственного социального статуса, переоценкой военно-профессиональных
ценностей.  Процесс социализации
личности  включает и воспитание активной
социальной ответственности, осознание личностью своего долга перед обществом,,
в конечном счете обеспечивает нормативное поведение, высокую степень социальной
воспитанности человека, предупреждение 
антисоциальных проявлений с его стороны. Действенный характер сознания
вытекает и из принципа единства сознания и деятельности: деятельность человека
обусловливает формирование его сознания, психических процессов и свойств, в
свою очередь, регулируют эту деятельность и являются условием ее адекватного
выполнения. «Сознание или сознательные процессы, как и все психические
процессы, выполняют функции регуляции человеческой деятельности и в качестве ее
регуляторов включены в процесс жизни и деятельности человека, его
взаимодействия с миром»( Рубинштейн С.Л. 
Принципы и пути развития психологии . М. 1959 С254.)



Сознание,
в свою очередь, улучшает приспособленность человека к внешнему миру. Сознание
формирует внутренний план деятельности , ее программу. Именно в сознании
синтезируются динамические модели действительности, при помощи которых человек
ориентируется в окружающей физической и социальной среде.



Сознание
определяет предварительную мысленную модель действий, предвидя их последствия;
контроль и управление поведением человека: его способности отдавать себе отчет
в том, что происходит в нем самом и в окружающем его мире.



Осознанная,
целесообразная и произвольная регуляция поведения человека возможна
благодаря  тому, что у него формируется
внутренняя модель внешнего мира. В рамках этой модели осуществляется мысленное
манипулирование, она позволяет сопоставлять текущее состояние с прошлым и не
только намечать цели будущего поведения, но и отчетливо их представлять. Так
реализуется предусмотрительность - прогнозирование поступков до их совершения -
и осуществляется поэтапный контроль за приближением цели путем минимизации
различия между реальным и желаемым положением дел.



осознание
себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю
целостность, постоянство личности, которая независимо от ситуации способна
оставаться сама собой. Единство, целостность и независимость при восприятии
своего «я», т.е. узнавание себя при непредвиденном изменении внешних условий
существования человека, которое приводит к постоянному внутреннего мира,
является вершиной в борьбе за независимость человека от среды.



Воинская
служба всегда была связана с риском для жизни военнослужащего, лишениями для
членов его семьи, потерей здоровья. Безопасное состояние духовного мира
офицерского состава сегодня во многом оказалось в непосредственной зависимости
от социально=экономических возможностей общества и государства, их способности
наиболее полно удовлетворить необходимый спектр насущных их жизненных интересов
и потребностей. История не знает примеров того, чтобы  при меньших (незначительных) военных расходах армия была более
профессиональной и боеспособной.



Вопросы
социальной и правовой  защищенности
офицерского состава, их статуса и престижа в обществе, характера и прочности
военно-служебных отношений в армии и на флоте стали достаточно острой проблемой
военного строительства. Такое положение офицеров оказывает деморализующее
влияние на их духовный мир, что, в свою очередь, весьма негативно отражается на
отношении к службе и на состоянии боевой готовности войск.



О
нестабильности морально-психологического состояния офицерского состава, его
ограниченной устойчивости к управляемости свидетельствуют такие показатели как
сохраняющийся высокий уровень неудовлетворенности офицеров своим материальным
положением (до 75%0, жилищными условиями ( до 70%), условиями отдыха и досуга (
до 80 %), а также решением проблем своей социальной защищенности и социальной
защищенности членов их семей.



Одновременно
продолжается снижение духовно-нравственных показателей
морально-психологического состояния офицеров. С каждым годом уменьшается число
офицеров, для которых значимы высоконравственные ценности военной службы:
причастность к важному делу служения Отечеству, воинская честь и достоинство,
интерес к своей военной профессии. Только один из десяти офицеров, не
сомневаясь, порекомендовал бы армейскую карьеру  другу или родственнику в настоящее время. А это свидетельствует о
том, что нарастают процессы внутриличностного отчуждения значительной части
офицерского состава от принадлежности к армии и флоту, поиска других способов и
форм жизнедеятельности.



Данные
социологических опросов показывают, что целый ряд военно-политических проблем,
таких как дальнейшее расширение НАТО на Восток, переходят  в разряд далеко не актуальных в духовном
мире офицерского состава. Неудовлетворительная реализация социального статуса,
их осмысленных интересов привели к тому, что осмысление сложных
военно-политических проблем значительной частью офицерского состава сегодня
осуществляется преимущественно на обыденно-психологическом уровне, мышление во
многом становится ситуативным.



Духовный
мир офицерского состава сегодня характеризуется тем, что в нем возрастает
удельный вес общегражданских идей, взглядов и ориентации по сравнению с
военно-профессиональными. Офицерский состав все более значимыми признает
гражданские ценности и смысл жизни вне армии, замыкается сам на себя или на
ближайшее социальное окружение.



Вместе
с тем часть офицеров, не имея возможности приложения своих сил и умений в
гражданской жизни, «открывают» для себя другие - незаконные - способы
выживания: злоупотребление служебным положением, хищение имущества и оружия,
подлог документов и т.д.  Можно выявить
этапы в формировании правосознания, в котором появляются и обобщаются его
компоненты:



-                       
материальный мир приобретает качество принадлежности -
частная, личная и государственная собственность;



-                       
другие люди осознаются и сохраняются в своей физической
целостности и нравственном достоинстве нормами закона;



-                       
личностью объективируются и осознаются свои действия и
нравственные качества в свете правовых норм общества и его законов.



Сама
по себе противоречивость внутреволевых требований в какой-то мере неизбежна: в
этом отражается социальный, противоречивый характер самих процессов
экономического и социального развития. Таким образом в духовном мире
значительной части офицерского состава происходит определенное раздвоение
сознания, снижение значимости военно-профессиональных качеств. А это  может привести к негативным последствиям для
всего общества в целом так как влияет на обороноспособность страны. Сегодня у
значительной части офицерского состава наблюдается утрата интереса к анализу
сложных социально-экономических и политических проблем российского общества и
государства. Исследования показывают, что только незначительная часть офицеров
(5-20 %) сохраняют устойчивый интерес и способность к анализу общегражданских и
собственно военных проблем страны и Вооруженных Сил.



Поведение
каждого индивида в условиях межролевого конфликта зависит как от факторов
объективного порядка (основных характеристик, свойств волевых требований) так и
от субъективных факторов, центральным из которых является социально
обусловленное истолкование человеком конкретного смысла и значения этих
объективных требований. Причем именно субъективное истолкование непосредственно
предрешает акт соответствующего поведения.



Историческое  формирование сознания реализует отношение
офицерского состава к:



-       материальному
миру вещей и явлений



-       другим
людям, членам общества



-       самому
себе как личности и члену общества



     Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о
том, что практически каждый офицер сегодня вынужден затрачивать значительные
духовно-психические и физические усилия, чтобы сохранять свою духовность в
норме. Безопасной для духовного мира офицерского состава представляется такая
ситуация, при которой затраты на поддержание в норме своей духовности должны не
увеличиваться, а иметь устойчивую тенденцию с стабилизации, оптимизму,
положительной социальной и военно-профессиональной активности, уверенности.
Формирование ответственности личности тесно связано с воспитанием
гражданственности и нравственности, ибо гражданственность - это прежде всего
ответственность, долг- та высшая ступень в духовной жизни человека, на которой
он отдает себя служению Отечеству. Подлинная внутренняя ответственность
личности подразумевает ее активную жизненную позицию. Таким образом, быть
ответственным - это прежде всего признавать и защищать ценности своего
окружения, своего государства и содействовать реализации его целей.     



 



 



 



 








вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Лекция[more]